Построена в 1819–1829 гг в формах позднего классицизма. Кирпичная, крестовая в плане с удлиненной западной ветвью, одноглавая, с полуциркульной алтарной апсидой и колокольней над притвором (звонный ярус разобран). Главный фасад акцентирован четырехколонным портиком коринфского ордера со спаренными колоннами, несущими антаблемент, увенчанный треугольным фронтоном. Фасады северной и южной ветвей акцентированы четырехколонными портиками, увенчанными треугольными фронтонами. Средокрестие венчает купол на высоком световом барабане. В оформлении фасадов, разделенных развитым карнизом на два яруса, широко использованы характерные стилевые приемы классицизма: плоскости фасадов симметрично прорезаны различными по величине и форме оконными проемами – с полуциркульными перемычками, прямоугольными и круглыми. Фасады колокольни обработаны рустом, мотив венчающего карниза с модульонами повторяется на фронтонах и барабане купола. Церковь двусветная. В интерьере доминирует высотно раскрытое подкупольное пространство, боковые ветви перекрыты коробовыми сводами. Хоры занимают второй ярус притвора и выходят П-образной формой плана в центральный объем. На стенах – монументальная масляная живопись 1900 г.
Памятник относится к характерной для позднего классицизма группе крестовых в плане однокупольных храмов.
с. Бурты
Построена в 1833 г. Размещена в створе ограды Николаевского монастыря, подчеркивает основную ось его застройки.
Кирпичная, прямоугольная в плане, двухъярусная с аттиковым завершением, сооружена в формах классицизма. Центральная ось здания со сквозным проходом закреплена портиками тосканского ордера. Колонны портиков несут антаблемент, завершенный треугольным фронтоном. Стены первого яруса обработаны горизонтальным рустом, пластику стен второго яруса обогащает квадровая рустовка и плоские круглые ниши, в которых помещены небольшие оконные проемы с лучковыми перемычками. Здание завершено невысоким аттиком позднего происхождения (звонный ярус колокольни разобран), декорированным поясом плоских ниш с лучковыми перемычками. Ограда, примыкающая к колокольне, построена одновременно с ней и выдержана в том же стилевом и декоративном ключе.
Монументальные формы, строгие пропорции, пластическое оформление памятника ставят его в ряд своеобразных сооружений Правобережья в стиле позднего классицизма.
с. Лебедин
Построена в 1826 г. Кирпичная, крестовая в плане с ротондальным средокрестием и колокольней над западной ветвью. В 1885 г. четкая планово-пространственная структура сооружения была изменена пристройкой к алтарной части низких ризницы и дьяконника, а также пониженных боковых нефов к западной ветви. Три входа и ось восточного фасада акцентированы одинаковыми двухколонными портиками тосканского ордера, поднимающимися до горизонтальной тяги, разделяющей сооружение на два яруса. Над портиками размещены полуциркульные оконные проемы с крупными замками, фасады ветвей завершены треугольными фронтонами. Двухъярусная колокольня – четверик на четверике с открытым арочным звонным ярусом, увенчанным шпилем на четырехгранном приземистом шатре, является вертикальной осью всей композиции. Ротонда перекрыта полусферическим куполом на световом барабане одного с ней диаметра, выделенном карнизом с мо- дульонами, венчающим здание. В интерьере внутреннее пространство высотно раскрыто благодаря многочисленным ритмично расположенным оконным проемам, обогащающим пластику стен. Барабан в интерьере также отделен карнизом. Пяты высокого купола – в уровне основания барабана, вследствие чего над полуциркульными окнами барабана образованы распалубки, придающие вспарушенную легкость куполу. Ветви перекрыты полуциркульными сводами. На стенах – монументальная живопись XIX в.
Благодаря строгому объемно-пространственному решению, выразительному силуэту, хорошо найденным соотношениям масс и деталей памятник относится к редким произведениям позднего классицизма на Правобережье.
с. Лебедин
Построена в 1812–1818 гг. Возможно, принадлежит к произведениям архит. А. И. Меленского. Построена в стиле позднего классицизма.
Кирпичная, крестовая в плане, одноглавая с колокольней у притвора. Плановая схема предельно лаконична – боковые ветви укорочены, восточная часть выделена полукруглой апсидой. В оформлении фасадов применен тосканский ордер – апсида ритмично расчленена полуколоннами, боковые ветви акцентированы четырехколонными портиками, главный западный вход подчеркнут четырехколонным портиком со спаренными колоннами. Портики завершены треугольными фронтонами. В композиции сооружения большое внимание уделено крупному световому барабану с куполом, венчающему средокрестие. Динамику в строгий силуэт храма вносит колокольня, являющаяся второй вертикальной осью сооружения (купольное завершение заменено шатровым). Фасады расчленены карнизом на два яруса, завершены карнизом с модульонами, такой же карниз венчает фронтоны портиков и барабан. Оконные проемы различной формы симметрично прорезают фасады сооружения в двух ярусах. Декоративное оформление дополняет обработка рустом нижнего яруса колокольни, прямоугольные ниши над окнами первого яруса храма и ампирные гирлянды над тройными окнами барабана. Высота барабана подчеркнута спаренными полуколоннами коринфского ордера. Металлические двери северного фасада украшены фигурками, выполненными в технике литья. Внутреннее пространство величественно, благодаря высотно раскрытому подкупольному пространству, боковые ветви перекрыты полуциркульными сводами, алтарная часть – полуциркульным сводом с распалубками. Барабан выделен развитым карнизом с модульонами. В интерьере – стенопись 1900 г. Хоры П-образной формы занимают пространство притвора и выходят в неф и боковые ветви.
Памятник – яркое произведение архитектуры позднего классицизма.
с. Матусов