Монастырь возник в 2 километрах к югу от Новгород-Северского на крутой горе правого берега р.Десны в окружении садов и дремучих лесов. Сейчас монастырский ансамбль занимает квадратного в плане участок 200х200 м на южной окраине современного города. Доминирует в ландшафте и в речной панораме Новгорода-Северского.
Летописная традиция называет основателем этого монастыря сына Святого равноапостольного князя Владимира, князя черниговского и тмутараканского Мстислава. По одним источникам основание датируется 1033 г., по другим - 1036 г., Но в этом случае учредителем называют брата Мстислава - князя Ярослава Мудрого. Уже в XII в. в монастыре были построены деревянные Спасский собор и Михайловская церковь, в которой в 1179 году похоронили князя Олега Святославича, названного в «Слове о полку Игореве» Олегом Гориславчем. Каменный Спасский собор построили несколько позже - где-то во времена князя Игоря Святославовича, на рубеже XII-XIII вв.
Монастырь подвергался разрушениям при княжеских междоусобицах 1176 года, монголо-татарскому погрому в 1239. Вскоре после этого монастырь был восстановлен, однако его еще не раз разрушали нападающие - татары в 1501 и 1552 гг., и поляки в 1604 г., Но он всегда поднимался из руин. В 1603 году монастырь приютил Лжедмитрия и помог ему в борьбе за московский престол. В конце концов, не выдержав перипетий военно-политической борьбы первых десятилетий XVII в., в центре которых оказался Новгород-Северский, монахи монастыря во главе с архимандритом Корнилием в1618 переселились в Рыльский монастырь.
Спасо-Преображенский монастырь восстановлен в 1620 году на средства кастеляна Минского, старосты Новгород-Северского Александра Песочинского. В 1635 король Речи Посполитой Владислав IV передал монастырь ордену иезуитов. Однако в начале Хмельничччины в 1648 г. монахи-иезуиты вынуждены были бежать из Новгород-Северского.
С 1657 епископскую кафедру здесь возглавил чрезвычайно энергичный иерарх, выдающийся политик и культурный деятель Лазарь Баранович. С тех пор этот монастырь, в котором поселился епископ, стал заметным культурным центром, собирал выдающиеся литературно-художественные силы тогдашней Украины - проповедников, писателей, зодчих, художников, печатников. Лазарь Баранович отстроил княжеский Спасский собор, сделав его Трехпрестольным, трапезную, настоятельский корпус, оборонительные башни. При «репарации» древних сооружений их стены украшали выложенными из кирпича трезубцами - знаками Рюриковичей, которые должны были подчеркнуть преемственность относительно государственного прошлого Украины-Руси.
Лазарь Баранович организовал в монастыре латинскую школу, а с 1663 г. - типографию. Ее техническим руководителем был Семен Ялинский, который научился печатному делу в Вильне. Постепенно здесь собирается кружок выдающихся художников книги, памятником деятельности которых стал, в частности, рукописный «Служебник», написанный по повелению Лазаря Барановича. Титульный лист украшает архитектурный мотив с изображением Спасского собора. Далее текст иллюстрируют многоцветные миниатюры, самой интересной из которых является «Чин освящения знамени». На ней в интерьере Спасского собора изображен Лазарь Баранович и казацкая старшина во главе с гетманом Иваном Брюховецким. Служебник имеет также много сюжетных заставок. Школа миниатюристов оказала влияние и на художественное оформление изданий типографии, работала в монастыре в течение 10 лет. За этот период вышло 19 изданий, из них 10 - на польском языке, в основном полемические произведения. Большинство новгород-северских изданий - книги небольшого объема, малого формата (в 4-ю и 8-м долю листа), украшенные скромно, но с большим художественным вкусом, выполнены на высоком техническом уровне.
Славу типографии принесли граверы Дамаскин, Дорофей, Константин, С.Ялинський, а также другие мастера, спрятавшиеся за инициалами В.Л., П.С., И.С., М.Я. Достаточно сказать, что именно в Новгород-северских изданиях впервые появляется иллюстрация, выполненная в технике мидериту (гравюры на меди).
Мастера, работавшие в Новгород-Северском, естественно, ориентировались на Киев как на всеукраинский центр книгопечатания. Некоторые иллюстрации книг, изданных в Спасо-Преображенском монастыре, просто отражение из досок киевских изданий («О хиротонии» 1676 p., «Анфологион» 1678 и др.). Оригинальные произведения местных граверов показывают процесс определенной десакрализации искусства: образы святых приобретают национальные черты, в декоративные и сюжетные композиции проникают светские, античные мотивы в ренессансной трактовке.
В 1679 году Лазарь Баранович перевез типографию в Чернигов, где она плодотворно работала еще в течение 100 лет.
Все это свидетельствует о наличии в Спасо-Преображенском монастыре в XVII-XVIII вв. одной из ведущих в Украине художественных школ, влияние на развитие окружающих художественных центров. К сожалению, имеем мало сведений о латинской школе - неизвестны преподаватели, программы и т.д., однако значение ее в истории украинской культуры незаурядное - ведь она стала фундаментом знаменитой Черниговской коллегии - «Олимпа духовного», по выражению современника.
В 1699-1701 гг. настоятелем Спасского монастыря был Св. Димитрий Ростовский. Здесь он написал третью часть «Четьих Миней», начал «Мартиролог», отсюда его отозвал российский император Петр на Ростовскую митрополичью кафедру.
Основные сооружения монастыря, дошедшие до нашего времени, - это результат строительства, которое проводили Лазарь Баранович (1657-1667 гг.) и его преемник архимандрит Михаил Лежайский (1670-1690 гг.). Стены и башни, в т.ч. Праздничные ворота, - сооружения более древние, перестроены в 1680-х гг. В основе сооружения Святых ворот - надвратная башня XVI в. со сводным мостом - самое древнее каменное оборонительное сооружение на Левобережной Украине.
22 января 1787 в монастырь посетила российская императрица Екатерина II. Она приняла участие в освящении Ильинской церкви, построенной при настоятельском корпусе, и пожертвовала большие средства на строительство нового монастырского собора. Новый собор в руинах древнерусского памятника заложен по проекту знаменитого петербургского архитектора итальянца Джакомо Кваренги. Он не поехал в провинциальный Новгород-Северский (который в то время был центром губернии), чтобы определить формы и объемы здания с учетом конкретной ситуации. Поэтому собор оказался слишком большим для ансамбля, он визуально подавил окружающие сооружения эпохи украинского возрождения.
Случилось так, что и строительство, и реставрацию собора преследовали неприятности и неудачи. Поскольку автор проекта находился в Петербурге, на месте строительством поручили руководить архитектору Ивану Ясныгину, а подряд на строительство передали калужскому 2-й гильдии купцу мешков. Этот предприниматель оказался мошенником: продал железо, которе должно было пойти на стройку, по дешевке закупил некачественную кирпич. Огромный пятиглавый собор только завершили, как 1814 он начал разваливаться. Тогда по проекту черниговского губернского архитектора Антона Карташевского, выдающегося специалиста и первого реставратора памятников на Левобережье, до сих пор не оцененного нашей историко-архитектурной наукой, неудачное творение великого Кваренги в 1821 г. было спасено: под арки подведены 16 дополнительных колонн, проведены другие инженерные работы.
С 1785 г., После открытия Новгород-Северской епархии, в монастыре была устроена духовная семинария. В монастырской библиотеке на конец XIX в. насчитывалось немало старопечатных - киевских черниговских и местных изданий, грамоты царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, гетманов Ивана Выговского и Юрия Хмельницкого. После закрытия монастыря в 1918 г. библиотека была разгромлена. Правда, отдельные книги каким-то чудом попали в Черниговский исторический музей.
При советской власти в 1929 г. комплекс монастыря был объявлен государственным историко-культурным заповедником. Несмотря на это, в 1930-х гг. местные власти пытались разрушить монастырские сооружения, но для реализации этих намерений хватило ресурсов и средств. В послевоенное время на территории монастыря располагалась психиатрическая больница, а с 1979 г. здесь создали филиал Черниговского архитектурно-исторического заповедника. Однако психиатрическая богадельня занимала монастырский ансамбль вплоть до 1987 г., Доведя архитектурные памятники и территорию до состояния руин. К 1000-летию города и 800-летия Слова о полку Игореве были проведены некоторые реставрационные работы (архитекторы Е.Лопушинский, В.Маркиз, закона В. Лукьянченко, Н.Ельчиць) и с 1987 г. здесь начал действовать Музей-заповедник «Слова о полку Игореве ». В 1987 при завершении реставрационных работ на соборе вследствие ошибки в проектной документации бульдозером снесли часть раскрытых археологами останков стен древнего Спасо-Преображенского собора, построенного во времена князя Игоря Святославича. В 1999 под патронатом Президента Украины Л.Кучмы в монастырском ансамбле завершена полномасштабная реставрация, после чего его вернули Украинской Православной Церкви.
Спасо-Преображенского монастыря: 1 - остатки Спасо-Преображенского собора XIII cm. 2 - Спасо-Преображенский собор 3 - Петропавловская церковь 4 - палатный корпус 5 - руины настоятельского корпуса с Ильинской церковью 6 - бурса 7 - кельи 8 - Святые ворота (надвратная башня-колокольня) 9 - угловые башни |
Центр территории ансамбля занимает монументальный Спасский (Спасопреобра-Женский) собор, стоит на продольной оси Святых ворот (XVI-XIX вв.). Эта ось фланкирована сооружениями палатного (XV-XVII вв.) и настоятельского (XVI-XVIII вв.) корпусов. К востоку от собора расположена бурса (XVII в.), а на север - два корпуса келий (XVII-XVIII вв.).
Спасский собор является самой массивной доминантой ансамбля. Сооружение его началось в 1791 году. Отделочные работы завершены в течение 1804-1806 гг. Собор ремонтировался в 1858, 1910, 1968 и 1983 гг. В 1838 г. здесь был похоронен сын последнего гетмана Украины, выдающегося дипломата, политика и самодеятельного композитора, друга Бетховена, графа Алексея Кирилловича Разумовского. В 1853 в соборе устроены два боковых престола: справа - Успения Богородицы, слева - св.Димитрия Ростовского.
Собор каменный, квадратный в плане, пятиглавый, с полукруглой апсидой и выступающими плечами. Структура храма крестовокупольная. Интерьер четырьмя пилонами, соединенными подпружные арками, разделен на 9 частей. Световой является только центральная сферическая баня с цилиндрическим подбанником. Угловые граненые купола - глухие, из них два западные использовались как колокольни.
Сооружение решено в стилевых формах русского высокого классицизма. Лицевой западный фасады акцентированы четырехколонными портиками тосканского ордера в антах. Лицевые грани южного и северного ризалитов оформлены пилястровыми портиками того же ордера. Портики венчают треугольные фронтоны. Здание опоясывает карниз на модульйонах. Декор также выдержан в классицистической стилистике, он сохранился частично. Крыши и купола по деревянным стропилам и кружалах укрыты кровельной сталью.
Стены и башни отделяют ансамбль от окружающей среды и придают ему целостность. Первоначально монастырскую территорию опоясывали земляные валы с сухим рвом. В 1680 завершено сооружение кирпичных крепостных стен с четырьмя угловыми башнями и тремя башнями въездного узла. При этом старые земляные валы были раскопаны и стены возведены с напольной стороны бывших валов, благодаря чему значительно расширилась монастырская территория. Угловые башни - четырехгранные, двухъярусные, имели высокие палаточные крыши. Посередине северного прясла стены была полукруглая в плане башня типа бастеи, а посередине западного прясла - уникальный по структуре главный въездной узел, который назывался Спасским или Святыми вратами. Он состоял из восьмигранной башни XVI в., Которая имела два яруса бойниц и круговую деревянную боевую галерею в верхнем ярусе, венчалась палаточной крышей, перед ней был широкий трапециевидный в плане курдонер, фланкированный двумя круглыми башнями, которые стеной соединялись с надвратной. Это обеспечивало эффективное простреливание подступов к воротам. Башня имела подвал под главным проездом ворот, из него через специальные бойницы можно было простреливать широкий сухой ров, откосы которого были обложены кирпичом. Из того же подвала шло несколько подземных ходов за пределы укреплений.
Угловые башни сильно выступали за линию стен, чем обеспечивался фланговый обстрел подошвы стен. С внутренней стороны вдоль стен шла деревянная боевая галерея консольной конструкции.
В конце XVII в. снаружи к надвратной башни пристроили двухъярусную аркаду с гульбищем, несколько смягчив суровость этого оборонительного сооружения. На верхнем ярусе башни были сделаны широкие арочные проемы, повешены колокола и наконец сооружение преобразовано в колокольню.
В середине XVIII в. монастырские оборонительные сооружения теряют военное значение и деревянная боевая галерея постепенно разрушается. В конце XVIII - начале XIX в. верхнюю часть стен с остатками боевого обхода с зубцами-мерлонами и бойницами разобраны, вместо возведен декоративный аттик. Бойницы угловых башен переделаны на окна. В 1830-1832 гг. палаточные крыши всех башен заменили шлемовидными покрытиями, на Спасских воротах - с высоким шпилем. В 1850 засыпан сухой ров перед Спасскими воротами.
Сейчас оригинальным оборонительным сооружением ансамбля является надвратная колокольня. С напольной стороны это граненая трехъярусная башня с шлемовидным покрытием, фонариком и высоким шпилем. Архитектура ее достаточно строгая, и только декоративное оформление ворот несколько смягчает это впечатление: арка проезда фланкирована тоненькими полуколоннами, над ней в орнаментированных рамках - три большие ниши, разделенные полуколоннами. Такая композиция повторяет среднее поле традиционного украинского иконостаса, что подчеркивается и тем, что в нишах когда-то была живопись, причем в средней нише - композиция «Преображение». Со стороны монастырского двора основной трехъярусный восьмерик включен в двухъярусный прямоугольный в плане объем, первый ярус которого – трех-арочная аркада. Над ней - декоративный фриз из 12 арочных ниш, над которыми - низенькая аркада на мамивных столбиках, ограждающих гульбище второго яруса. Все помещения перекрыты цилиндрическими сводами.
Это сооружение по оригинальности архитектуры не имеет аналогов в Украине. Ее декор синтезирует традиции украинского и русского зодчества: карнизы и клинообразный орнамент восьмерика близкие по характеру псковской архитектуре, а солярные знаки на гранях восьмерика и трезубцы на ребрах граней напоминают декоративные приемы с украинского деревянного строительства.
Цилиндрические башни, которые фланкируют курдонер, имеют в первом ярусе пять радиально расположенных ружейных бойниц с дубовыми горизонтальными перемычками. Межярусное перекрытие плоское по деревянным балкам. Эти башни отмечаются пышным декором: поле стены разделены пилястрами и завершаются глухим аркатурным фризом с развитым карнизом. Между пилястрами содержатся прямоугольные ниши с профилированными наличниками и разнообразными сандриками. В этих нишах когда-то были терракотовые рельефы сакральной тематики. Один из них – Богоматерь Знамение - сейчас хранится в местном краеведческом музее.
Высокие стены общим периметром более 800 м, окружающих территорию, имеют неодинаковое архитектурное решение: богатый декор на западной стене, обращенной в сторону города стену ритмично членят пилястры, в завершении - массивная аркатура и развит карниз.
Угловые башни сохранили бойницы первого яруса. Во втором ярусе - большие прямоугольные окна с сегментными перемычками и скромными наличниками, которые являются результатами перестроек. Стены расчленены пилястрами, которые в первом ярусе - рустованные. Башни имеют развитый профилированный карниз венчания и такую же межэтажную тягу. Все перекрытия внутри плоские, по деревянным балкам.
Палатный корпус с Петропавловской церковью датируется XVI-XVII вв. Кирпичное, оштукатуренное, одноэтажное сооружение состоит из келий, трапезной палаты и церкви. Кельи прямоугольные в плане, перекрыты цилиндрическими сводами. К кельям прилегает прямоугольный зал трапезной с системой крестовых сводов, которые с помощью подпружных арок опираются на стены и центральный столб.
С востока к трапезной примыкает небольшая прямоугольная в плане Петропавловская церковь с граненой апсидой. Основной объем перекрыт двухъярусной системой ступенчатых арок, образующих переход к восьмигранному световому подбаннику. Церковь увенчана ярусным верхом с фонариком и куполом.
Вход в трапезную подчеркнут граненым ризалитом. Северный и восточный фасады украшены аркатурным фризом и оригинальным кирпичным орнаментом, мотивы которого, вероятно, заимствованы из архитектуры домонгольского периода. Крыши вальмовые, по деревянным стропилам, баня по деревянным кружалах, покрытые кровельной сталью.
Покои настоятеля с Ильинской церковью возведены во второй половине XVI в. в виде каменного, двухэтажного, удлиненного с востока на запад корпуса с ризалитами в центре северного и западного фасадов. По периметру первого этажа здание опоясывала галерея, на крестовых сводах которой в уровне второго этажа было устроено открытое гульбище. В XVII в. с северо-востока от настоятельских покоев построен одноэтажный корпус над погребами. В 70-х гг. XVII в. над корпусом на погребах возведен второй кирпичный этаж. В 1787 г. с востока в покои настоятеля пристроена зального типа Ильинская церковь с одной апсидой, перекрытая потолком по деревянным балкам. Корпус на погребах соединили с ней и с покоями настоятеля двухэтажным кирпичным переходом. В конце XVIII в. к западному фасаду покоев настоятеля пристроили двухэтажный объем. В XIX в. покои настоятеля, Ильинская церковь и корпус на погребах были объединены в одно здание. Памятка была разрушена во время второй мировой войны.
Первоначальный объем покоев настоятеля сохранился в формах конца XVIII в. Это двухэтажное Н-образное в плане здание, в которое с востока прилегает южная часть Ильинской церкви. Ризалиты южного фасада Ильинской церкви граненые, а северного - прямоугольные в плане. Фасады без декора, который частично утрачен, а частично скрыт под позднейшими наслоениями.
Помещения первого и второго этажей в этой части здания, включая ризалиты, перекрыты коробовыми сводами с распалубками над оконными и дверными проемами. Оконные проемы прямоугольные (арочные окна древнего ядра растесаны). Корпус на погребах сохранился в формах XVIII в. Интерьер первого этажа решен в виде одностолпнои палаты, перекрытой крестовыми сводами. На глубине более 5 м под этой частью памятника расположена система облицованных кирпичом подземных сооружений с небольшими помещениями, напоминающие пещерные кельи, и подземным ходом, что ведет глубоко под землю в сторону р.Десны. Комплекс по своей архитектурно-пространственной композицией не имеет аналогов.
Кельи построены во второй половине XVII в. Сооружение каменное, одноэтажное на подвале, прямоугольное в плане. Перекрытое каменными сводами, Фасады расчленены пилястрами и увенчанные раскрипованым карнизом. Окна с лучковыми перемычками окаймленные несложными наличниками. Вальмовая крыша по деревянным стропилам укрыта кровельной сталью.
Бурса построена в 1657-1667 гг. Каменное, прямоугольное в плане, двухэтажное. Планировочно-пространственное решение здания галерейного типа соответствует его функциональному назначению. Главный западный фасад решен двухэтажной аркадной галереей. Простенки между арками первого этажа декорированы полуколоннами, бочковидными балясинами и профилированными группами с гирьками. В парапетах ограждения арок второго этажа - квадратные ниши-ширинки. Между этажами проходит карниз, над которым в пределах простенков - поребрик. Окна и двери прямоугольные. Декор фасадов дополняют ниши различной формы с профилированным обрамлением.
Сооружение отреставрировано в 1954-1958 гг. подведен бутовый фундамент, реставрированы фасады с выявлением декора, найденного в процессе исследований, устроены своды, новые полы, вальмовая крыша с переломом, покрытая черепицей. Памятник является редким по типологии образцом гражданской архитектуры XVII в.
Спасо-Преображенский монастырь в Новгород-Северском характерн по своей регулярной композиции и уникальным по степени сохранности монастырским ансамблем Левобережья. Памятник архитектуры и градостроительства национального значения.