На высоких холмах правого берега Днепра величественно возвышается увенчанная золотыми куполами Свято-Успенская Киево-печерская Лавра – удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры.
Киево-печерская Лавра начала свое существование в 1051 г. и застраивался в течение 9 следующих веков. Основателями монастыря летописи называют монахов Антония родом из г. Любеча (теперь Черниговской области) и Феодосия — из г. Василькова (теперь Киевской области).
Название "Печерская" происходит от слова "пещеры", которые были найдены на этой территории и в которых селились первые монахи.
Постоянными посетителями пещерного монастыря стали князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, и киевская знать, которые пожертвовали средства на сооружение наземного храма и келий, когда пещеры стали тесными для числа братии, которая быстро росла. Случилось это около 1062 г.: преподобный Антоний назначил первым игуменом преподобного Варлаама, а сам пошел на сорок лет в отдаленную пещеру.
Расположен комплекс на территории 23,54 га. Его архитектурный ансамбль, который состоит из памяток ХІІ-ХХ в., фактически есть большой экспозицией под открытым небом. Монастырь занимает два больших холма и широкую впадину между ними, плавно спускающуюся к Днепру.
Монахи Киево-печерской Лавры и в первую очередь затворники, отличались нравственностью. Это привлекало в Лавру образованных и знатных людей. Монастырь стал своеобразной академией православных иерархов. К началу XIII века из числа его монахов в разные границы Киевской Руси было назначено 50 епископов.
Играя значительную роль в объединении восточно-славянских земель, будучи духовным, социальным, культурным и просветительским центром, Печерская лавра пользовалась заслуженной славой не только на Руси, но и в Польше, Армении, Византии, Болгарии и других странах.
Начиная с 40-х годов XIII ст. и к началу XIV века Киево-Печерская Лавра была свидетелем татаро-монгольского нашествия, монастырь как и весь Киев, очень пострадал также в 1399 и 1416 гг.
До конца XVI в., преодолевая разные трудности, связанные с окатоличиванием украинских земель, а также вмешательством во внутреннюю жизнь Лавры короля и магнатов, монастырь, отстраивая храмы и приобретая новые земли, активно возрождается. Уже не имеющий той славы, которая была в первые века его существования, он остается одним из крупных духовных, просветительских и культурных центров Украины.
В 1911 г. земля Лавры приняла останки Петра Аркадиевича Столыпина – выдающегося государственного деятеля Российской Империи.
После октябрьского переворота 1917 г. для Лавры начались самые тяжелые в ее истории времена. Согласно Декрету советского правительства ("Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви") все имущество церковных и религиозных обществ было объявлено достоянием народа. Постепенная изоляция церковной общины, вытеснения ее вновь созданным музеем завершились к началу в 1930 г. полной ликвидацией монастыря. Огромный убыток архитектурным и историческим ценностям Лавры был нанесен и в годы Второй мировой войны, а 3 ноября 1941 года был подорван Свято-Успенский собор.
В июне в 1988 г. в связи с празднованием 1000-летнего юбилея Крещения Киевской Руси и согласно постановлению Совета Министров УССР вновь созданной Печерской общине была передана территория Дальних пещер со всеми наземными строениями и пещерами; в 1990 г. передана территория пещер Ближних.
Главная святыня Лавры – нетленные мощи святых печерских угодников, которые покоятся в Антониевых и Феодосиевых пещерах.
Лавра – это почетное название, которое давалось очень крупным и значительным монастырям. Архитектурный комплекс монастыря Киево-Печерская Лавра и сегодня производит грандиозное впечатление. В солнечный день отблески многочисленных куполов и звонниц Киево-Печерской Лавры даже слепят глаза.
Весь комплекс Киево-Печерской лавры занесен в титульный список архитектурных памятников ЮНЕСКО.
Большинство строений Киево-Печерской Лавры датируется 17-18 веками, и они являются прекрасным примером стиля Украинского Барокко в архитектуре.
На территории Киево-Печерской Лавры Вы сможете увидеть:
Троицкая церковь – памятник архитектуры ХІІ-ХVІІІ в., Никольский Больничный монастырь – с ним связанно развитие отечественной монастырской медицины. Кельи монахов – памятники гражданской архитектуры ХVІІІ в. В одном из корпусов находятся выставки "Украинское искусство периода барокко", выставка голограмм "Духовные сокровища Украины", выставка "Лаврские пещеры. История. Архитектура. Археология".
Успенский собор – одна из наиболее чтимых святынь православного мира. Был построена в 1073-1077 гг.. Это первая каменная постройка в Киево-Печерской Лавре. Во время разрушительного пожара церковь практически сгорела, а в 1723 -1729 гг. была полностью реконструирована. В течении XVII-XVIII столетий постоянно изменяла свой внешний вид. В итоге, церковь приобрела стиль украинского барокко. В ноябре 1941 г. была взорвана. В 2000 г. Украинским правительством были выделены средства на воссоздание собора и сейчас это одна из самых древних и красивых церквей Киева (ул. И.Мазепы 21, находится напротив входа в Киево-Печерскую Лавру. Работает с 9-00 до 17-00)
Большая Лаврская колокольня Построена она была в 1731-1745 гг. по проекту архитектора и инженера Иоганна Готфрида Шеделя. На средства гетмана Ивана Мазепы были приобретены материалы и заложен фундамент, глубина которого составляет свыше 6 м. На строительство сооружения пошло 5 млн. штук кирпича разных размеров и форм. В строительстве колокольни принимали участие мастера Киево-Печерской лавры Степан Ковнир, Иосиф Рубашевский, Иван Горох и другие.
Здание представляет собой восьмигранную четырехъярусную башню высотой 96,5 м. Диаметр основания колокольни составляет 28 м, толщина стен в нижней части 8 м.
Во время Второй мировой войны Большая лаврская колокольня получила значительные повреждения. Реставрационные работы длились пять лет и были завершены в 1961 году.
Во время реставрации на позолоту купола использовано почти 3,5 кг золота 96 пробы. На протяжении своего 250-летнего существования колокольню неоднократно ремонтировали, о чем свидетельствуют даты над ее дверными проемами.
На колокольню можно подняться, преодолев 374 ступеньки, и с высоты птичьего полета насладиться замечательной панорамой древнего и вечно молодого Киева.
Ярусы Большой лаврской колокольни. Каждый ярус Большой лаврской колокольни имеет свое оформление и назначение.
Первый ярус отделан "под руст" – в виде кладки из большого прямоугольного камня, здесь находился лаврский архив.
Второй – украшен 32-мя римско-дорическими колоннами, которые расположены группами между восемью окнами. Над колоннами протянут сложный профилированный антаблФемент. На втором ярусе находилась библиотека монастыря, в которой насчитывалось свыше 30 тыс. книг. Третий ярус колокольни обрамлен 16-тью колоннами ионического ордера. Здесь размещалось 13 колоколов общим весом почти 6000 пудов. Самый большой колокол весил 1636 пудов. Сейчас сохранилось лишь три небольших колокола.
Четвертый ярус, который завершает башню и откуда можно посмотреть на бескрайние просторы нашего прекрасного города, обрамлен колоннами коринфского ордера. Этот ярус предназначался для размещения часов. В 1903 году, по заказу Духовного Собора Лавры, московский мастер Андрей Енодин изготовил часы по образцу Кремлевских курантов.
Часы не имеют циферблата и стрелок. Их механизм весит 4,5 тонны. Он соединен с 7-ю колокольчиками, которые каждые 15 минут отзванивают мелодичную гамму, а каждый полный час большой колокол отбивает соответствующим числом ударов. Механизм часов заводится один раз в неделю ручным способом с помощью лебедки.
Венчают колокольню позолоченные купола крест высотой 4,5 м.
Интересные факты:
1.Большая Лаврская колокольня наклонена на 62 см в северо-восточном направлении. Возведенная в 1731-1744 гг. архитектором И.Г. Шеделем, она стала для своего времени самым грандиозным башенным сооружением Украины (высота 96 м). "Тебя, величавое творение, созданное моей энергией и воображением, торжественно встретят потомки!" - сказал И.Г. Шедель, завершив строительство. Наклон колокольни связан, по-видимому, с тем, что стоит она вблизи оползневых склонов высокого правого берега Днепра. Однако, в отличие от знаменитой Пизанской башни, Большая Лаврская колокольня не "падает", т.е. наклон ее не увеличивается.
2. Действующим лаврским курантам, установленным на Большой Лаврской колокольне в 1903 г., более ста лет. Их гарантийный срок исчислялся в 15 лет, но они до сих пор не нуждаются в ремонте.
Дом наместника. По правую сторону Большой лаврской колокольни находится дом наместника лавры (второй фигуры в лаврской иерархии), перестроенный Й.Г.Шеделем в 40-х гг. ХVІІІ ст. Изначально здесь располагалась ключня, которую со временем переоборудовали под покои наместника.
Восточный фасад здания, который выходит на Соборную площадь, расчленяют желобчатые пилястры, между которыми расположены небольшие окна с полукруглым завершением, украшенные сложными наличниками. Над пилястрами – красиво очерченный карниз с высоким фронтоном в виде треугольника. Крыша дома металлическая двускатная с заломом. Вход в здание – со стороны южного фасада. Во время пребывания высших духовных лиц в Лавре, в их распоряжение предоставлялись комнаты именно в доме наместника.
Сейчас в этом корпусе расположен выставочный центр Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
Библиотека Флавиана. К дому наместника примыкает здание, специально сооруженное в 1908 году архитектором Е.Ф.Ермаковым для библиотеки киевского митрополита Флавиана (Городецкого). Это двухэтажная кирпичная Г-образная постройка с подвалами. Фасады мастерски декорированы пилястрами и сандриками. Библиотека Флавиана насчитывала более 20 000 книг, среди которых было очень много редких и ценных изданий по истории, литературе, педагогике, музыке. Книги своего собрания митрополит Флавиан начал собирать еще во времена служения в Китае (с 1873-1891 гг. – нзначен членом Пекинской духовной миссии, а вскоре, в сане архимандрита возглавил ее). Библиотека имела хорошо организованный справочно-библиографический аппарат и ежегодно выпускала каталог новых поступлений. В этом доме также размещались большие читальные залы, в которых знакомиться с редкостными книгами имели возможность не только монахи Киево-Печерской лавры, а также священники, преподаватели и студенты Киевской духовной академии и университета, ученые из Киева, Москвы, Петербурга и других городов. После 1918 г. собрание книг поступило в распоряжение Всеукраинской Академии наук. В настоящее время в виде единой коллекции оно не существует.
Над входными дверями сохранился оригинальный козырек, сделанный кузнецом Иваном Дзюбой.
Сейчас в этом доме размещается выставка "Микроминиатюры Николая Сядристого".
Митрополичьи покои. В южной части Соборной площади находится здание Митрополичьих покоев.
Сначала в этом помещении были размещены покои лаврских архимандритов. Это было двухэтажное деревянное здание с домовой церковью.
В ночь с 21 на 22 апреля 1718 г. в келье наместника Варлаама Голенковского возник пожар, пламя которого поглотило деревянные и повредило каменные сооружения Лавры. В истории монастыря он имеет название большого лаврского пожара. Во время пожара сгорели: редкостная лаврская библиотека, ризница, другие сокровища. Большой вред был причинен типографии, где пожар уничтожил книжный склад, бумагу и часть деревянных гравированных досок.
На месте сгоревшего дома в 1727 г. построены одноэтажные каменные кельи. Сначала здание было четырехкамерным, разделенным на две половины. В 1731 г. надстроен второй этаж, а в середине XVIII ст. архитектор Иоганн Готфрид Шедель к существующему корпусу пристроил такой же корпус. В начале XIX ст. оба корпуса были покрыты общей крышей. Затем к южному фасаду были пристроены балконы и помещения под библиотеку. В разные времена к сооружению сделаны боковые пристройки, расположенные асимметрично относительно центральной части фасада, которая выступает ризалитом и завершается фигурным фронтоном. Фасады расчленены пилястрами, деление на этажи подчеркнуто развитым карнизом. Отличие размеров окон и дверных проемов, сделанных в разное время, их декоративной обработки не только не испортили архитектуру этого здания, а и придали ей некоторое своеобразие.
До 1786 года в этом помещении жили лаврские архимандриты: Роман Копа, Илларион Негребецкий, Тимофей Щербацкий, Иосиф Оранский, Лука Белоусович, Зосима Валькевич.
После подписания 10 апреля 1786 г. Екатериной ІІ указа "О штатах Киевской, Черниговской... епархий" Лавра была подчинена киевскому митрополиту, к титулу которого с того времени прибавлялось также звание священноархимандрита Печерской лавры. Именно с того времени покои печерского архимандрита были переименованы в митрополичьи, а митрополитам Киевским предоставлялось право избирать местожительством либо Лавру, либо Киево-Софийский собор.
В покоях митрополита происходили приемы императоров и членов императорских семей, высших иерархов церкви. Как память о пребывании в митрополичьих покоях императрицы Елизаветы Петровны над их крыльцом был установлен российский герб (просуществовал до конца ХІХ ст.).
Еще в 1776 г. в восточной пристройке была устроена церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. А домовая церковь, которая сохранилась до нашего времени, была построена в 1904-1905 годах на средства митрополита Флавиана (Городецкого) по проекту архитектора Е.Ермакова. Главный северный фасад ее пышно декорирован в стиле рококо. Интерьер храма был решен архитектором в виде освещенного с обеих сторон зала с хорами вдоль северной, западной и южной стены. На хоры ведут две чугунные винтовые лестницы. Свод этого этажа опирается на стены и четыре ряда чугунных столбов.
По завершению строительных работ в церкви были освящены четыре престола: главный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, второй – во имя святителя Михаила. Два других – в честь святителей Флавиана, патриарха Цареградского, и Митрофана Воронежского – находились на хорах.
Здание очень пострадало во время взрыва Успенского собора в ноябре 1941 г. (во время Второй мировой войны). Сохранилась только кирпичная оболочка и внутренние перекрытия. В 60-х годах XX ст. сооружение было реставрировано, восстановлены утраченные конструкции и декор XVIII ст.
Сейчас в этих зданиях находится Музей украинского народного декоративного искусства.
Трапезная церковь. Строительство трапезных в монастырях было вызвано требованиями Студийского устава для совместного питания монахов. Недалеко от того места, где стоит современное сооружение, в 1108 г. была построена монастырская трапезная. О ее архитектуре ничего не известно. Летопись сообщает, что во время землетрясения 1230 года она была значительно повреждена. И только в 1684 г. на средства киевского мещанина Михаила Максимовича в Лавре начали возводить новую каменную трапезную. Строительство ее было закончено в 1694 г. Поврежденная пожаром в 1718 г., Трапезная требовала ремонта. После восстановительных работ здание приобрело типичные для украинского барокко черты и гармонично дополнило архитектурный ансамбль монастыря. В 1720 г. она была украшена настенными росписями. В 1862 г. над палатой построили второй этаж с жилыми помещениями для послушников, которые работали в братской трапезной и кухне. В июле 1893 г. Духовным собором было принято решение разобрать старое здание. Проект новой Трапезной составил архитектор В.Николаев. Строительство начали в 1895 г. Здание имело характерную для его функционального назначения композицию - большое помещение и прилегающая к нему церковь, которые сохранились до наших дней без значительных изменений. Церковь напоминает древние храмы Византии. Она представляет собой большое двухэтажное восьмиугольное сооружение, перекрытое огромным сферическим куполом диаметром около 20 метров. арочные оконные проемы предают легкости световому барабану. В восточной части расположена алтарная апсида. Фасады церкви декорированы сложным узором, выложенным кирпичом, основание церкви украшено рустом, а плоскости стен – арочными оконными проемами.
В убранстве как палаты, так и церкви использованы орнаментальные рельефы, покрытые полихромной росписью. Фриз украшен лепными розетками. Пол в церкви выложили металлическими плитами, а на солее - мраморными. Новая Трапезная церковь была освящена во имя преподобных Антония и Феодосия 13 августа 1895 г.
В 1903 г. по заказу Духовного собора Лавры известный русский архитектор А.Щусев сделал разбивку стен под живопись.
Все храмовые композиции объединены орнаментальными росписями.
Орнаментальные мотивы использованы также в оформлении заклиросных киотов.
Выполненный в форме невысокой предалтарной преграды иконостас открывает всю красоту алтарной конхи храма.
Интерьер церкви дополняет бронзовое посеребренное паникадило весом 1200 кг.
В Трапезном храме в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских за левым клиросом находится икона апостола Андрея Первозванного с частицей мощей святого. Она была написана в середине 90-х годов ХХ в. по заказу ризницы Лавры. Память апостола Андрея Первозванного совершается 30 ноября/13 декабря.
Также в церкви хранится один из древних списков иконы Успения Богородицы. По традиции, каждую среду перед литургией проходит служба Успения Пресвятой Богородицы с акафистом.
Из многочисленных погребений, которые находились вокруг церкви, до нашего времени сохранились лишь погребение генерального судьи Войска Запорожского В.Кочубея, полтавского полковника И.Искры, полковника донского казацкого войска Ф.Фролова. Рядом находится восстановленная могила премьер-министра царского правительства Петра Аркадьевича Столыпина, похороненного в 1911 г.
В 1941 г. Трапезная пострадала во время взрыва Успенского собора. Ремонтно-реставрационные работы на фасадах были завершены в 1956 г., восстановление интерьера проводилось в течение 1976-80 годов. С 1990 г. в храме регулярно правится служба Божья. С 1992 г. он является кафедральным собором Киева (УПЦ).
Типография. К Ковнировскому корпусу примыкает здание типографии Киево-Печерской Лавры, которую в 1615 г. основал известный ученый, просветитель, архимандрит Лавры Елисей Плетенецкий. В начале XVII в. он приобрел в г. Стрятине типографию у братьев Балабановых и перевез ее в Киево-Печерскую лавру. Создание ее положило начало книгопечатанью в Киеве. Работала она свыше 300 лет.
Здание оформлено в стиле украинского барокко. Фасады расчленены лопатками, полуколоннами, окна нижнего этажа обрамлены наличниками, второго - украшены сандриками. Портал имеет простую квадратную композицию, которая состоит из двух дорических колонн, соединенных вверху карнизом. Западный фасад украшен полуколонками, вдоль него посредине проходит пояс из зеленых керамических розеток. С южной и восточной стороны здание воспринимается как сказочный замок с выступом в виде башни и массивными арками, перекинутыми через спускающуюся вниз улицу, ведущую к пещерам. Живописным уголком в архитектурном ландшафте верхней территории монастыря можно считать восточную часть корпуса типографии с террасой, красивой выгнутой лестницей и чугунным балконом. Т.Г.Шевченко часто посещал типографию и любовался с ее балкона живописным видом на Днепр.
Такой вид типография сохранила и после капитального ремонта в 1954 г. Теперь здесь размещается Музей книги и книгопечатания Украины.
Ковнировский корпус. С восточной стороны от Успенского собора стоит оригинально украшенный фигурными фронтонами памятник гражданской архитектуры – здание бывшей пекарни и просфорни. Строение состоит из частей, возведенных в разное время. Южная часть здания построена в XVII ст. и реконструирована Степаном Ковниром в 40-х годах XVIII ст., а северная – в 1744-1745 гг. Поэтому корпус и называется "Ковнировским" – по имени талантливого зодчего, крепостного Лавры.
В годы фашистской оккупации Ковнировский корпус был частично разрушен. Лишь в 1963 г. корпус был восстановлен.
Сейчас здесь находится Музей исторических драгоценностей Украины.
Экономический корпус. К северным воротам Киево-Печерской Лавры ведет Экономическая улица, на которой расположен памятник гражданской архитектуры XVIII-XIX ст. – Экономический корпус. Название корпус получил в связи с тем, что в нем жил эконом Лавры, именно в экономическом корпусе решались важные вопросы управления огромным лаврским хозяйством. Отсюда и название корпуса, улицы и ворот с церковью Всех Святых.
В экономическом корпусе находилась канцелярия Духовного собора Лавры, монастырский архив и кельи лаврской братии и начальника типографии. Корпус протянулся на 100 м. Сначала сооружение было одноэтажным с барочными архитектурными формами. Северная сторона здания возведена в конце XVII – в начале XVIII столетий, остальная часть – после пожара 1718 г., что и подтверждает разностилевый декор фасада. Треть северного фасада строения имеет более богатое декоративное оформление стен. Фасад разделен фигурными пилястрами с расположенным над ними карнизом. Над оконными и дверными проёмами выразительно вырисовываются профилированные треугольные сандрики. Помещение перекрыто массивными сводами.
В 1848 г. по проекту известного киевского епархиального архитектора П.И.Спарро надстроен второй этаж экономического корпуса. Декоративное украшение надстройки довольно сдержанное. Над плоскостью стен выступают пилястры, окна обрамляют рельефные наличники. В декабре 1872 г. в Экономическом корпусе вспыхнул пожар, от которого дом очень пострадал. В 1875 г. были проведены работы по реконструкции корпуса.
Во время войны 1941-1945 гг. корпус был разрушен, остались только стены. Восстановлен Экономический корпус в 60-х годах ХХ ст.
Церковь Всех Святых. В глубине Экономической улицы величественно возвышается над Экономическими воротами церковь Всех Святых. Церковь Всех Святых посвящена празднику, который отмечается в первое воскресенье после Троицы.
Построена она в 1696-1698 годах по типу крестово-купольной пятиглавой украинской деревянной церкви на средства гетмана Ивана Мазепы, родовой герб которого ныне украшает северный фасад храма (восстановленный в 1996 г.).
Церковь Всех Святых строилась одновременно с Экономическими воротами, поэтому некоторые исследователи считают, что она построена по проекту архитектора Д.Аксамитова, который был автором проекта Экономических ворот. Также он построил и крепостные стены, примыкающие с обеих сторон к этому храму.
Церковь Всех Святых –двухъярусное сооружение. Она поражает своей изысканностью и богатством украшения, стройностью и четкостью объемов.
Вход в церковь находится с южной стороны и проходит через аркаду. Из аркады к храму ведет галерея.
Особое впечатление производит интерьер церкви.
О первоначальном виде храмовой живописи нет никаких сведений.
Украшением церкви Всех Святых является резной позолоченный иконостас.
Интерьер церкви дополняют два мраморных мозаичных киота, установленные на южной и северной стенах.
Церковь не только замечательно оформлена, но имеет и хорошую акустику. Во время ремонта под чугунными плитами пола (подарок промышленника И.Демидова), по линии иконостаса, а также в алтаре в песчаной прослойке, найдено большое количество керамических кувшинов, зарытых в песок горловиной вниз в пять рядов. Сосуды были разных форм и размеров. Такие кувшины применялись как резонатор для усиления звука в храмах, а также для облегчения конструкции строения.
Архитектура Всехсвятской церкви привлекла внимание Т.Г. евченка, который в 1846 г. сделал ее зарисовки.
Службы в этой церкви совершались лишь на протяжении одной недели, посвященной памяти Всех Святых.
В 1969-1978 гг. бригадой реставраторов под руководством В.Бабьюка была проведена реставрация монументальной живописи интерьера церкви.
Церковь Всех Святых соединила в себе замечательную архитектуру украинского барокко XVII и ХХ веков. Больше 300 лет этому памятнику архитектуры, но до сих пор он очаровывает своей изысканной красотой.
Церковь Спаса на Берестовом. В конце ХІ – начале ХІІ ст. в селе Берестово, где находилась резиденция Киевских князей, по инициативе Владимира Мономаха была построена каменная церковь Спаса. В летописях она упоминается как усыпальница рода Мономаховичей. Здесь похоронена в 1138 г. дочь Мономаха Евфимия, в 1157 г. – основатель Москвы Юрий Долгорукий, в 1172 г. - его сын Глеб.
В своем первоначальном виде церковь Спаса не сохранилась. Проведенные 1909-1914 гг. археологические раскопки под руководством проф. П.П. Покрышкина, позволили реконструировать архитектурные формы древнерусского памятника. Церковь Спаса, как и Успенский собор Печерского монастыря, представляла собой тип крестовокупольного шестистолпного храма с тремя полуциркульными апсидами на востоке, 20 х 30 м, увенчанного одним сферическим куполом. От древней части храма остался только нартекс, более широкий, чем основная часть храма, так как имеет в северной и южной частях ризалиты. В южной части нартекса находится круглая башня, где сохранились следы от винтообразной лестницы, ведущей на второй этаж на хоры. Стены церкви выложены из кирпича, характерным для каменных строений Киева ХІ-ХІІ ст. способом "утопленного ряда". Фасады храма украшены широким меандровым фризом, крестиками, пилястрами, декоративными нишами.
Много страданий пришлось пережить церкви Спаса на Берестовом: землетрясение ХІІІ ст., монголо-татарское нашествие, антиправославный декрет 1481 г., запрещающий ремонтировать и восстанавливать православные храмы, нашествия татарского хана Менгли-Гирея в 1482 г. В начале XVI ст. храм перешел в руки униатов и стал приходской церковью. В 40-х годах XVII ст. разрушенную церковь восстанавливает киевский митрополит Петр Могила. После реставрации древнее сооружение приобрело вид украинской крестообразной церкви и просуществовало без изменений почти 50 лет. В состав нового храма вошли древние стены, сохранившиеся к тому времени.
В конце ХVІІІ ст. Степан Демьянович Ковнир на свои средства поставил в церкви и позолотил новый иконостас.
Вход в церковь устроен через трехъярусную каменную колокольню.
Настенная живопись храма была восстановлена в 40-х годах XVII ст.
В 1947 г. храм реставрировали. Современная церковь Спаса на Берестовом представляет собой крестообразное пятикупольное сооружение. Большую часть древних фундаментов, которые не были использованы, законсервировали и музеефицировали.
7 сентября 1947 г. в храме, на месте погребения Юрия Долгорукого, в честь празднования 800-летия Москвы был установлен надгробный монумент в виде древнерусского саркофага. Автор памятника - архитектор П.Остапенко. В 1982 г. закончена реставрация интерьера церкви, отремонтирована крыша, позолочены купола.
Учитывая всемирное, общенациональное значение и исключительную историческую, научную, архитектурную ценность церкви Спаса, Институт архитектурной консервации Гетти в 2001 г. предоставил грант на поддержку проекта подготовки реставрации церкви Спаса на Берестовом. Работы, которые предусмотрены Международной программой фонда "Гетти", направлены на сохранение церкви Спаса как выдающегося памятника Украины, который относится к достоянию архитектурного наследия всемирного значения.
Заказ экскурсий
Заказ на обслуживание организованных групп (не менее 10 человек) и отдельных посетителей принимаются как предварительно (по телефону или лично), так и в день посещения Заповедника. Дата и время проведения экскурсии согласовываются предварительно во время заказа. Экскурсионные услуги предоставляются как организованным группам, так и самостоятельным посетителям. По желанию, посетители могут осуществить экскурсию в составе организованной группы (в количестве до 15 человек), которые постоянно формируются возле центрального входа. Популярностью пользуется экскурсионное обслуживание индивидуальных посетителей (в количестве от 1 до 5 человек), семейные экскурсии и т.п., тогда туристы получают возможность находиться в музее столько, сколько позволяет их свободное время. Экскурсионная часть предлагает посетителям экскурсии по всей территории Заповедника, включая пещеры. Обзорная экскурсия длится свыше 2ч. Такая продолжительность экскурсии обусловлена большой территорией Заповедника (23, 54 га), на которой расположены 140 сооружений разного назначения. Посетители ознакомятся с неповторимым архитектурным ансамблем монастыря, посетят по выбору интерьеры двух храмов.
Экскурсии проводятся на украинском, русском, английском, французском, немецком, итальянском, испанском, японском, польском, румынском языках.
Экскурсионное обслуживание можно оплатить наличным или безналичным расчетом.