Киевский музей русского искусства был открыт 12 ноября 1922 года и первоначально носил название Киевской картинной галереи. Возникнув в непростое время разрухи и голода после революции 1917 года и гражданской войны, музей в своем развитии пережил все этапы становления, переустройства, лишений и потерь, которые прошла Украина в период своего существования в составе Советского Союза.
Открытие музея было приурочено к 5-й годовщине Октябрьской революции. В основу его коллекции положены национализированные художественные ценности, собранные в 1919 году в специальный музейный фонд, значительную часть которого составляли памятники, относящиеся к русской художественной культуре. Наличие такого обширного материала в Киеве объяснялось подъемом культурной жизни города в конце ХIХ – начале ХХ века, собирательской деятельностью киевлян, организацией местных и экспонированием передвижных выставок, созданием первого городского музея. Среди существовавших частных коллекций особенно выделялось собрание семьи Терещенко - крупнейших промышленников, меценатов, благотворителей. Принадлежавшие членам этой семьи произведения изобразительного искусства, а также их дома-особняки, построенные или приобретенные в центральной части Киева в 70-е-80-е годы ХIХ века, послужили базой для создания многих ныне известных киевских музеев.
Из коллекций Николы, Ивана, Федора Терещенко в Киевскую картинную галерею поступило не только самое большое количество работ, но и наиболее высокохудожественные. Прежде всего, это произведения живописи, графики, скульптуры русских художников второй половины ХIХ века, со многими из которых члены семьи Терещенко были лично знакомы. Из собраний Терещенко в музей попали известнейшие произведения русского искусства: «Ручей в лесу», «Среди долины ровныя», «Дубовая роща», «Первый снег» И.И.Шишкина; «Крестьянин с уздечкой» И.Н.Крамского; «Курсистка» Н.А.Ярошенко; «Поприщин», «Портрет В. Гаршина» И.Е. Репина; «Три царевны подземного царства» В.М. Васнецова; «Сумерки» Ап.М. Васнецова; «Зима. Имоченцы» В.Д.Поленова; «Девочка на фоне персидского ковра» М.А.Врубеля; «Игроки» П.А.Федотова, а также серии работ В.В.Верещагина, скульптуры М.М.Антокольского и другие.
В Киеве были на тот момент и другие значительные коллекции, как, например, собрания О.Гансена, Богдана и Варвары Ханенко, коллекция Рисовальной школы художника и педагога Н.Мурашко. Со временем многие произведения из них также поступили в музей. Экспозиция насчитывала около 200 единиц и носила в какой-то степени случайный характер.
В дальнейшем в галерею стали передаваться работы из других учреждений Киева (бывшего Городского музея, кабинета искусств Киевского университета), а Центральный музейный фонд направил в Украину часть произведений из ленинградского и московского хранилищ. Таким образом, в музей поступили работы мастеров конца ХIХ – начала ХХ века (А.Архипова, А.Рылова, В.Бялыницкого-Бирули, К.Юона, Н.Рериха, К.Сомова, П.Кончаловского, Р.Фалька), что было очень важным для создания более цельного собрания, расширившего временные рамки своей экспозиции работами еще одного периода в русском искусстве. Каталог-путеводитель галереи, составленный ее первым директором А.Дахновичем в 1928 году, включал около 300 произведений.
На протяжении последующих 10 лет произведения, иногда целыми коллекциями, переходили из музея в музей, преобразовывались и сами музеи. Некоторое время в начале 1930-х годов музей считался Национальной картинной галереей, где демонстрировалось не только русское искусство, но и современное украинское искусство. При галерее был обширный кабинет русской, украинской и западноевропейской графики. Все это, существенно расширяя собрание, делало его профиль довольно расплывчатым. Однако такие преобразования способствовали получению музеем больших коллекций живописных и графических работ И.Репина, В.Маковского, Н.Ге, М.Врубеля. Очень важной была передача произведений ХУIII века – работ Д.Левицкого и В.Боровиковского.
В 1935 году в связи с организацией в Киеве единого Государственного музея галерея вошла в его состав, но уже в следующем году сектор русского искусства вновь выделен в самостоятельное учреждение, получившее название «Киевский государственный музей русского искусства». Фонды самостоятельного музея состояли из работ ХIII – начала ХХ веков. С 1939 года стал формироваться отдел современного искусства, возникший как «Выставка работ советских художников из закупок последних лет».
К началу 1940-х годов музей стал одним из самых значительных художественных собраний страны. Создается полноценная экспозиция по историко-хронологическому принципу, организуются выставки, ведется научно-исследовательская работа. Музей включается в активную деятельность по популяризации искусства, приняв всесоюзные выставки произведений И.Репина, В.Сурикова и др.
Вторая мировая война причинила музею значительный ущерб. Основную часть музейного собрания эвакуировали в 1941 году в Уфу, где в местном музее были созданы необходимые условия для ее хранения. Оставшуюся же часть постигла печальная участь. Многие работы были вывезены за пределы Украины оккупантами. Всего музей лишился около 1500 произведений, среди которых работы И.Айвазовского, К.Флавицкого, Л.Соломаткина, А.Саврасова, А.Боголюбова, И.Шишкина, И.Левитана, А.Куинджи, В.Поленова, И.Остроухова, Н.Ге, И.Крамского, Н.Кузнецова, Н.Касаткина, М.Врубеля, А.Лентулова, К.Петрова-Водкина, А.Рылова, а также большое количество произведений древнерусского искусства, в том числе уникальные иконы ХV-ХVI веков.
Восстановлению собрания в послевоенные годы способствовала государственная политика приобретения работ для музея через специальные закупочные комиссии. Крупнейшие музеи Москвы, Ленинграда оказали существенную помощь, передав целый ряд первоклассных произведений для пополнения экспозиций. Производились обмены с другими музеями страны (Государственным Эрмитажем, Государственным художественным музеем Белоруссии), осуществлялись целенаправленные закупки с выставок, у семей художников, отдельных коллекционеров и владельцев картин. В результате этого в музей поступили картины А.Саврасова, Н.Крамского, Н.Ге, М.Клодта, А.Пластова, С.Чуйкова, С.Герасимова, М.Сарьяна, Ю.Пименова, П.Кончаловского, В.Серова, З.Серебряковой, Н.Рериха и др. Все это способствовало не только заполнению лакун в экспозиции, но и формированию собрания в целом.
Обогащали музей и дарственные поступления. Так, вдова М.Горького Е.Пешкова подарила работу А.Архипова «Молодая крестьянка в желтом платке», киевлянин А.Тульчинский – «Розы на террасе» К.Коровина и др. Одно из значительнейших событий в истории музея – получение в 1986 году по завещанию киевского врача Д.Л.Сигалова около 300 живописных и графических работ русских художников конца ХIХ – начала ХХ века. Этот дар имел для музея большое значение как факт наиболее крупного поступления от частного лица. Кроме того, благодаря ему в экспозиции появились первоклассные произведения К.Сомова, Б.Кустодиева, З.Серебряковой, М.Сарьяна, П.Кузнецова, С.Судейкина, Б.Григорьева, Н.Сапунова, Н.Тархова и др. До этого некоторые из названных авторов вообще не были представлены в музее.
Постоянно расширялся раздел советского искусства. Очень плодотворной стала деятельность музея в 1960-е-1980-е годы, чему способствовали постоянная выставочная деятельность, государственные закупки и непосредственные контакты с самими художниками. Особое внимание при этом уделялось поиску значительных современных работ, качество которых соответствовало бы высокому художественному уровню дореволюционного собрания. Таковыми являются имеющиеся в музее произведения старшего поколения советских мастеров – Б.Иогансона, С.Рянгиной, С.Чуйкова, С.Герасимова, А.Дейнеки, Ю.Пименова, А.Пластова, Н.Ромадина, А.Грицая, а также мастеров следующих поколений, выразивших новые художественные тенденции в 1960-е-1980-е годы: А.Никича, Г.Коржева, В.Попкова, И.Попова, Н.Андронова, В.Стожарова, П.Оссовского, В.Иванова, Д.Жилинского, Е.Моисеенко, Н.Ерышева, Е.Романовой, Н.Назаренко, Н.Нестеровой, В.Калинина, А.Ситникова, М.Ромадина и др.
В свое время музей последовательно формировал разделы искусства народов СССР, что являлось составной частью общих идейно-политических установок государства. Сейчас как положительный итог этой работы в музее имеется довольно обширная коллекция произведений многих замечательных мастеров практически всех бывших республик Союза – ныне независимых государств.
Замечательным работами представлены в музее и мастера изобразительного искусства Украины. Особое внимание, естественно, уделяется киевским авторам.
Киев - 01 004, ул. Терещенковская, 9
Тел./ факс: 044 287 73 24
Экскурсии принимаются по тел.: 044 234 62 18
e-mail: museumru@ukr.net
веб-сайт: http://www.kmrm.com.ua
Режим работы:
Пн, чт – выходные
Вт, пт – 11.00-19.00 (Вход до 18.00)
Ср, сб, вс – 10.00-18.00 (Вход до 17.00)
Ближайшие станции метро: «Площадь Льва Толстого», «Университет», «Театральная».