В 1764 году на месте сгоревшей церкви святителя Николая прихожане и священники Емельяницкий и Ковалевский решили построить новую деревянную церковь. В течение трех лет проходил сбор средств. Священник Симеон Ковалевский решил строить не деревянную, а каменную церковь. Заготовлено было до полумиллиона кирпича, дикого камня и железа 300 пудов. В 1765 году Симеон Ковалевский поехал на Запорожскую Сечь, где собрал более 400 руб. Эти деньги позволили закончить строительство церкви.
Освящена церковь в 1768 году. В 1775-м сделан новый 3-ярусный деревянный позолоченный иконостас, обновленный в 1852 году.
В 1864 г. была достроена колокольня.
В 1903 г. церковь расширили.
В боковом приделе храма есть престол в честь святителя Феодосия Черниговского, освящение которого совершил епископ Прилуцкий и Нежинский Ириней 13 апреля 2011 года.
г. Борзна
Художественно-мемориальный музей, экспозиция которого посвящена жизни и творчеству украинского художника-декоратора, народного художника УССР Александра Ферапонтовича Саенко.
Музей расположен в живописном городке Борзна, на Черниговщине.
Художественно-мемориальный музей был открыт в 1996 году.
Музей народного художника Украины размещается в доме, где проживала семья Саенко. Дом построен в 1902 году, в том же году куплен отцом художника Ферапонтом Петровичем Саенко. Здесь Александр Саенко прожил большую часть своей жизни.
Большой вклад в создание музея внесла дочь художника - украинская художница декоративного искусства, искусствовед Нина Александровна Саенко, которая привлекла многочисленные общественные организации и государственные учреждения, выдающихся деятелей науки и культуры, коммерческие банки.
Сегодня музей-усадьба художника Александра Саенко это уникальный центр украинской культуры на Черниговщине.
Музей-усадьба состоит из дома Саенко и флигеля, в котором последние годы своей жизни провела известная украинская писательница Анна Барвинок.
Фонды музея насчитывают около 1000 экспонатов. В экспозиции много произведений художника, документов, книг, семейных фотографий. Это также бытовые вещи семьи Саенко, личные вещи и одежда художника. Музей украшает значительное количество мебели, которыми пользовалась семья Саенко. Сохранилась часть мебели, приобретенные семьей художника у Анны Барвинок, когда она переехала с хутора Мотроновка в Кинашевку к Кочубеям. В музее имеется также уникальная коллекция ичнянских изразцов, собранная Александром Саенко. Некоторые из них датированы 1883 годом. В собрании - гутное стекло, керамика, Кролевецкая вышивка, мебель, предметы быта и одежда крестьян.
В экспозиции Саенко произведения «Казак Мамай», «Встреча Семена Палия после Полтавской битвы», «Рабы», «Тарас Шевченко» и другие, выполненные в технике инкрустации соломой. Кроме произведений самого художника в экспозиции произведения его учеников и последователей: декоративное панно «Течет вода из-под явора», «Символы украинской жизни», «Древо жизни» Нины Саенко, «Казак Мамай», «Вечность», «Писанковий мотив» Леси Майданец -Саенко.
Музей действует сегодня не только как музей художника, но и как центр сохранения, приумножения и распространения истории, культуры и традиций Борзнянщины. Ежегодно здесь проводятся встречи с известными людьми - уроженцами Борзнянского края, проживающих за пределами Черниговской области и Украины, а также со славными земляками, семьями, живут здесь сейчас и своим трудом и общественной деятельностью делают сегодня заметный вклад в развитие истории и традиций родного края.
г. Борзна
Хутор Мотроновка был основан отцом украинской писательницы Александры Михайловны Белозерской-Кулиш, которая больше известна как Анна Барвинок, Михаилом Белозерским среди старого рощи. Это была родина его жены Матрены Васильевны - тому и хутор, в честь ее был назван Мотроновка. Другие названия - Кулешовка, Ганина Пустынь: когда сгорел первый украинский рукописный перевод Библии, Пантелеймон Кулиш в честь жены переименовал Мотроновку на Ганнину пустынь, а та в свою очередь назвала хутор Кулишовка после смерти Кулиша.
Пантелеймон Кулиш с женой Анной Барвинок поселился в Мотроновке только в 1883 году. Здесь он нашел землю, о которой мечтал, о которой написал много произведений. Именно на хуторе у писателя созрел замысел романа «Черная Рада», здесь он переводил Шекспира, Гете, Байрона, завершил труд «Отпадение Малоросии от Польши» ...
Согласно постановлению № 889 Кабинета Министров Украины от 12 сентября 2005 «Ганнина Пустынь» внесена в число перечень музеев, в которых хранятся музейные коллекции и музейные предметы, являющиеся государственной собственностью и принадлежат к государственной части Музейного фонда Украины.
Областной историко-мемориальный музей-заповедник Пантелеймона Кулиша «Ганнина Пустынь» - ландшафтный парк-памятник садово-паркового искусства. Общая площадь музея-заповедника составляет 9,2 га.
Усадьба-музей, где родилась, жила и стала на свадебный рушник Александра Белозерская (Анна Барвинок). В середине дома - музейная экспозиция. Привлекает внимание гостиная с простым, покрытым скатертью столом, за которым угощали гостей. Здесь же - любимый стол Тараса Шевченко, по которому он любил работать. Среди экспонатов музея - экспозиция «Полотенце, умеющий говорить». Среди полотенец почетное место занимает кролевецкое полотенце, на котором вышито «1894», подаренное Кулишу на их золотой свадьбе.
Реконструкция дома Кулиша (5 комнат), построеннго в 1877 году по совету жены Анны Барвинок. На балке дома была надпись: «По доброй совету своей жены построил Кулиш». Рядом - скульптурная композиция - памятники Пантелеймону Кулишу и Анне Барвинок. Рядом - реконструкция хозяйственных построек - сарай, колодец-журавль, путь к копанке Кулиша, на берегу которой стоит Шевченковская беседка.
Аллея любви, ведет к мемориальному захоронению супругов Кулишей и Василия Белозерского. В парке рядом - клен П. Кулиша, которому 137 лет.
Вся территория заповедника разбита дорожками, цветниками, газонами, аллеями по которым в далекие Кулишевские времена ходили Тарас Шевченко, Виктор Забила, Иван Франко, Иван Пулюй, Марко Вовчок, Афанасий Маркевич, Николай Костомаров.
На могиле Пантелеймона Кулиша, на мраморной плите высечены слова поэта «Совсем другая была бы вещь, как бы мы едиными устами и единым сердцем упражнялись пробуждением общественно-национального сознания Украины». Эти слова Кулиш сказал более 100 лет назад, но они не потеряли своей актуальности и сегодня.
г.Борзна, хутор Матроновка
Маленькая однокупольная каменная церковь стоит на холме в центре села. Имеет островное расположение и является архитектурным акцентом в застройке. Построена в 1800 г. вместо пропавшей одноименной деревянной церкви. По архитектурному типу принадлежит к простейшим тетраконховым храмам, без выявленного наружу центрального четверика. К центральному подкупольному квадрату по сторонам прилегают четыре равноширокие ему экседры. В местах примыкания цилиндрических поверхностей экседр друг к другу сделано плавные закругления, благодаря чему возник чистый Четырехлепестковый план без структурно выделенных пилонов, на которые опираются арки. Эти арки полуциркульные, с помощью плоских треугольных пандативив они несут мощный световой восьмерик с восьмилотковим куполом, увенчанным глухим фонариком. Экседры имеют сферические конхи, покрытые крышами по сводам.
Здание строго центристское, нет главного и боковых фасадов, рассчитано на обозрение со всех сторон. В середине XIX в. к нему были пристроены два тамбура, несколько нарушившие центричность общей композиции. Церковь довольно камерная по масштабу, что обусловлено не только ее незначительными габаритами, но и соотношением оконных и дверных проемов с плоскостью стены: большие окна с лучковыми перемычками и простыми наличниками визуально уменьшают размеры здания, которая, однако, не теряет монументальности учитывая нерасчлененность архитектурной формы. Декор очень простой и функциональный: скругленные стены экседр членят пилястры и завершает небольшой карниз. Характер декора выдает руку мастера, незнакомого канонам классической архитектуры. Это свидетельствует о том, что основали храм простые прихожане, а не граф К.Г.Розумовский, который в те времена владел местечком Новые Млины и для своих строений всегда приглашал лучших вышколенных профессиональных архитекторов.
Троицкая церковь в с.Новые Мельницы является редким образцом народного творчества в каменной архитектуре. Она типологически уникальная, хорошо сохранила аутентичные формы. Ее высокая историко-художественная ценность обусловлена пластичностью форм, точно найденными пропорциями и масштабом. Сейчас является памятником архитектуры местного значения (с 1987 г.)
с.Новые Млины