Усадьба в Качановке датируется серединой XVIII - концом XIX в. Расположена она на юго-западной окраине поселка в двух уровнях. На верхнем плато содержатся сам дворец с двумя флигелями и башней, образующих курдонер - парадный двор, беседка Глинки, два корпуса служб и Георгиевская церковь. В регулярно распланированном парке - могилы Г.Честаховского, О.Агина, М. Гарама, памятник Т.Шевченко, а также отдельные жилые и хозяйственные постройки. Нижний уровень - это ландшафтный парк с 12 прудами, павильоном, парковой скульптурой, мостиками, «руинами», амфитеатром. Территорию площадью около 500 га ограничивают автомобильная дорога и каскады прудов.
дворцового комплекса: 1 - дворец
|
Ансамбль развивался в течение 150 лет, неоднократно перестраивался, менял свое объемно-пространственное устройство. Усадьба была основана в первой половине XVIII в. Первым ее владельцем был Ф.Болгарин. У него усадьбу купил придворный певец Ф.Качановский, от которого ее унаследовал родственник, майор М.Коченовский. От их фамилий и происходит название поместья. В 1771-1808 гг. Коаченовкой владели генерал-фельдмаршал граф П.Румя-нцев-Задунайский и его сын О.Румянцев, в 1808-1824 гг. - Г.Почека, в 1824-1866 гг. - Г.Тарновский, а в 1866-1897 гг. владельцем усадьбы был знаменитый коллекционер Тарновский-младший. После него в течение 20 лет, вплоть до 1917 г., Усадьбой владели последовательно сахарозаводчики Харитоненки, князья Урусовы, М.Олива.
С Качановской усадьбой связаны имена выдающихся представителей украинской и русской культур. В разное время здесь жили и работали Тарас Шевченко, Николай Гоголь, Марко Вовчок, художники Николай Ге, Илья Репин, Михаил Врубель, Василий Штернберг, Владимир Орловский, Александр Кунавин, Александр Агин, Илларион Прянишников, братья Константин и Владимир Маковские, композиторы Михаил Глинка, Семен Гулак-Артемовский, ученые Михаил Максимович, Василий Горленко, Дмитрий Яворницкий и другие. Здесь была собрана и хранилась исключительно ценная коллекция украинской старины В.В.Тарновского-младшего (1837-1899), на основе которой был создан Черниговский музей украинской старины (впоследствии - Черниговский исторический музей, сейчас носит имя В.В. . Тарновского), а также Киевский музей Т.Шевченко.
Во время власти большевиков в усадьбе размещались различные социальные учреждения - детские дома, санатории и т.п.. Вследствие варварского хозяйствования не сохранилась часть сооружений ансамбля, в значительной степени утрачены декор интерьеров, меблировки, искажен ландшафтный парк. Но даже то, что сохранилось, признается лучшим образцом дворцовой усадебной архитектуры конца XVIII-XIX вв.
Реставрационные работы здесь начались 1974 г. и продолжаются до сих пор. В 1981 г. ансамбль объявлен Государственным историко-культурным заповедником, которому в 2002 г. присвоен статус национального. Подчиняется Министерству культуры и искусств Украины.
Планировка усадьбы регулярная (на верхнем плато) и ландшафтная (нижний уровень - парковая территория вдоль каскада прудов). Общая градостроительная композиция имеет четкое осевое построение с ориентацией запад-восток. Ансамбль дошел до наших дней в стилевых формах классицизма и историзма (неоклассицизм). Все сооружения каменные из кирпича, частично - деревянные с кирпичной облицовкой.
Дворец, который является главенствующим элементом ансамбля и которому композиционно подчинено все остальное, построен в 1771 по проекту московского архитектора Карла Бланка. Строил дворец Украинский архитектор Максим Мосцепанов.
Сооружение дошло до нашего времени в стилистических формах классицизма с некоторыми элементами, присущими эпохе историзма и эклектики. Оно кирпичное, второй этаж деревянный, обложенный кирпичом. В отделке интерьеров использовались красное дерево, дуб, мрамор, искусственный мрамор, полихромная метлахская плитка, цветное стекло.
Дворец имеет симметрично-осевую композицию. Он прямоугольный в плане с тремя ризалитами по парковым сторонам. Общие габариты дворца в плане - 73 х 21 м. К лицевым фасадам под прямым углом к центральному корпусу примыкают два одноэтажных флигеля, благодаря которым дворец сохраняет традиционную П-образную форму плана с курдонером перед главным фасадам. Центральный корпус дворца увенчан сферическим декоративной куполом на высоком рустованном цилиндрическом подбаннике, который акцентирует не только главную ось здания, но и композиционную ось всего паркового ансамбля, очень хорошо показано на хрестоматийно известном полотне Василия Штернберга из Национального художественного музея. Ребристую баню венчает небольшая смотровая площадка, огражденая металлической решеткой. Подбанник имеет овальные окна, окаймленные профилированными наличниками. Центральная часть главного фасада дворца подчеркнута глубокой лоджией в два этажа, ограниченной краеугольными пилонами, и четырехколонным портиком римско-дорического ордера, несет антаблемент с триглифами и розетками в метопах.
Завершается портик сложным по композиции ступенчатым фронтоном, к которому прилегает с обеих сторон парапет-балюстрада, украшенная вазами. Вдоль центральной части фронтона - скульптуры, а в центре - барельефная композиция, ограниченная спаренными пилястрами, несущими антаблемент и треугольный фронтон. Стены главного фасада декорированы рустом. Оконные проемы прямоугольные, на втором этаже они увенчаны прямыми сандриками и лепными украшениями. Разкриповки главного фасада акцентированы трехдольными окнами с лепным и профилированным декором. Под окнами второго этажа - балюстрада фальшивого парапета.
Парковый фасад близок по архитектурным решением к главному, но трактован более живописно. В центре - шестиколонный портик тосканского ордера, увенчанный треугольным фронтоном, в тимпане которого - барельефные лепки растительного характера. Ризалиты и боковые стены опоясаны колоннадой в уровне первого этажа, которая несет основную террасу второго этажа с ажурной металлической оградой, им соответствует балкон второго этажа в пределах портика. Ризалиты в уровне первого этажа округлены, во втором - пятигранные.
Планировка дворца коридорно-анфиладная в центральном корпусе и коридорная в флигелях. Распланированная структура уцелела до сих пор без значительных изменений. На первом этаже центрального корпуса содержатся вестибюль и летний зал. Вестибюль имеет филенчатую обшивку стен. Отсюда деревянная лестница ведет в столовую и рыцарского зала, в котором сохранилась профессиональная роспись плафона начала XIX века. Во дворце сохранились отдельные фрагменты старинного интерьера - камины, зеркала с мраморной подставкой, кафельные печи и т.п..
Дворец представляет большой интерес как уникальный памятник архитектуры и истории - центральное здание великопанского усадебного ансамбля, связанного с жизнью и деятельностью многих выдающихся людей.
Северный и южный флигеля построены в 1770-1824 гг. Они почти идентичны по архитектурным формам, фланкирующих со стороны парадного двора построеный одновременно с ними центральный дворцовый корпус. Авторство, как и дворец, приписывается архитектору Карлу Бланку; строил архитектор Максим Мосцепанов. Первоначально флигели соединялись с дворцом одноэтажными переходами. В период с 1808 по 1824 гг. над западными частями флигелей разобрали мансарды, надстроив, зато деревянные вторые этажи. С тех пор эти части флигелей вошли в состав центрального корпуса дворца. Вместе с этим достроены восточные части флигелей, благодаря чему перед дворцом образовался глубокий курдонер. Тогда же возведена колоннада южной и северной террас.
Флигели решены в архитектурных формах классицизма с элементами историзма. Сейчас они кирпичные, одноэтажные, прямоугольные в плане, оштукатурены, фасады декорированы рустом. их перекрывают вальмовые крыши на три склоны с кровлей из листовой стали. Перекрытия плоские деревянные. В средней части фасадов флигелей, обращенных к курдонером, находятся четырехколонные пристенные портики, колонны которых поддерживают антаблемент и фронтоны мезонинов, повышенная часть которых членена четырьмя пилястрами. Между средними пилястрами содержится окно с полуциркульной перемычкой, окаймленной архивольтом с замковым камнем. Входы во флигели - между двумя средними колоннами портика. Прямоугольные дверные и оконные проемы в пределах портиков имеют замковые камни и горизонтальные сандрики. Порог северного флигеля глухой рустованный, а к боковой стене южного флигеля прилегает круглая башня. Планировка флигелей - коридорная. Основные габариты: длина 21 м, ширина 8,5 м, высота 4,5 м.
Башня построена в 1866-1898 гг. (Точная дата возведения башни не установлена) как инженерное водонапорне сооружение. Расположена в пределах курдорнера, прилегая к боковой стене южного флигеля. Во время второй мировой войны была повреждена, восстановлена в 1947 г. Кирпичная, оштукатуренная, побеленная, круглая в плане, трехъярусная. Выполненна в период историзма, поэтому отражает тогдашние стилевые поиски в русле неоклассицизма и необарокко. Стены на высоту двух нижних ярусов рустованные. Ярусы расчленены гзимсами. Вход в башню с востока, через прямоугольные двери. В первом ярусе - два прямоугольных окна - с юга и севера, во втором ярусе башни - с юга, с востока и севера - по два спаренных окна, окаймленных наличником и разделенных импостом в виде пилястры. В третьем ярусе - круглые окна выходят на четыре стороны света, между ними расположены ниши. Фасад башни завершен гзимсами, над которым невысокое опорное кольцо, несет палаточный крышу в виде вогнутого конуса, завершенного шпилем. Основные габариты башни: диаметр 6 м, высота 12,6 м (к своду, 20 м - полная высота со шпилем).
Службы. Два отдельно стоящие здания построены на парадном дворе усадьбы ориентировочно в 30-х - 40-х гг. XIX в. Они идентичны по своим архитектурным формам, решены в стилистике позднего классицизма. Основные объемы прямоугольные в плане, каменные из кирпича, оштукатурены, мезонины - деревянные. Центральная часть главного фасада каждого корпуса акцентирована огромной полукруглой нишей, в которую вписан портик тосканского ордера, поддерживающий балкон мезонина с балюстрадой. Вдоль главных входов - скульптуры спящих львов. Сооружения служб является неотъемлемой составляющей композиции парадного двора дворцового ансамбля.
Беседка Глинки построена в тридцатые гг. XIX в. Находится в нагорной северо-западной части парка на высоком холме над прудом. Возведенна в архитектурных формах романтизма. Перенесла некоторые изменения в конце XIX в. Во время второй мировой войны была повреждена, восстановлена в 1947 г.
Сооружение каменное из кирпича, оштукатуренное, восьмиугольная в плане. Грани, соответствуют основным осям, широкие от граней с диагональными осями. Венчает беседку массивная баня с фигурным шпилем. Под беседкой в толще холма - подвал со сводом, который имеет декоративные ниши и внутристенные лестницы. Подвал имеет четыре двери, три из них замурованы. Перед входами - трапециевидные площадки, ограниченные подпорными стенами. Основные габариты сооружения: высота с подвалом - 16 м, ширина - 8,3 м.
Окна и двери имеют стрельчатую форму завершений. Фасады украшены медальонами, расписанными по сюжетам оперы «Руслан и Людмила». По преданию, именно в этой беседке композитор Михаил Глинка работал над оперой «Руслан и Людмила» (отсюда и название памятника).
Георгиевская церковь возведена на средства владельца имения Г.Почеки в 1817 г., А завершена - 1828 г. усилиями нового владельца Г.Тарновского. Построена в стиле ампира, каменная, оштукатуренное и побеленная. Крещатая в плане, с удлиненным западным раменом, к которому с запада примыкает колокольня. Храм имеет апсиду и краеугольные прямоугольные в плане камеры, равновысокие основному объему. Западный вход акцентирован четырехколонным римско-доричным портиком со спаренными колоннами, несущими антаблемент с триглифами по фриза. В советское время потеряны северный и южный портики, купола церкви и два верхних яруса колокольни. Фасады колокольни и краеугольных камер рустованные. Окна и двери прямоугольные и полуциркульные, фланкированный пилястрами, увенчанные сандриками, окаймленные архивольтами. После проведенной реставрации крестопоклонная перекрыта сферическим куполом на цилиндрическом подбаннике. Вместе с четырьмя угловыми куполами центральная образует выразительный пятиэтажный силуэт, которому не хватает только завершение - двух верхних ярусов колокольни, которые пока не восстановлены из-за нехватки средств. В западной ветви - хоры, на которые ведут винтовые лестницы в толще западной стены. Все мышцы перекрыты полуциркульными сводами.
Хозяйственная постройка конца XIX в. дошла до наших дней с небольшими перестройками. Стилистически она близка сооружениям дворцового комплекса (преобладают формы неоклассицизма). Здание каменное, побеленное, прямоугольное в плане с ризалитом в центре восточного фасада, одноэтажное, очень удлиненное. Северный фасад членится пилястрами. Окна имеют рельефные клинообразные перемычки лучковой абриса с уступчатыми замками. Центральная часть главного фасада акцентирована четырехколонным портиком, спаренные колонны которого несут антаблемент и треугольный фронтон.
В процессе эксплуатации здание подверглось полной внутренней перепланировки. Несмотря на это, она является интересным образцом хозяйственной усадебной постройки конца XIX в.
На территории усадьбы есть еще несколько хозяйственных построек, построенных до 1919 г., Однако их архитектурно-художественная ценность незначительна.
Парк сформировался течение XVIII-XIX вв. Занимает территорию всего усадебного комплекса. Заложен он в 1777 г. по проекту украинского архитектора Максима Мосцепанова. Площадь парка 560 га, в том числе 100 га водоемов, система которых включает 12 прудов, из которых самым крупным является Майорский (названный так в честь одного из первых владельцев майора М.Коченовского). Основные лиственные породы деревьев: дуб, граб, тополь, липа, береза, ольха, осина, орех, ясень, среди хвойных - сосна, ель, пихта, туя, кедр, лиственница. Есть в парке даже пробковое дерево. Всего здесь представлено более 50 пород деревьев. Парк делится на две части - регулярную и ландшафтную. Расположена на высоком плато регулярная часть с клумбами и партерной зеленью небольшая по площади и включает основные усадебные постройки. Ландшафтная часть значительно больше. Она состоит из зеленых массивов рощ и дубрав, чередующихся с полянами и плесами озер в долине. Многочисленные живописные аллеи и дорожки прорезают парк во всех направлениях. Общая протяженность большой парковой дороги достигает 60 км.
Большую роль в парковых композициях играют дворцовые сооружения и малые архитектурные формы. Высокими композиционными качествами характеризуется пейзаж лужайки с травяным газоном и престарелыми деревьями вблизи беседки Глинки. Интересны два каменных мостика, переброшенные через овраги, а также каменные романтические руины на берегу пруда.
Парк Качановской усадьбы является выдающимся памятником садово-паркового искусства конца XVIII - начала XIX в., Крупнейшим по своим размерам и лучшим сохранившимся парком Украины эпохи романтизма.
Качановский ансамбль является памятником архитектуры и градостроительства национального значения.
с. Качановка