В XVII веке Иван Перекрестов заложил на этой территории имение Основинцы. В 1704 году его имение перешло в казну. Через 66 лет Основинцы были пожалованы полковнику Назару Каразину.
Назар Каразин построил в имении деревянный дом, постоялый двор, винокурню, по- садилфруктовыйсад. Младший сын Каразина Иван после выхода в отставку путешествовал по зарубежным странам, где среди прочего изучал садово-парковую архитектуру. В 1809 году он привез из Парижского ботанического сада семена и саженцы экзотических для Слободской Украины растений, высадил их и собственном саду и в Университетском саду Харькова. После смерти Ивана Назаровича Каразина дело продолжил его сын Иван Каразин (1834-1903).
В 1903 году садово-парковый ансамбль в Основинцах был продан Харьковскому губернскому земству. С 1922 года его передали Харьковской сельскохозяйственной исследовательской станции для организации в нем отдела садоводства. Сотрудники этого учреждения провели огромную работу по восстановлению сада после Гражданской войны. Парк сильно пострадал в годы Второй мировой войны. Научно- исследовательская деятельность здесь была восстановлена только в 1957 году.
Основатели парка, отец и сын Каразины, похоронены на территории дендропарка, на небольшой площадке, со всех сторон окруженной деревьями.
В дендропарке сохранились старые ставки и гидросооружения, расположенные на дне балки. Вода ставков прозрачна, и видно, что в них водится рыба. На верхнем ставке насыпан небольшой остров, соединенный с дорожкой легким ажурным мостом.
Сохранилисьсооруженныево время закладки парка террасы, дорожки, площадки, беседки 1 Сеть извилистых дорожек спи зана с рельефом – они пролп жены на разных уровнях балки В дендропарке проводят« и интересные и познавательны!' экскурсии, их можно заказан, как для больших, так и для маленьких групп.
с. Основинцы
Хутор близ села Владимировка был основан еще в середине XVIII века старшинским казацким родом Лялиных. Владельцы хутора несколько раз менялись, пока во второй половине XIX столетия его не приобрел сахарозаводчик Иван Герасимович Харитоненко. Именно он дал название имению– Натальевка (в честь своей дочери Натальи, впоследствии княгини Горчаковой).
В 1884 году в имении началось строительство. Одновременно возводились дворец, флигели, манеж, конюшни и другие хозяйственные постройки.
В 1897 году основные работы были закончены. В усадьбе появились электростанция, водонапорная башня и оранжереи.
Вокруг усадьбы по приказу хозяев был разбит парк – высажены ценные породы деревьев и кустарников, созданы террасы, проложены мощенные кирпичом дорожки. Со временем вековая дубрава и пустоши преобразились в памятник садово-паркового искусства.
В начале XX века возвели парадные ворота, вдоль дороги, Лев, установленный у входа в одно из усадебных зданий ведущей в глубь усадьбы, высадили каштановую аллею. Началось строительство каменной Преображенской церкви.
В усадьбе Харитоненко хранилась уникальная коллекция живописных полотен и древних икон. Часть собрания была утрачена в годы Гражданской войны, часть – украдена в 1920-е годы, когда в бывшей усадьбе создали дом отдыха профсоюзов. Организация музея из остатков коллекции не помогла. Поэтому в начале 1930-х годов картины и иконы отдали в Харьков.
Дворец пострадал в годы Второй мировой, войны от прямого попадания авиабомбы, поэтому был разобран. Сохранились другие постройки – въездная арка, домик для гостей, конюшни и манеж, готическая водонапорная башня со стрельчатыми окошками, а главное – домашняя церковь. Сегодня усадьба, к сожалению, заброшена.
поc. Владимировка
Построена церковь по проекту архитектора А. В. Щусева. Композиция и архитектурный образ являются творческой переработкой зодчим форм древней псковско-новгородской архитектуры.
Кирпичная, облицованная снаружи хорошо обработанным известняком, внутри оштукатурена. Сооружение трехчастное, однокупольное. В основе плана прямоугольник, включающий неф, от которого стеной с портальной аркой отделена алтарная часть с маленькой полукруглой апсидой; квадратный в плане притвор уже нефа. С севера примыкает небольшая ризница, с юга – колокольня. Перекрытия сводчатые. Купол -– полусферический свод на высоком круглом барабане – завершен большой непропорциональной сооружению луковичной главой, придающей сооружению архаичность. Стены центральной части щипцовые, западный притвор – в форме кокошника, боковые – срезаны под крутой скат, продолжающий уклон нефа. Кровля медная, купол покрыт железом. Под всей церковью и колокольней подвал, перекрытый системой крестовых и полуциркульных сводов, выполненных в кирпиче и бетоне. Вход в подвал с восточной стороны по крутой кирпичной лестнице.
Главный фасад богато украшен резьбой по камню. В оформлении храма использовались оригинальные западноевропейские медальоны «Архангел», «Голубки», «Иисус в темнице» и «Иисус скорбящий». Мозаичная икона «Пантократор» предположительно выполнена по эскизу Николая Рериха.
Резьбу по камню выполнили скульпторы С. Т. Коненков, А. Т. Матвеев, С. А. Ивсеев, мраморщики В. Елизаров, С. Круглов, Е. Соколов. Над входом мозаичные изображения. Интерьер расписан худож. А. И. Савиновым, забелен.
Колокольня кирпичная, облицована, как и церковь, известняком, двухъярусная. Первый ярус – квадратный в плане, второй – восьмигранный, образован пилонами, соединенными между собой полуциркульными арками, завершен шлемовидной позолоченной главой. Соединена с церковью переходом с крыльцом.
В храме возобновлена служба, реставрируются росписи, восстановлены купол и крыша.
пос. Владимировка
Основан в 1884 г. на базе лесного массива с преобладанием хвойной растительности, преимущественно сосны обыкновенной. Занимает территорию 50 г. Относится к типу пейзажных парков, делится на две части: нижнюю и верхнюю. Верхняя часть находится на правом берегу р. Мерчик и состоит из дубовой и сосновой рощ. Нижняя – размещена в пойме речки на повышенном рельефе. Тут были созданы красивые группы из хвойных (ели канадской и бальзамичной, тсуги, лиственницы европейской и др.) и лиственных пород (дуба болотного и красного, ясеня, черемухи, лип мелколистной и американской, тополя канадского и др.)
Свободно размещенным живописным группам деревьев и кустов, извилистым дорожкам парка противопоставляются геометрические формы сооружений усадьбы, которые в свою очередь выявляют и подчеркивают разнообразие форм парка, эффектно выделяясь на фоне темной зелени. Благодаря такому композиционному приему осуществлено гармоническое единство архитектуры с пейзажем парка.
Своеобразным элементом парковой композиции является каштановая аллея, идущая от главных ворот, возведенных по проекту акад. А. В. Щусева. Ворота построены из кирпича, облицованы камнем, с широким арочным проездом, с проходом и с помещением для привратника, покрыты оригинальной шатровой крышей с большим выносом, кровля – из металлической черепицы.
пос. Владимировка
Покровская церковь была возведена по проекту архитектора П. А. Ярославского в стиле классицизма. Особенностью сооружения являются две колокольни. Сохранилась живопись на парусах и над главным входом.
Пархомовский храм был знаменит тем, что в нем хранилось Евангелие, вывезенное из Запорожья одним из основате лей Красного Кута, полковником Иваном Штепой. До концаXVIII века Евангелие находилось в краснокутском Петропавловском монастыре, а после его закрытия было передано на хранение в Свято-Покровский храм
Построена в стиле классицизма, кирпичная, оштукатуренная, крестовая в плане, однокупольная. Восточная и западная ветви значительно длиннее северной и южной. Центральная часть перекрыта полусферическим куполом на круглом барабане с большими полуциркульными окнами, ветви – полуциркульными сводами на подпружных арках. Особенностью сооружения являются две колокольни, расположенные по продольной оси над восточной и западной ветвями, что является своеобразной интерпретацией трехкупольного храма, отголоском украинской архитектуры XVII в. Пространственные ветви креста завершены треугольными фронтонами западный фронтон разорван люкарной. Стень расчленены плоскими арочными нишами, в которых размещены оконные и дверные проемы
Главный западный вход обрамлен наличником, треугольным сандриком, фланкирован пилонами, сохранившимися от утраченной крытой паперти. Особенностью интерьера являются хоры в трех ветвях сооружения. Сохранилась живопись на парусах и над главным входом.
В 30-е годы XX века храм закрыли и разграбили. До нашего времени сохранилось лишь несколько листов книги.
с. Пархомовка
Гордостью Пархомовки является историко-художественный музей. Он возник в 1955 году благодаря подвижнической деятельности местного учителя Афанасия Федоровича Лунева. Начало коллекции музея положило его собственное собрание картин и икон. В послевоенньи1 годы шедевры искусства порой продавались на рынке за бесценок, и Лунев, часто жертвуя необходимым, по крупице собирал свою коллекцию. Многое присылали ему известные советские художники и писатели, с которыми учитель вел переписку. Лунев сумел привить любовь к искусству и своим ученикам, которые с удовольствием помогали ему пополнять музейную коллекцию. Много экспонатов поступило из Эрмитажа и музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Ныне в музее можно увидеть собрание икон XVII–XIX веков,картины Серова, Я. Рейсдаля, И. Е. Репина, С. И. Васильковского, А. А. Иванова, Н. К. Рериха, М. А. Врубеля, П. Пикассо, А. Ван Дейка, А. Н. Бенуа, О. А. Кипренского, И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, Т. Г. Шевченко, В. В. Верещагина, К. П. Брюллова. Кроме того, здесь хранятся образцы первобытной культуры каменного века, эпохи бронзы, скифских времен.
Сегодня музей занимает бывший дворец Подгоричани и является отделом Харьковского художественного музея.
Экспозиция размещенав 16 залах и имеет отделы: иконописи отечественного искусства XVIII – начала XX веков, отечественного искусства современного периода, зарубежного искусства, декоративно-прикладного искусства, археологии и истории края.
с. Пархомовка, ул. Конторская. 2
тел. +38 05756 95369
Время работы: с 9.00 до 17.00,
понедельник, вторник выходной
Свое название сооружение получило оттого, что его дугообразная форма усиливает звуки. Тихий разговор у одного края террасы хорошо слышен на ее противоположной стороне на расстоянии 40 – 60 метров.
Бытует мнение, что построены «Поющие террасы» были сахарозаводчиком П. И. Харитоненко и служили логическим завершением его парка. Но историкам достоверно известно, что «Поющие террасы» находились на территории села Глобовка (ныне не существующего), которое принадлежало старинному дворянскому роду Иониных. Вот только сооружение этих террас для Иониных было бы очень обременительным, так что вопрос о постройке и владельце садового комплекса все еще открыт.
с. Городное