Историко-археологический заповедник Херсонес Таврический известен далеко за пределами нашей страны. Раскопки открыли миру город, который на протяжении многих веков являлся крупным политическим, экономическим и культурным центрам Северного Причерноморья.
Херсонес был греческой колонией, основанной в 422-421 гг. до н.э. выходцами из Геракдеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря. Он расположен в юго-западной Крыма, у бухты, которая в настоящее время называется Карантинной.
Через сто с небольшим лет после основания территория Херсонеса уже занимала все пространство полуострова, лежащего между Карантинной и Песочной бухтами (в переводе с греческого "Херсонес" означает полуостров). Здесь жили земледельцы и ремесленники, врачи и скульпторы, архитекторы и художники, историки и поэты. Это была рабовладельческая республика с демократической формой правления; высшим органом государственной власти было народное собрание.
Все годы существования государства херсонеситам приходилось вести войны. Во II в. до н.э. шла кровопролитная, длительная война со скифами. Херсонес вынужден был обратиться за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который направил в Крым большой отряд во главе с полководцем Диофантом. Скифы были разгромлены, однако и Херсонесу не удалось сохранить свою самостоятельность: он вошел в состав державы Митридата. С тех пор город находился в постоянной зависимости от своих более сильных соседей.
В I в. до н.э. Хсрсонес утратил демократическую форму правления, попал в зависимость от Римской империи и долго служил основным форпостом ее захватнической политики в Северном Причерноморье. С началом новой эры в Херсонес проникает христианство, в IV в. оно становится официальной религией. Безжалостно разрушаются памятники античного искусства, театр, храмы, их заменяют христианские церкви, часовни. В этот период от нашествия гуннов погибают многие города. Херсонес, защищенный мощными оборонительными стенами, продолжает жить еще тысячелетие, но уже в условиях нового, феодального строя.
В V в. Херсонес вошел в состав Византийской империи, а в IX в. стал одной из ее военно-административных областей. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне – Корсунем.
Русь в эту пору становится силой, с которой вынуждены были считаться не только ближайшие соседи, но и такое крупное государство, как Византия. Когда Византия не выполнила обязательств договора с киевским князем Владимиром, он в 988 г. выступил против Корсуня и взял его после девятимесячной осады.
  Здесь, в Херсонесе, в 988 г. принял крещение князь Киевский Владимир, а затем окрестил Русь. Отсюда из Херсонеса пришло христианство и византийская культура на Русь.
Византия заключила с Русью равноправный союз. Херсонесу, служившему посредником в их торговле, этот союз был очень выгоден. Отсюда в Малую Азию и Византию отправлялись продукты сельского хозяйства и животноводства; из южных стран в Херсонес и далее, на север, везли оружие, ткани, масло.
Со временем могущество Византии ослабело, и в XIII в. торговля на Черном море оказалась в руках итальянских (венецианских, а затем генуэзских) купцов, которые основали в Крыму свои фактории. Торговые пути переместились в Восточный Крым, и это стало одной из причин упадка экономики Херсонеса. Трагедию города довершили набеги кочевников, которые в конце XIII в., а затем через сто лет нанесли ему непоправимый урон. Разрушенный и сожженный Херсонес больше не смог возродиться. К середине XV в. жизнь в нем окончательно угасла. Прошло время, и земля погребла под собой руины некогда большого, прекрасного города.
Лишь 400 лет спустя, в 1827 г., офицер Черноморского флота Крузе произвел первые раскопки на месте бывшего Херсонеса. Впоследствии они проводились отдельными лицами и организациями. Наиболее систематические раскопки начались в конце 80-х годов прошлого века. Двадцать лет жизни отдал им большой энтузиаст и организатор будущего музея К.К. Косцюшко-Валюжинич.
  За прошедшие с момента начала раскопок время Херсонесский историко-археологический заповедник превратился в один из крупнейших научно-исследовательских центров, стал базой, где ведут исследовательскую работу ученые-археологи и проходят практику студенты университетов. Систематические раскопки помогли восстановить историю древнего города-государства. Музей-заповедник очень популярен, ежегодно его посещают десятки тысяч экскурсантов. Их привлекают коллекции эпиграфических памятников (в том числе всемирно известная присяга граждан Херсонеса III в. до н. э.), произведения искусства, ремесленные изделия и орудия труда, предметы быта, которыми пользовались жители Херсонеса.
Экскурсанты могут ознакомиться с территорией древнего города: пройти по его главной улице, побродить по некогда оживленным жилым кварталам и площадям, осмотреть руины единственного, обнаруженного на территории нашей страны античного театра, беломраморные колонны средневековых храмов, остатки величественных оборонительных сооружений – стен и башен.
Из оборонительных башен наибольший интерес представляет башня Зенона, которая занимала важное место в системе городской обороны и поэтому постоянно достраивалась и совершенствовалась херсонеситами. Не случайно это самая большая башня Херсонеса. Она является интересным археологическим памятником Северного Причерноморья, в ней были найдены расписные надгробия, архитектурные детали, которые и сегодня восхищают своей красотой.
И, конечно, музей заповедника. В его античном отделе собраны предметы периода от VI в. до н.э. по V в. н.э. Один зал – эллинистический – посвящен начальному этапу херсонесской истории (до 1 в. до н.э.). Второй зал – римский – посвящен периоду, когда Херсонес был под протекторатом Римской империи (до IV в.).
В средневековом отделе музея представлены экспонаты, связанные с последними веками существования города, когда Херсонес был форпостом византийского мира в Таврике.
Херсонесский Свято-Владимирский собор
Так исторически сложилось, что в Севастополе два собора, освященных во имя святого князя Владимира. Желание возвести храм на руинах Херсонеса высказал еще архиепископ Иннокентий. Но по просьбе М.П. Лазарева собор построили в центре нового города Севастополя. Потом началась Крымская война.
Только 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора в византийском стиле по проекту Д.И. Гримма в присутствии императорской четы, Великий князь Владимир Александрович стал покровителем (ктитором) соборного храма. Место для будущего храма указал граф Уваров, в ходе раскопок он обнаружил развалины базилики и предположил, что это древняя церковь Рождества Божией Матери, где принял крещение князь Владимир. Строительство закончили в 1897 году. В росписи храма приняли участие А.И. Корзухин, П.Ф. Тихобразов, В.И. Нефф, М.Ю. Арнольд, И.А. Майков, И.Т. Молокин под руководством академика Н.М. Чагина. Художники применили новые методы: живописные полотна создавались в Петербурге на линолеуме, перевозились в Крым и уже в храме монтировались на камышовую основу, предохраняющую живопись от влаги.
Внутреннее убранство собора было богато и великолепно: стены облицованы темным и светлым каррарским мрамором, полы украшены мозаикой, сияющий свет лился в окна через витражи. Во Владимирском соборе хранился список чудотворной иконы Корсунской Божией Матери, которую в 988 году князь Владимир вывез из Херсонеса в Киев, и 115 частиц мощей разных святых.
После установления советской власти собор закрыли и передали Херсонесскому музею. Во время Второй мировой войны собор пострадал от попавшей в него бомбы. Реставрация началась в 90-е годы и продолжается до сих пор.
Херсонесский туманный колокол
5 апреля 2000 года, в день светлого праздника Пасхи вновь зазвонил херсонесский колокол, стоящий на берегу моря.
Необычна и интересна его история, В 1776 году он был отлит из пушек, захваченных во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и установлен в Херсонесском монастыре. Во время Крымской войны французы вывезли его с другими колоколами в качестве трофея и поместили на звонницу собора Парижской Богоматери. Несколько лет раздавался над Парижем его звон, пока в 1913 году президент Пуанкаре в знак дружбы с Россией не вернул колокол на родину, где его подняли на звонницу Владимирского собора. В1925 году все колокола сняли, а один установили на берегу, чтобы своим звоном он оповещал в ненастную погоду корабли о близости скалистого берега. Колокол пережил тревожные годы гражданской и Второй мировой войны, на его медных боках не счесть следов от пуль и осколков снарядов. В 60-е годы его лишили медного языка, и колокол замолчал. И вот теперь закончилось долгое молчание, началась новая жизнь.
Ул. Древняя 1, тел. 55-02-78, 24-13-01.
Время работы с 9-00 до 19-00, выходной ПН (музей до 17-00).