Ильинская церковь построена на средства купца Николая Годжия из кирпича в переходном стиле от барокко до классицизма в 1786 году. Это единственная Новомиргородская церковь из пяти, сохранилась до наших дней.
Кирпичная, оштукатуренная, центричная, тетраконховая в плане. Купол на высоком восьмигранном барабане увенчан главком. Гладкие поверхности стен с двумя рядами окон членят плоские пилястры с небольшими раскреповками, по карнизу опоясы¬вает фриз с лепными розетками. В силуэте подчеркнута ступенчатая композиция масс. Колокольни у нее нет.
Вокруг церкви расположены три захоронения, древнейшим из которых могила купчихи Соколовой (1843).
Тарас Шевченко посетил Златополь (тогдашнее Гуляйполе), чумакуя с отцом в 1827 году. Об этом он вспоминал в повести «Служанка», перепутав Большую Высь с Гнилым Тикичем:
25 июня 2010, в день 270-летия Новомиргорода состоялось торжественное открытие и освящение памятника. Позже вблизи него был заложен сквер и детская площадка.
Мраморный памятник изображает поэта молодым юношей в полный рост, стоящим на гранитной глыбе. Левой рукой он прижимает к груди «Кобзарь», а правой опирается на кручу, стилизованную под крыло. На крыле изображен маршрут молодого поэта: «Моринцы -Новомиргород - Елисаветград». Спереди к памятнику прикреплена табличка с эпиграфом.
История гимназии начинается 31 марта 1836, когда в городке Златополь Чигиринского уезда Киевской губернии было основано четырехклассное двор
янское училище. Семья Лопухиных, обладавшей Златополем, обратилась в правление Университета Святого Владимира с предложением учредить в городе дворянское училище. Первые три класса училища полностью соответствовали трем ниже гимназическим классам, а четвертый был организован для тех людей, которые хотели бы ограничиться меньшим, чем гимназическое, но законченным образованием.
В 1885 Златополь ское дворянское училище преобразовано в классическую мужскую гимназию. В связи с этим на заседании хозяйственного комитета гимназии рассматривается вопрос о возможности строительства нового помещения.
Строительство нового корпуса гимназии велось с 1885 по 1891 год на земельном участке, переданном в пожертвование Лопухиными - владельцами Златопольской усадьбы, на средства Лазаря Бродского и Митрофана Цветкова. Автором проекта считается архитектор Чекмарев (по другим данным, Архипов). Открытие здания состоялось 12 мая 1891.
В октябре 1920 Златопольская гимназия прекратила свое существование. В 1924 году в ее помещении начал действовать ликбез, а еще через год - школа № 1 имени Ивана Франко.
Во время немецкой оккупации в годы Второй Мировой войны в помещении был создан сборный лагерь молодежи перед насильственным вывозом на труд в Германию.
Здание гимназии выполнено в стиле эклектики с влиянием ренессансной архитектуры и представляет собой архитектурную ценность как один из примеров эстетического решения сооружений учебных заведений конца XIX века. В 1997 году она была признана памятником архитектуры и градостроительства.
Комплекс больницы построен известным Елисаветградским архитектором Яковом Паученко на средства Анны Дмитрян - дочери местного греческого купца Михаила Мартаки. Наибольшую архитектурно-художественную ценность представляют передний и боковые фасады больницы. Характерной особенностью здания является ее кирпичный декор. Комплекс больницы является прекрасным образцом гражданской архитектуры, получил развитие на юге Российской империи с 70-х годов XIX века.
Идея строительства новой больницы в Новомиргороде появилась у жены новомиргородского купца Анны Дмитрян после получения им в 1910 году великого наследия умершего отца. Городская управа во главе с Иваном Ткаченко выдвинула вариант размещения здания в Архиерейском сада по дороге в Елисаветграде, однако меценатка отвергла эту идею учитывая отдаленность местности от центра. Было решено начать строительство в городском саду на берегу озера Лонго. Для руководства проектом Дмитрян пригласила из Киева архитектора Якова Паученко.
Проект больницы был выполнен в псевдорусском стиле отделением Департамента по делам гражданского строительства Одессы. Ее строительство происходило с 1910 по 1913 годы на территории старой богадельни рядом с полковой церковью.
Больница была одним из первых зданий Новомиргорода, где приезжими мастерами было реализовано централизованное теплоснабжения. Трубы центрального отопления на чердаке изолировались дорогим в то время асбестовым тестом.
Здания больницы имеет прямоугольную форму с двумя прямоугольными апсидами, пристроенными сзади на флангах. Апсиды размещены на одной цокольной основе - стилобате. Боковые фасады апсид и всего сооружения расчленены по горизонтали заметным плинтусом, выполненным из двух параллельных валиков, соединенных между собой выступающими углами кирпича и фризом, символизирует решетку вышитого крестиком украинского рушника. Своим светло-теневым эффектом апсиды всего обязаны именно мережке и плинтов.
По вертикали фасады апсид членятся просторными окнами, увенчанными богатыми наличниками и красивыми фронтончиками. Задние окна больницы и пристроек просты в исполнении и хорошо заполняют пространство стен.
Переход переднего фасада на боковые воспроизведен с помощью полуколонн. Передний фасад больницы выделяется двумя фланговыми значительными и одним центральным небольшим ризалитом, к которому пристроено крыльцо. Центральная часть помещения, которая несколько завышена над передним фасадом, имеет крышу шатрового типа с завышенным коньком. Вместе с пристроенным к центральной части крыльцом и фронтоном они придают дому пирамидальности, высотного пространства и представляют собой доминанту всего ансамбля. Крыша центральной части венчают две вентиляционные шахты с небольшими фронтонами, которые придают дому еще большей пирамидальности и пространственной законченности.
Весь передний фасад дома представляет собой сплошной кирпичный ковер из обожженной глины, которая своей светотеневой игрой воспроизводит элементы виноградной лозы, полевых цветов, животворного дерева.
Крыльцо больницы, оформляющее главный вход и представляет собой элемент украинского модерна, имеет трехарочную конструкцию на четырех столбах грушевидной формы. На крыльце и его главных дверях, которые выполнены в виде свода, сосредоточено, главным образом, роскошное декоративное убранство («под шашку»). Именно в этой части дома больше воплощается самобытность и жизнеутверждающую основа народного искусства местных мастеров.
Плоскости стен переднего фасада заполнены парными высокими и одинарными широкими окнами, украшенные растительным орнаментом и мережкой. Стены, окна и дверные проемы имеют вид монолитного кирпичного массива и украшены рельефами. Светотени еще больше подчеркивают эту рельефность, а арочные завершения воспроизводят гармоничный ритм.
Карнизы украшены резьбой разного по содержанию и трактовкой орнамента. Целостность переднего фасада подчеркивается горизонтальным аркатурным поясом. Внешняя линия аркады изображенный кирпичной лентой. Желоба, желоба и водостоки также художественно украшены.
Кроме основного корпуса и дома врача, рядом с домом сохранилось помещение конюшен (1911), а позади больницы - здание электростанции.
Ландшафтный заказник местного значения. Площадь - 8,1 га.
Заказник расположен на юго-восток от города Новомиргород, между районным центром и селом Константиновка, в 1,5 км к югу от железнодорожной станции Новомиргород. Близость к городу делает местность перспективной для оборудования экологического маршрута.
Территория заказника включает в себя высокие склоны правого берега реки Большая Высь, которые дали название местности, а также часть речной поймы.
На территории заказника расположен источник с питьевой водой, содержащей ионы серебра.
О происхождении названия Барских Гор существует легенда, будто на этом месте стоял барский особняк, однако она не имеет никакого археологического подтверждения. Согласно ей, у здешнего господина смертельно заболела дочь, которую впоследствии вылечил нанятый незадолго до того господином наемник. Быстрому выздоровлению девушки способствовала вода из источника вблизи реки, а также лечебные грязи (вероятно, из озера Лонго). С тех пор наемник стал приближенным и доверенным лицом для господина.
Территория заказника отличается разнообразием растительного покрова и экологическими условиями. По сравнению с флористической разнообразием, фауна заказника достаточно бедная, в основном представлена птицами.