В VIII веке в Крыму появляются византийские монахи-иконопочитатели, в окрестностях Судака они основали много церквей и монастырей, чем способствовали быстрой христианизации населения.
Судак был центром православной епархии, возглавляемой сначала епископом, с X века архиепископом, а позже – митрополитом. В XV веке в городе насчитывалось 13 храмов, среди них были католические, православные, армянские церкви
В XIX веке единственный православный храм в Судаке находился на территории крепости. Но добираться туда было далеко, да и сам храм к тому времени состарился, обветшал и требовал ремонта, поэтому решили построить новую церковь в поселке. Торжественная Закладка состоялась 20 сентября 1819 года, однако строительство затянулось на долгие годы из-за нехватки средств.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы неоднократно посещали представители императорской семьи, Николай II пожертвовал средства на ремонт храма, пострадавшего во время землетрясения 1869 года. В 1936 году советская власть запретила проводить Богослужения, но они возобновились во время войны и продолжались до 1965 года. Затем в закрытом храме устроили Дом пионеров, а после – мастерскую по ремонту телевизоров.
В 1990 году под сводами отреставрированной церкви снова зазвучали слова молитвы. В 1996 году в Покровском храме появилась роспись художника И. Сахарова, изображающая Крымских святых.
Покровская церковь представляет собой крестово-купольное здание. С севера, юга и запада сделаны входы, украшенные четырьмя колоннами и треугольными фронтонами. Под фронтоном над главным входом надпись: «Пресвятая богородице, спаси нас», а по обе стороны от двери мозаичные изображения святых. В западной стене храма над дверью на мраморной плите надпись: «Во имя Покрова Пресвятая богородицы. Сооружен, сей храм от воплощения Бога Слова в 1819 году, сентября 20 дня. Дому Твоему подобает святыня Господи в долготу дней. Придете, и поклонимся, и припадём Ему, и всплачемся пред Господом, сотворившим нас».
ул. Ленина, 27
В Кизилташской долине («Кизилташ» в переводе означает «Красный камень») в пещере с источником святого Стефана в 1825 году появилась чудесным образом икона Божией Матери. Позже здесь поселились два странствующих богомольца, а в 1856 году небольшую церковь освятил архиепископ Иннокентий. По-настоящему обитель начала обустраиваться с приходом иеромонаха Парфения. «Он был мастак во всем: архитектор, инженер, столяр, печник, садовник, скотовод, что хотите. Этот маленький кизилташский Петр Великий в рясе инока. К нему обращались за советами, ему поручались дела. Посещавшие Кизилташ возвращались из пустыньки, очарованные ее лесными красотами и простосердечным радушием умного хозяина» – так писал об игумене Парфении Е.Л. Марков. Игумен разоблачил махинации татар, управлявших судакскими имениями и грабивших своих хозяев. За это его убили.
После Второй мировой войны в бывшем монастыре был создан арсенал для хранения ядерных боеголовок для кораблей Черноморского флота. В 1991 году ядерный запас вывезли, но воинская часть осталась.
Сегодня обитель постепенно возрождается, но попасть на ее территорию можно лишь по предъявлению документа.
Достопримечательностью монастыря являлся целебный источник, расположенный в одной из окрестных пещер (ее назвали «священной»). По преданию в пещере у целебного источника была найдена икона Божьей матери. Многие путешественники, посетившие Кизилташ, за природную красоту называли эту местность Крымской Швейцарией.
На опустевшие после переселения крымских татар в Турцию земли по велению Екатерины II приехали иностранные колонисты. В Судаке в 1805 году была основана немецкая колония. Чистые аккуратные домики в окружении садов появились возле Крепостной горы на месте поселка Уютное, ныне практически слившимся с городом. Жители колонии были депортированы в августе 1941 г. О колонии сегодня напоминают остатки старого кладбища на высоком холме при въезде в поселок – кое-где еще встречаются плиты с надписями на немецком языке.
В 1887 году верующие построили кирху, сохранившуюся до наших дней. Над входом готическая надпись: «Да будет мир на этом месте. Так повелел Бог Саваоф».
В советское время в закрытой кирхе был устроен клуб и кинотеатр. Сегодня здесь действует выставочный зал заповедника «Судакская крепость». Рядом с кирхой – лапидарий, где собраны надгробные плиты с надписями.
п. Уютное
В центре села, на холме стоит очень древний храм, построенный в ІХ-ХІ веке по типу армянских церквей. О Свято-Илиинском храме народная память хранит множество преданий. Одно из них вошло в знаменитый сборник крымских легенд, составленный Н. Марксом в начале XX века. В нем рассказывается о трагедии, произошедшей много веков назад, когда в канун Рождества на греческую деревушку налетели чагатаи Темура Аксака. Отец Петр спрятал в храме женщин и детей, а мужчин призвал встретить смерть, как подобает христианам. Даже время не стерло со ступеней церкви следы крови на том месте, где погиб священник и его юная дочь, не покинувшая отца в последний час.
Не менее трагичны и реальные события, произошедшие в Свято-Илиинском храме. В 1771 году русские войска под командованием М.В. Долгорукого разбили турецкую армию и заняли Кафу. Узнав об этом, турки в гневе убили православного священника отца Петра, которого жители почитали святым.
Главной реликвией древнего храма является купель, сделанная из капители мраморной колонны какого-то языческого храма. Богослужения в храме прекратились в 1936 году, в годы Второй мировой войны в нем молились румыны. После войны церковь вновь была закрыта и пришла в запустение. Только в конце 1990-х годов ее отреставрировали и передали верующим.
п. Солнечная Долина