В 1870-е годы считалось, что Гиевка – это одна из четырех лучших усадеб Харьковской губернии. Имение было основано дворянским родом Щербининых, а в апреле 1802 года куплено майором в отставке И. Н. Познанским.
В 1820 году И. Н. Познанский и его воспитанник В. Г. Маслович начали строительство каменного дворца, Николаевской церкви и огромного ландшафтного парка. После смерти Познанского Гиевка по завещанию перешла к Масловичу.
Усадьба неоднократно дополнялась новыми элементами.
Сын Масловича, губернский секретарь Николай Маслович, много внимания уделял созданию паркового ансамбля. Дворец также достраивался. В 1881 году имение приобрел генерал-губернатор князь Дмитрий Иванович Святополк-Мирский, а Масловичи переехали в Харьков.
Основным композиционным приемом генерального плана является расположение компонентов усадьбы на единой оси, связывающей дворец, пруд и церковь, что создает живописные взаимозавершенные перспективы. Центральная ось композиции удачно подчеркивалась параллельными ей аллеями из лип, спускающимися к пруду, ориентированными на боковые входы дворца, партером перед главным его фасадом и легким деревянным мостиком через пруд. В северной части усадьбы был расположен ландшафтный парк.
Сохранились дворец, служебный корпус, церковь и ряд хозяйственных построек. Все сооружения усадьбы относятся к архитектуре периода упадка стиля классицизма и начала развития эклектики.
Дворец, XIX в. В 1815–1820-х годах возводится усадебный дом. В 1840-х годах на его основе был создан ныне существующий дворец.
Здание в романтическом стиле с элементами классицизма и готики, кирпичное, оштукатуренное, вытянуто по продольной оси с востока на запад. Композиция дворца складывается из двух двухэтажных Г-образных в плане корпусов, поставленных вытянутыми сторонами параллельно друг другу на расстоянии 43,9 м, соединенных одноэтажной крытой галереей с подчеркнуто повышенной средней частью, выступающей со стороны тыльного фасада. В галерее размещались зимний сад и оранжерея, перестроенные в 1870 годы под портретную галерею, а в дальнейшем в жилые помещения. В течение XIX - начала XX вв. дворец оброс пристройками, переходом соединен с рядом стоящим с западной стороны флигелем.
В 1929–1930 гг. был произведен капитальный ремонт дворца, во время которого сделали некоторые перестройки, печное отопление заменено центральным. Пострадал во время Второй мировой войны, восстановлен в 1946 г План здания сложной конфигурации, перекрытия плоские, планировка коридорная с односторонним и двусторонним размещением помещений. Под западным корпусом – подвал, пере крытый сводами.
Выразительность главного фасада достигнута раскреповкой по центру галереи и по сторонам двухэтажных корпусов, создающей игру светотени. Декор его ограничен тянутыми поясками, членением лопатками, галереи – прямоугольными нишками под окнами и слабо развитым венчающим карнизом.
Окна в галерее полуциркульные, в корпусах на первом этаже – с лучковыми, на втором – со стрельчатыми перемычками.
Служебный корпус, XIX в. В 1820-е годы одновременно со строительством усадебного дома была возведена ротонда для размещения конторы усадьбы. В 1870-х годах в ротонде был пробит второй ряд окон, и под прямым углом пристроены два крыла. В 1935 г. после пожара одно крыло было перестроено. В стиле классицизма, кирпичный, оштукатуренный, Г-обраэный в плане. В ротонде двухсветный зал. Крылья прямоугольные в плане, одноэтажные с подвалами и аттиком. Перекрытия плоские, ротонды – деревянный полусферический купол. Снаружи стены ротонды расчленены колоннами, в интерьере – пилястрами. Ордер упрощенный тосканский. Фасады крыльев решены по-разному: одного – гладкий, лишь вход подчеркнут рустовкой, второго – расчленен лопатками.
Николаевская церковь, 1843 г. В стиле классицизма. Кирпичная, оштукатуренная, крестовая в плане, однокупольная, с трехъярусной колокольней с западной стороны. Особенностью плана сооружения является разделение алтарной части стеной на две половины. Фасады расчленены пилястрами, в нижней части обработаны горизонтальным рустом. Средокрестие перекрыто куполом на высоком круглом барабане, который стоит на четверике, поддерживаемый подпру- жными арками, остальные части перекрыты кон- хами и полуциркульными сводами. Проемы полуциркульных окон и дверей обрамлены широкими рустованными наличниками.
До революции Николаевская церковь была духовным центром села, а за годы советской власти храм фактически был разрушен. В помещении церкви хранили и зерно, и минеральные удобрения, но большей частью оно пустовало. В особенности досталось церкви в годы Второй мировой войны – в 1943 году немецкие оккупанты в ее помещении устроили опорный и наблюдательный пункт.
Парк создавался при усадьбе на протяжении всего XIX в. на базе существовавшей дубравы. Парк – пейзажного типа. Композиционная схема его складывается по принципу эффективного выделения и подчеркивания одиночных деревьев и отдельных групп, создания полян. Планировка выполнена с максимальным использованием особенностей рельефа местности и отличается глубоко продуманной взаимосвязью всех элементов паркового пейзажа – зеленых насаждений, полян и водоемов. Площадь парка 26,0 га.
Используется как городской парк культуры и отдыха.
Одно из самых посещаемых мест в Люботине – Свято-Вознесенская церковь. Такой тип храма нехарактерен для Слободской Украины. Вознесенская церковь была построена в 1811 году и неоднократно перестраивалась. А после разрушений 1930-х годов церковь была восстановлена, но утратила характерные особенности слобожанской архитектурной школы.
г. Люботин, ул. XX Партсъезда, 43
В окрестностях Люботина обнаружено немало археологических памятников. Эта территория была заселена еще в конце II тысячелетия до н. э., что подтверждают обнаруженные в лесу, возле Люботинских прудов, остатки поселений бронзового века.
На левом берегу небольшой речки Люботинки находится городище скифского времени (местное название – Шейермановское городище). Оно расположено в глубине центральной группы городищ скифской эпохи Днепр- Донецкого междуречья, которое находится на правых притоках Северского Донца. В эпоху ап тичности приблизительно 1.1 пять километров от городищ.1 пролегал старинный Муравскии шлях – важный торговый путь, соединявший лесостепную Ски фию с Крымом.
Неподалеку от городища, у иcтоков речки Мерефы, на мысе около прудов, расположен огромный курганный могильник, насчитывающий более 450 курганов. Археологи установили, что они были насыпаны более двух с половиной тысяч лет назад.
На юго-западной окраине Люботина, у поселка Караван, находится археологический комплекс V–III веков дон. э.– городище, селища и курганный могильник. Городище Караван находится на небольшой возвышенности возле прудов. Общая его площадь – 3,2 га. Территория городища ограничена оврагами с трех сторон, а со стороны поля защищена земляным валом и рвом.
На территории городища было найдено много керамических изделий, а также обломки кварцитовых зернотерок, точильные бруски, метательные камни для пращи, железные ножи и шильца.
Недалеко от Каравана археологи обнаружили еще четыре неукрепленных поселения того же времени. Здесь можно увидеть остатки некрополей скифов-земледельцев. По данным известного харьковского археолога Б. А. Шрамко, этот могильник в 50-х годах XX века насчитывал более 500 курганов.
Сейчас в южной части некрополя можно увидеть остатки раскопок последнего кургана.
Поселок Караван