Монастырь расположен за городом на острове в русле р. Золотоноши. Свято-Покровский Красногорский женский монастырь основан в нач. XVII, до 1790 г. был мужским. Первые сооружения были деревянными. Каменный собор построен по проекту архит. И. Г. Григоровича-Барского в стиле украинского барокко.
Кирпичный, по типу трехконховый, с вытянутой, прямоугольной в плане западной ветвью, трехглавый. Фасады расчленены стройными пилястрами с характерными для творческого почерка автора композитными капителями и увенчаны антаблементом, раскрепованным над пилястрами, над конхами возвышаются полукруглые фронтоны-кокошники. Церковь двухсветная. Окна первого яруса с трехцентровыми перемычками и круглые окна второго яруса декорированы арочными сандриками, волютами, лепкой. Сооружение завершено тремя барочными главами на высоких барабанах, поставленных традиционно для украинской народной архитектуры в ряд по оси восток–запад. В своеобразно трактованных растительных мотивах капителей, рокайлевых завитках лепнины у круглых окон, многообразии форм сандриков, наличников, подоконных полочек, криволинейных фронтонов воплощено высокое мастерство зодчего. Обработка интерьеров отмечена тонко прорисованными карнизами, тягами, капителями, лепным декором в стиле рококо. В интерьере преобладает высотно раскрытое пространство трех верхов. В западной части устроены хоры.
По типологической схеме и архитектурно-декоративному решению сооружение близко Покровской церкви в Киеве, созданной мастером в то же время.
В 1922 г. обитель была закрыта, все Церкви и храмы переданы в музей г. Черкассы. Восстановлена в 1941 г. Главной святыней считается икона Божьей Матери, названная Дубенской, поскольку явилась на дубе.
Памятник является произведением украинского зодчества второй половины XVIII в.
Величественный храм в честь Успения Божьей Матери построили в Золотоноше в нач. XX в Перед этим здесь с середины XVIII в. стоял деревянный храм. Его заменили в 1845 году на другой, который сгорел в начале ХХ-го. Новый собор стал одним из крупнейших храмовых сооружений центральной Украины. В 1910 году Золотоношский Успенский собор был освящен и с тех пор здесь постоянно совершались богослужения. Оставался действующим до 1937 года, когда был закрыт, разорен и обезглавлен большевиками – с Успенского собора были сняты не только кресты, но и купола. Само помещение собора долгое время использовалось как солехранилище.
После развала СССР и обретения Украиной независимости здание собора было передано церковной общине. До настоящего времени Успенский собор в Золотоноше отреставрирован. Сейчас снова действующий.
Была возведена в 1840 г. на средства Успенской церкви (не сохранилась) со значительным вкладом богатого местного казака Ф. Савенко.
Кирпичная, крестовая в плане, одноглавая, в стиле позднего классицизма. Главный западный фасад, над которым возвышается звонный ярус колокольни, оформлен четырехколонным портиком тосканского ордера, поднятым на ступенчатый стилобат. Такие же портики акцентируют центральные части северного и южного фасадов. Колонны портиков несут антаблемент, завершенный треугольным фронтоном. Антаблемент с триглифами по фризу и модульонами под карнизом венчает стены сооружения по периметру. Скупой декор фасадов представлен профилированными наличниками с горизонтальными сандриками на кронштейнах, оформляющими дверные и оконные проемы. В интерьере четыре мощных пилона, соединенных подпружными арками, с помощью парусов несут крупный световой барабан, перекрытый полусферическим куполом. Подбарабанное кольцо акцентировано повторенным в интерьере фасадным антаблементом. Опорные столбы делят основное ядро храма на девять камер, соединенных проемами с полуциркульными перемычками. Помещения перекрыты системой полуциркульных сводов. На стенах сохранились фрагменты монументальной клеевой живописи.
Памятник является характерным произведением в стиле классицизма.
село Гельмязов
Построена в конце XVIII в. Деревянная, крестовая в плане, одноверхая. К квадратному в плане центральному объему с севера, юга и запада примыкают прямоугольные в плане срубы, а с востока – граненый пятистенный сруб алтаря с маленькими, симметрично поставленными ризницей и дьяконником. Центральный сруб выше боковых, завершен куполом на высоком световом восьмерике, боковые срубы покрыты двускатными крышами. К бабинцу в XIX в. пристроена прямоугольная в плане трехъярусная – восьмерик на четверике колокольня с шатровым верхом, увенчанным главкой. Композиция храма строго уравновешена, массы объединены в асимметричный силуэт. Объем колокольни является вертикальной доминантой сооружения и вносит динамику в его структуру. Западный, северный и южный фасады отмечены четырехколонными портиками со спаренными колоннами, увенчанными треугольными фронтонами. Портики появились при перестройке в XIX в. Внутреннее пространство верха раскрыто высотно и подчиняет себе боковые объемы. На стенах монументальная масляная живопись XIX в. Центральный сруб укреплен по углам деревянными связями, декорированными резьбой. Памятник является своеобразным произведением народной архитектуры Поднепровья с элементами классицизма.
село Драбовцы
Построена в 1794 , г. Сооружение трижды переносилось на новое место, окончательно в 1905 г. Капитально отремонтирована в 1928 г. мастерами И. Трощиным, И. Корчаком, И. Скориком.
Деревянная, крестовая в плане, одноглавая, с колокольней, примыкающей к западному объему. Состоит из восьмигранного центрального сруба, к которому с востока примыкает граненая пятистенная алтарная часть с ризницей и дьяконником, а с остальных трех сторон – квадратные в плане срубы. Притвор соединяет церковь с двухъярусной колокольней типа восьмерик на четверике, завершенной куполом и главкой. Центральный объем с крупным световым барабаном, несущим купольное завершение, увенчанное декоративным шатром, организует уравновешенную композицию храма. Объем колокольни создает вторую вертикальную ось и сообщает композиции динамику. В объемно-пространственной структуре и декоративном оформлении сооружения прослеживаются черты классицизма, выявленные в четырехколонных портиках с треугольными фронтонами, акцентирующих западный, северный и южный фасады в форме завершений, развитых карнизах с резными подзорами, в кокошниках по периметру купола колокольни. Элементы классицизма храм получил во время перестройки при последнем переносе памятника. В интерьере пространство всех объемов объединено вокруг высотно раскрытой до верха фонарика главы, поставленной на высокий барабан, вырастающий из залома. Связи в основании подбарабанного шатра и сомкнутого срубного свода орнаментованы фигурной порезкой.
Памятник является характерным произведением деревянной архитектуры Поднепровья с элементами классицизма.
село Драбовцы
В центре села стоит старый деревянный храм – Николаевская церковь. Церковь построена примерно в 1911 году на деньги прихожан. Строительство длилось с 1907 по 1910 гг. В 30-х годах 20 ст. церковь была закрыта по решению местных властей. Помещение харама использовалось как склад, а в 91 г. церковь была вновь передана Московскому Патриархату. Церковь имеет традиционное, крестовидное в плане, сечение, один большой купол и звонницу. Церковь украшена красивыми резными узорами, а сложное строение крыши создаёт эффект дополнительного объема. Несмотря на то, что в некоторых местах на стенах церкви краска выцвела, а кое-где покоробилась, видно, что за церковью ухаживают и поддерживают в хорошем состоянии. О том же говорит и состояние церковного дворика – ухоженный, с высаженными на клумбах цветами. Интересным является то, что во дворе церкви до сих пор видны следы дороги, которая здесь пролегала.
с Скориковка