Музейное заведение начинает свою историю с 1961 года. Тогда, по случаю 100-летия со дня смерти Т. Г. Шевченко, внучатая племянница поэта К. Н. Красицкая и ее дочь А. В. Красицкая, которые проживали в Знаменке, основали общественный музей «Кобзарева горница». Задолго он стал известным не только в области, но и далеко за ее пределами, поскольку имеет в своих фондах уникальные материалы исторического и литературоведческого характера, а также основательные материалы генеалогии Красицких, собранные краеведом, потомком шевченковского рода В. Е. Шкодой. Сейчас «Кобзарева горница» имеет статус филиала и входит в состав краеведческого музея. До сих пор это единственный шевченковский музей в области.
В музее действуют постоянные экспозиции: «Природа Чернолесского края», «Родной город мой», «Казацкие зимовья и древнейшие крестьянские поселения в чернолесья», «Собор негаснущую памяти», «Поклонимся великим тем годам», «Декоративно-прикладное искусство и крестьянский быт XIX нач .. ХХ в. ». Кроме постоянно действующих экспозиций в музее практикуются временные, посвященные памятным датам и государственным праздникам.
Музей занимает 4 комнаты на первом этаже пятиэтажного дома в центре города.
г. Знаменка, ул. Глебка, 28.
Во второй половине XIX века сербское войско под командованием полковника Хорвата соорудило каменный храм, в котором велись службы. В 1953 г. храм был закрыт и отдан под склад зернохранилища, а затем переоборудован под больницу. В 1993 г. с прилегающими постройками храм был передан церковной общине и началось создание первого в Кировоградской области женского монастыря. Диковинский монастырь называют семейным, поскольку монашки живут в нем вместе со своими детьми, а летом к ним приезжают родственники. Внутреннее убранство храма заполнено большим количеством икон, в т.ч. чудотворная икона Св. Николая. Входя в храм следует обязательно разуться. Территория монастыря ухожена, много цветов.
с. Диковка
Большой лесной массив (около 90 тыс. Га) в пределах Александровского и Знаменского районов Кировоградской области.
Расположен на границе лесостепной и степной зоны, на высоком изрезанном оврагами плато между Ингулом и Ингула. Преобладают грабовые дубравы, по обочинам с примесями ясеня и вяза.
В XVIII веке лес входил во владения Запорожской Сечи, позже к Новой Сербии. Здесь формировались отряды гайдамаков, и из Черного леса как базы нападали на польские владения. С конца XVII века в течение последующих двух веков продолжалось уменьшение массивов Черного леса.
В 1937 - было выделено из общего массива заповедный участок площадью 445,8 гектара.
В 1948 - Черный лес внесли к категории особо ценных лесов и началось его восстановление.
Постановлением Совета Министров СССР от 28 января 1972 «О мерах по расширению сети государственных заповедников и улучшению заповедного дела» предусмотрено создание заповедника «Черный лес» общей площадью 7,4 тысячи гектаров.
С целью охраны уникального лесного массива в 1980 году был создан Чернолесский ландшафтный заказник.
На территории Черного леса, на дне глубокого оврага, расположено одноименное болото, в центре которого лежит озеро Берестоватое. Болото является самым южным сфагновым болотом в Украине. На территории болота растет много видов растений, свойственные более северным районам. Происхождение болота и озера связано с накоплением талой воды в ледниковый и послеледниковый периоды.
Болото с 1975 года является гидрологической достопримечательностью природы - «Болото Черный лес», с охранной площадью 2 га.
Археологическая культура предскифского суток (конца 9 - начала 7 века до н.э.) на Среднем Приднепровье. Сначала была распространена в лесостепи между Днестром и Днепром, а затем распространилась на бассейн реки Ворскла.
Первые памятники обнаружены в Черном лесу на Кировоградщине в верховьях реки Ингулец. Обнаружены остатки землянок, могильники с захоронениями и кремацией (в урнах), земледельческие орудия из бронзы, реже - железа, посуду, украшения. Основное занятие населения - земледелие; известно было и разведение рогатого скота, лошадей, свиней.
Промышленный центр культуры был сосредоточен по реке Тясмин. Важное городище у Субботова было бронзолитейным центром культуры.
Носители Чернолиской культуры связаны с населением белогрудовской, Бондарихинская и срубной культур. Происходит от белогрудовской культуры бронзового века.
Чернолесскую культуру исследовал Алексей Тереножкин и другие.