После вхождения части Буковины в состав Габсбургской монархии (1775) была создана Буковинская епархия с центром в городе Черновцы. Для расположения Буковинские архиереи и консистории за короткий срок возвели «епископскую резиденцию». Место под строительство выбрали на одном из местных холмов «Домники» (или «Барская гора»). С 1882 года - «Габсбургская гора», которую в народе из-за сложностей произношения называли - «Тыква гора».
В 1849 году было образовано Герцогство Буковина. Тогдашний епископ Евгений (Гакман), отыграв определяющую роль в отдельные края от Королевства Галиции и Владимирии, не допустил его присоединения к Трансильвания, а местной православной церкви - к трансильванских митрополии. Зато владыка Евгений все свое влияние и авторитет направил на создание отдельной митрополии.
Резиденция митрополитов. Генеральный план: | |
1 - митрополичий корпус; 2 - семинарский корпус; 3 - семинарская церковь; 4 - монастырский корпус; | 5 - ворота; 6 - сторожка; 7 - памятник архмт. И. Главке; 8 - ботанический сад. |
Монарха просили санкционировать строительство в Черновцах новой православной архиерейской резиденции, которая отвечала бы статусу столицы коронного края. Франц Иосиф I своим указом от 20 августа 1863 утвердил план строительства будущего архитектурного шедевра, пообещав в будущем принять положительное решение по вопросу Буковинской митрополии.
Автором грандиозного проекта стал молодой чешский архитектор Йозеф Главка, который занял пост заместителя председателя строительного комитета (Евгения Гакмана).
6 июля 1864 буковинский епископ на месте старой резиденции торжественно заложил краеугольный камень в фундамент часовни Св. Иоанна Нового Сучавского. С этого началось строительство комплекса, которое длилось почти двадцать лет.
Процесс строительства происходил тщательно и аккуратно.
При строительстве, предусматривая сейсмические особенности карпатского региона, широко использовались металлические конструкции, что значительно повысило прочность и долговечность здания. Разрушительные карпатские землетрясения (1940) и (1977), волны которого прокатились и в Буковине, никоим образом не отразились на резиденции.
Настоящим произведением ландшафтного искусства является барочный сад, разбитый в курдонер архитектурного ансамбля. Ансамбль Митрополии резиденции состоит из трех монументальных сооружений - корпус
ов: «Митрополичьего», «Семинарского» и «Монастырского».
Построен в конце главной аллеи курдонёра, дворец буковинских митрополитов является доминантой всего комплекса. В нем находились жилые, административные и репрезентативные помещения - просторные апартаменты архиерея, где он работал и отдыхал, а также роскошные залы, где устраивались аудиенции высоким гостям и происходили епархиальные заседания. В этом здании размещались службы митрополичьей канцелярии и консистории и администрация православного фонда.
Среди главных помещений дворца - большой, с массивными колоннами, вестибюль на первом этаже, и «Мраморный», «Красный», «Зеленый» и «Голубой» залы на втором. Своей красотой поражают даже коридоры, выстланы мозаикой из мрамора, с потолками в форме куполов.
Особое внимание уделялось и внутренней обстановке. По проектам архитектора Ф.Кшензарского в течение 1879-1880 годов была изготовлена стильная мебель для апартаментов митрополита и других помещений.
В марте 1944 года румынско-нацистские оккупанты, которые отступали под ударами Красной армии, совершили поджег, почти полностью уничтоживший «Синодальный зал».
Здесь дважды проводились реставрационные работы с участием Киевских, Львовских и местных мастеров под общим руководством архитектора Михаила Шевченко.
Мраморный зал «Синодальный зал», выполнен из белого и черного мрамора, всегда поражал своим великолепием. Особенностью интерьера является наличие боковых колоннады и аркады, с помощью которых сформирована двухуровневая галерея.
Зал был высотой 20 м, на 2 метра выше современного. Потолок - живописная, дубовая, резная с куполами, и богатой орнаментикой, откуда свисали хрустальные серебряные люстры.
Пол был из черно-белых мраморных плит в виде гуцульского ковра. Два боковых входа и центральный с балконом соединяли две мраморные белые дорожки, на пересечении которых находилось позолоченное кресло-трон Митрополита.
Хотя после реставрации в 1963 году «Мраморный зал» изменила свой вид, но и сейчас поражает своей неповторимой красотой. Сегодня можно любоваться отреставрированными декорациями полихромно расписанной деревянной потолка и мелкими структурными деталями на сводах, пилястрах, фризах или капителях.
Красный зал (Зал заседаний Священного Синода), интерьер которого сохранился в первоначальном виде. Помещение напоминает необычайной красоты деревянную шкатулку. Стены украшены китайским шелком, потолок декорирован орнаментом, напоминающим коллекцию писанок, а пол устлан паркетом из красного бука, дуба и зеленой липы.
На одной из стен висят огромные венецианские зеркала, созданные по старинной технологии - насчитывают пять слоев серебра.
Голубой зал. В прошлом здесь располагалась библиотека Митрополита.
Здесь же находился вход в Параклис - часовни Св. Иоанна Нового Сучавского, с которой собственно и началось строительство всей резиденции. Обслуживали домашнюю церковь владыки несколько монахов, которые также знали всеми хозяйственными вопросами, в том числе и митрополичьей кухней.
Сегодня здесь зал для приема важных гостей. В этом же помещении отведено место для чествования Йозефа Главки - в специальной нише установлен бюст зодчего, и его портрет.
Зеленый зал - рабочий кабинет Митрополита.
С начала помещение было украшено портретами австрийских монархов от времени вхождения Буковины в состав Габсбургской империи. Эти полотна были заказаны Министерством культов и просвещения Австрийской империи буковинском живописцу Епаминандос Бучевскому. После его смерти, работу над картинной галереей продолжил Евгений Максимович.
Первые изменения в интерьере состоялись в 1919 году, когда королевская Румыния, аннексировав Северную Буковину, начала уничтожения «австрийской наследия».
Со второй половины XX в. здесь размещены кабинет ректора Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича.
Семинарский корпус, расположенный слева от «Главных ворот.
Первый этаж корпуса занимал «Греко-православный богословский факультет» Черновицкого университета, а второй - «Духовная семинария». Эти духовные учебные заведения находились практически на полном содержании «Православного религиозного фонда Буковины». Уровень преподавания был очень высоким, в связи с чем богословские науки здесь изучали студенты не только из герцогства Буковина и других коронных земель, но и из-за рубежа - Болгарии, Боснии, Румынии, Сербии, Турции, Черногории. В дальнейшем многие из них стали известными богословами, архимандритами, епископами, и даже патриархами.
Корпус построен в форме кириллической буквы «П», который вместе с «Трех-святительские церковью» и соединяющими галереями, образуют квадрат с внутренним зеленым двориком. В его западных углах выделяются две квадратные башни с чотирискатнимы крышами. Нижний ярус галереи сформирован в виде аркады, декорированной ажурными коваными решетками. Ризалиты «Семинарского корпуса» завершаются бюргерско-немецкими щипцами.
Расположен справа от «Главных ворот».
В разное время здесь располагались дьяковской школа, епархиальный музей, комнаты для гостей, фабрика по изготовлению свечей, а также монашеские кельи.
Дендропарк площадью около 5 гектаров, был спланирован в ландшафтном стиле одновременно с резиденцией. Ухаживали за ним лучшие садоводы с обязательным высшим образованием. Его началом является естественной площадка с удивительными пирамидальными туями, в центре которого установлен бронзовый бюст Иосифу Главке. За ним, пересохла в 1970-х годах, девятиметровое колодец в котором когда-то была минеральная вода. Рядом растет старая ель - ровесница парка. У нее - два фонтана.
Далее начинается уже непосредственно парк, где наряду с экзотическими видами деревьев растут клены, дубы, липы, граба. Посаженные по периметру, они создают сплошную защитную полосу, обеспечивает полную изоляцию и создает ощущение абсолютного покоя.
Центральная аллея упирается в небольшой пруд, вокруг которого растут плакучие ивы, магнолии Суланжа и катальпы. Уже отсюда аллеи расходятся в разных направлениях с асимметричной посадкой деревьев, открытыми полянами, уютными Баскет.
До сих пор сохранилось большинство декоративных элементов в оформлении: искусственные горки, садовые скамейки, скульптуры. Когда то парк населяли павлины и косули. Сегодня же экзотическими жителями остались - быстрые белочки и мрачные совы.
Практически вся территория «Резиденции митрополитов Буковины и Далмации» ограждена почти трехметровым глухим забором, который по цветовой гамме и архитектурными элементами выдержан в едином стиле со всем комплексом.
Юго-западный и юго-восточный углы ограждения совпадают с одноэтажными хозяйственными сооружениями, от которых стены продолжается до стилизованных ворот в «западный» и «восточный хозяйственный двор». Далее оградой выступают боковые фасады «Семинарского корпуса» и «Присвитерию».
От «Митрополичьего дворца» к корпусам на каменном основании выстроены колонны, между которыми установлены кованые решетки. Со стороны «пресвитерия» размещены «служебную ворота», которая использовалась для подъезда экипажей. Такой же вид имеет ограждение между «Монастырским» и «семинарских» корпусами - шестнадцать колонн - по восемь с каждой стороны величественной «Главной ворот», что выглядит портала.
Главные ворота являются ярким отражением всего архитектурного ансамбля. В ее соединены мотивы западного средневековья и экзотика восточной архитектуры.
Композиция состоит из четырех башен, две из которых (центральные) являются выше боковых. Их завершением служат купола-маковки, которые являются уменьшенными копиями «присвитерийских».
Изначально на фронтон центральной арки был украшен буковинским орнаментом. Сегодня на нем выведена надпись - «УНИВЕРСИТЕТ».
На центральных колоннах «Парадных ворот», рядом со старинными фонарями, установлены две фигурные каменные доски. На одной изображен профиль Юрия Федьковича, на другой - трезубец и надпись: «Черновицкий национальный университет имени Юрия Федьковича».
Центральная часть «Парадных ворот» стала настоящим символом города и региона, служит основой для гербов Черновцов и области. Отдельные элементы и сооружения комплекса регулярно находили свое отражение не только в геральдике, но и в нумизматике и филателии.
С 24 августа 1963 является памятником архитектуры национального значения (ох. № 778/0).
28 июня 2011 на 35-й сессии комитета ЮНЕСКО архитектурный ансамбль резиденции включили в список Всемирного наследия.