Музей был основан усилиями украинской интеллигенции в конце XIX века как первый общедоступный музей Киева.
Здание музея построено по проекту московского архитектора Петра Бойцова в неоклассическом стиле. Дорабатывал проект и руководил работами известный киевский зодчий Владислав Городецкий. Скульптурное убранство фасада выполнено мастерской Элио Саля.
Первая выставка по случаю XI Всероссийского археологического съезда открылась в недостроенном помещении Киевского городского музея древностей и искусств в августе 1899 года. Официальное открытие и освящение заведения, получившее название Киевский художественно-промышленный и научный музей имени государя императора Николая Александровича, состоялось 30 декабря 1904.
В 1919 году после национализации музей стал называться 1-м Государственным, с 1924 - Всеукраинским историческим имени Тараса Шевченко, с 1936 - Государственным украинским, с 1939 - Государственным музеем украинского искусства. Во время немецкой оккупации Киева в 1942 году музей был объединен с коллекцией русского искусства под общим названием Государственный музей восточноевропейского искусства, в 1944 году предыдущий статус музея было восстановлено. В изменении названий музея отразились сложные процессы жизни страны и определенные этапы становления отечественного музейного дела. В частности, по названиям можно проследить, как менялся профиль коллекции, и как отдельные части первичной сборки отходили, чтобы стать основой для рождения других музеев Киева.
Последнее название этого учреждения - Национальный художественный музей Украины - появилось в 1994 году и за время независимости украинского государства показало наивысший статус музея как ведущей коллекции отечественного искусства, которая и ныне остается духовной сокровищницей нашей страны, ее гордостью и богатством.
Национальный художественный музей Украины - наиболее репрезентативное собрание отечественного изобразительного искусства в Украине и мире. Коллекция музея насчитывает около 40 000 экспонатов, среди которых шедевры украинской живописи, скульптуры и графики со времен Киевской Руси до современности.
В музее хранится один из лучших в Украине сборник иконописи, который открывается раритетом XII века - полихромным деревянным рельефом "Святой Георгий с житием" византийского происхождения. Пора средневековья представлена классическими образцами иконописи XIV-XVI века с западноукраинских земель, в частности такими уникальными памятниками, как "Богоматерь Одигитрия Волынская" из Луцка, "Юрий-змееборец" и "Страсти Христовы" из Галичины.
Незаурядной по значению является коллекция украинского барочного искусства. Здесь находим изысканные образцы барочной иконы, как "Покрова с портретом Богдана Хмельницкого" (первая половина XVIII века, Киевщина), парные иконы "Великомученицы Анастасия и Иуляния, Варвара и Екатерина (1740-х гг, Северное Левобережье), иконы лаврской малярные из иконостаса Успенского собора Киево-Печерской Лавры "Вход в Иерусалим" и "Рождество Христово" (обе 1729). Жемчужина коллекции - Березнянский иконостас (1760-е гг, Черниговщина), который дает представление о монументальный размах и непревзойденный артистизм мастеров украинского барокко. Дополняет впечатление об этой замечательной эпохе сборник древней полихромной скульптуры, коллекция старопечатных книг, а также образцы портрета XVIII века, первого светского жанра в украинской иконописи. Одним из крупнейших в Украине является музейное собрание весьма популярных в XVIII - XIX веке народных картин "Казак-Мамай".
Отдел искусства нового времени, когда законодательницей мод и вкусов стала петербургская Академия художеств, открывается произведениями выдающихся украинских портретистов, связавшие свою карьеру со столицей Российской империи, - Дмитрия Левицкого и Владимира Боровиковского. Особое место в истории украинского искусства занимает Тарас Шевченко - художник. Небольшой по объему сборник живописных и графических произведений Шевченко дает представление о его нерядовом даровании, а также демонстрирует новые демократические тенденции в украинской изобразительности, подхваченные художниками следующего поколения. Монографическая коллекция произведений Николая Пимоненко демонстрирует дальнейшее развитие украинской живописи, которое заключалось в расширении жанровой тематики и трансформации живописной манеры от реализма к импрессионизму. Самобытно представлена одесская школа живописи во главе с Кириак Костанди. Расширяют представления о развитии отечественной живописи классические образцы портрета (работы Г. Васька, А. Мокрицкого, А. Рокачевського) и пейзажа (картины В. Штернберга, В. Орловского, С. Светославского, С. Васильковского. Большой интерес представляет монографическое собрание сочинений Александра Мурашко, смелого реформатора живописи, работавшего в начале ХХ века.
К ярким достижениям украинского авангарда относятся работы всемирно известного скульптора Александра Архипенко, выдающихся живописцев Александры Экстер, Олексы Грищенко, Александра Богомазова, Виктора Пальмова. Нерядовое явление в украинском искусстве 1910-1930-х годов - течение, получившее название по имени своего ведущего мастера Михаила Бойчука «бойчукизм». В советское время Бойчукисты принадлежали к кругу репрессированных и запрещенных художников и только в наши дни заняли надлежащее место в музейной экспозиции. Искусство тоталитарной эпохи, несмотря на драматизм исторических коллизий, дало большое разнообразие творческих индивидуальностей. Имена Федора Кричевского, Анатоля Петрицкого, Татьяны Яблонской, Сергея Григорьева, Николая Глущенко вписаны в золотой фонд истории украинского искусства. Заслуживает серьезного внимания и коллекция графики и скульптуры ХХ века.
Сборник музея пополняется по сей день, свое отражение в ней находят и новейшие течения живописи конца ХХ - начала ХХI века.
М. "Майдан Незалежности", ул. М.Грушевского, 6, тел. 278-13-57, веб-сайт: http://namu.kiev.ua
Время работы: среда, четверг, воскресенье с 10:00 до 18:00, пятница – с 12:00 до 20:00, суббота - с 11:00 до 19:00
Выходные: понедельник, вторник