Главная достопримечательность города – всемирно известный Кельнский собор, крупнейший готический храм в Северной Европе, шедевра континентального возвышенного готического стиля.
Современным посетитель кельнского кафедрального собора не заметит никаких признаков длительной истории его создания, хотя собор был завершен только в 1880 году, спустя более 600 лет с момента начала строительства. Изумительная гармония и единство собора таковы, что практически невозможно отличить его средневековые части от более поздних элементов. Этот собор стал высшей точкой развития готического стиля в архитектуре, который был доминирующим в Европе в эпоху позднего Средневековья.
Кельнский кафедральный собор не только главная достопримечательность, но и неофициальный символ города. В момент своего завершеним. в 1880 году, собор являлся самым высоким зданием в мире, хотя и уступил в 1884 году первенство монументу Вашингтона в США.
Кельнский кафедральный собор занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и входит в число памятников всемирного культурного наследия.
История
Кельн стал одним из центров европейского христианства задолго до того, как началось сооружение собора на месте более ранней базилики, уничтоженной пожаром во время реставрационных работ в 1248 году. Первая городская христианская община собиралась для молитв в расположенном рядом с этим местом доме начиная со II века. После того, как император Карл І Великий сделал в конце VIII века Кельн местопребыванием архиепископского престола, власть над городом перешла в руки церкви.
Город процветал благодаря торговле и промышленности, однако зажиточные купцы постоянно пытались бороться против политической власти архиепископа, и в 1288 году им удалось одержать верх. После этого Кельн стал вольным городом – этот статус быт официально закреплен за ним в 1475 году.
Кельн стал одним из центров европейского христианства задолго до того, как началось сооружение собора на месте более ранней базилики, уничтоженной пожаром во время реставрационных работ в 1248 году. Первая городская христианская община собиралась для молитв в расположенном рядом с этим местом доме начиная со II века. После того, как император Карл І Великий сделал в конце VIII века Кельн местопребыванием архиепископского престола, власть над городом перешла в руки церкви.
Город процветал благодаря торговле и промышленности, однако зажиточные купцы постоянно пытались бороться против политической власти архиепископа, и в 1288 году им удалось одержать верх. После этого Кельн стал вольным городом – этот статус быт официально закреплен за ним в 1475 году.
В 1164 году Кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха I Барбароссы, получил от него останки Святых волхвов, или Трёх королей, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. Так император отблагодарил владыку за боевую помощь при покорении Милана во время второго итальянского похода. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кёльн. Для них в течение десяти лет изготавливался саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней – рака Трёх королей, одна из самых драгоценных святынь христианства.
Народ потянулся отовсюду, чтобы увидеть эти реликвии, и город стал одним из главных европейских центров паломничества.
В то время кафедральным собором Кельна была внушительная церковь в романском стиле, построенная в IX веке. Хотя ее и называли «матерью и госпожой всех германских церквей», она все же была слишком маленькой, чтобы вместить толпы паломников. Капитул церкви вначале хотел просто расширить существующее здание, однако после пожара 1248 года, от которого церковь серьезно пострадала, было решено построить новый собор.
Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор – и его масштабы должны были затмить все остальные храмы. Образцом для него стали французские готические соборы – в Шартре, Реймсе и особенно в Амьене.
В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Первый строитель кельнского собора, мастер по имени Герхард, по всей видимости, собственными глазами видел собор в Амьене и заимствовал некоторые художественные элементы его оформления
Начатая Герхардом и продолженная его преемниками работа продолжалась 74 года, и в 1322 году был освящен верхний алтарь. Однако собор был еще далек от своего завершения. Хоры и расписанные окна были на месте, однако главный неф с его четырьмя боковыми приделами и южная башня собора были достроены лишь около 1560 года.
В 1560 году все работы в кафедральном соборе прекратились. Никто не может точно сказать, почему это произошло, и на протяжении почти трех столетий собор оставался недостроенным, хотя и пригодным для богослужений.
Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремленные ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства. Кёльнский собор стоял незаконченным каркасом, требующим едва ли не ремонта. Между хором, завершенным стеной в 1300 году, и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров, а высотой лишь в 13 метров. Башни не были завершены. Только лишь 59-метровая южная башня упиралась в небо, как могучий обломок, но зато давала возможность вообразить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада с двумя башнями. Работы на южной башне были прекращены уже в 1450 году, а потом и вся строительная деятельность была полностью оставлена.
Когда в 1794 году Кельн захватила армия Наполеона, архиепископ бежал в Аахен, а брошенный собор оказался заброшен и стал использоваться как зернохранилище.
В 1815 году город вошел в состав Пруссии. Благодаря развитию индустриального производства Кельн процветал, и заброшенный собор привлек внимание ведущего прусского архитектора Карла Фридриха Шинкеля, который в 1833 году назначил своего ученика Эрнста Фридриха Цвирнера на пост архитектора кафедрального собора.
Строительство собора возобновилось в 1840 году и финансировалось прусским королем Фридрихом Вильгельмом IV совместно с основанным жителями Кельна обществом по строительству собора.
В 1862 году уже были установлены стропильные фермы на продольном и поперечном нефах, в 1863-м началось строительство башен высотой 157 метров. 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялось празднество в связи с завершением постройки. Собор был завершен в 1880 году, спустя 632 года после того, как в его основание был заложен первый камень.
Однако и после этого торжества строительство продолжалось: застекляли окна, накладывали полы, и в конце концов пора было начинать отделку. В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула; обломились и другие декоративные башни, а поврежденные места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок.
Собор сильно пострадал в годы Второй мировой войны, во время налетов в него не менее 14 раз попадали бомбы. 12 из 22 высоких сводов нуждались в восстановлении. Хоры были отреставрированы к 1948 году, а полностью восстановительные работы завершились лишь 8 лет спустя. В настоящее время наибольшую опасность для собора представляют кислотные дожди, которые разъедают поверхность камня. Сейчас разрабатывается проект по восстановлению или замене поврежденных камней.
Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кёльнского собора не завершена и сегодня.
Кельнский собор кажется устремленным и небо за счет тонких вертикальных контрфорсов и заостренных арок, в которых невозможно выделить глазом хотя бы одну четкую горизонтальную линию. Подчеркивание вертикали было характерной особенностью готического стиля, который появился во Франции приблизительно за сто лет до начала строительства кельнского собора и доминировал в европейской архитектуре с XII по XV век.
На земле кельнский кафедральный собор следовал очертаниям своего предшественника – собора в романском стиле с главным нефом и четырьмя боковыми приделами, но значительно отличался от него во всех остальных отношениях. Революционным решением была замена старых закругленных арок на угловатые с заостренными концами.
Поднятый над нефом на высоту 44 м потолок покрыт узором тонких сводчатых ребер, на которые распределяется вес кровли. Строители, завершавшие собор в XIX веке, сохранили эту деталь оригинальной конструкции, хотя сама крыша XIX века была сделана из стали.
Французские архитекторы разработали способ распределения веса всего сооружения и его крыши на относительно небольшое число точек на внешних стенах. В этих точках вес переносился на арочные контрфорсы – аркбутаны, расположенные с внешней стороны строения и направлявшие действующую на них силу книзу, а не наружу. Сами контрфорсы венчались тяжелыми шпилями, украшенными статуями и геометрическими резными узорами.
В готической архитектуре стены стали пространством, на котором располагались каменные скульптуры ангелов, святых и других религиозных персонажей или наносились богатые узоры в виде арок, окружностей, колонн или ниш. Арка нал главным входом кафедрального собора на западном фасаде и ажурные каменные узоры его шпилей – яркие отличительные детали готического стиля.
Пространства между контрфорсами заполнены приблизительно 1350 кв. м стеклянных витражей, составляющими внутреннее убранство собора. Это самый большой из сохранившихся циклов витражных окон XIV века в Европе. Стеклянные витражи на западном конце собора были установлены к моменту его освящения в 1322 году, в них был применен еще один ключевой для готического стиля прием – ажурная каменная вязь или каменные переборки и так называемые средники, с помощью которых делились на части огромные пространства стекол.
Реликвии
Старая ризница, сегодняшняя часовня Святого причастия, была освящена в 1277 г. Альбертом Магнусом. Она находилась в северной части собора и была дополнена ещё одним помещением, в котором в XIII веке хранились сокровища собора. Для того, чтобы поднять эти помещения, расположенные во рву за пределами городской стены римского времени, до уровня пола собора, было сооружено основание, стены которого состояли отчасти из фундамента собора и отчасти из шести остатков римской оборонительной стены. На высоте 10 м оно было перекрыто крестовым сводом из шести пролётов, сгруппированных вокруг двух колонн. Сегодня в этом импозантном средневековом помещении, разделенном в XVI в. междуэтажным перекрытием, находится сокровищница собора.
В шестигранном здании, стоящем на основании собора, хранится коллекция наиболее ценных реликвий. Эта «палата святынь» отделана, как ларец, бронзовыми пластинами. Между ней и собором находятся входы в сокровищницу и киоск собора. Лестница, расположенная за пределами готического фундамента, ведёт в подземные помещения собора.
Палата святынь перекрыта на верхнем этаже стеклянным потолком, через который открывается вид на собор. В центре помещения стоит ларь св. Энгельберта, в который в 1663 г. были помещены мощи умершего в 1225 г. архиепископа. К числу наиболее ценных реликвий собора относятся посох св. Петра с набалдашником IV в., дароносица св. Петра и ларь с мощами трёх волхвов.
Основные сокровища собора выставлены в витринах со специальной подсветкой в сводчатых помещениях подвального этажа. К первым экспонатам относятся епископский жезл и меч – символы правления кёльнских архиепископов. Остальные драгоценности относятся к средневековой истории, а также XVIII и XIX вв. Среди наиболее интересных экспонатов этого этажа – готический церемониальный крест и готические дароносицы, эпитафия Якова Кройского, повреждённая похитителями в вновь восстановленная парадная дароносица. На этом же этаже расположено помещение с оригинальным деревянным корпусом ларя с мощами трёх волхвов и библиотека с собранием наиболее ценных рукописей.
Этажом ниже находятся лапидарий и коллекция парчовой церковной одежды. На правой стороне эти помещения примыкают к римской оборонительной стене. В левом углу она обрывается. Здесь под тупым углом к ней примыкает фундамент готического собора. В нишах под арками установлены две витрины с находками из франконских могил, обнаруженных под фундаментом собора в ходе раскопок 1959 г. В этих могилах примерно в 540 г. были захоронены женщина и мальчик из династии Меровингов. В том же помещении выставлены некоторые оригинальные скульптуры, украшавшие в Средние века портал св. Петра. В коллекции парчовой одежды наиболее впечатляющими являются выставленные фрагменты т.н. «Capella Clementina» – богато украшенных риз, изготовленных по приказу архиепископа Клеменса Августа для праздничных богослужений. В одной из них в 1742 г. он проводил коронование своего брата, короля Карла VII во Франкфурте. Особого внимания заслуживают также витрины с серебряными кубками и небольшая витрина с экспонатами XX века.
1. Портал Святого Петра. Правый украшенный резными статуями дверной проем был единственным входом в собор, завершенным во время первой стадии строительства, до 1560 года.
2. Южная башня. Незавершенная конструкция Южной башни возвышалась над Кельном в течение 300 лет, прежде чем была увенчана шпилем и соединена со второй башней. Сегодня посетители имеют возможность подняться по 509 ступеням на расположенную на высоте 95 м площадку, с которой открывается прекрасный вид на город и протекающий внизу Рейн.
В южной башне подвешены девять колоколов собора, четыре из которых были отлиты еще в Средние века Один из колоколов весит 24 тонны – это самый большой в мире колокол на свободной подвеске.
3. Сокровищница. Здесь хранятся многочисленные произведения искусства, а также реликвии, включая посох Св. Петра и выполненную в стиле барокко раку с мощами Св. Энгельберта.
4. Распятие Геро, придел Святого причастия. Это монументальное дубовое распятие X века, изображающее распятого Христа с закрытыми глазами, – эта поза известна как Christus patiens (Христос страдающий) – древнейшее из больших деревянных распятий, сохранившихся к северу от Альп. Высота фигуры Христа составляет 1.88 м. Распятие было заказано для собора кельнским архиепископом Геро незадолго до его смерти в 976 году. Кельнское распятие имеет мало равных в правдивости передачи смерти – наклоненное вперед тело Христа показывает физическую боль и напряжение в плечах и руках, а на лице лежит отпечаток предсмертной агонии. Крестовина и нимб с вработанными в него стеклянными украшениями сохранены в оригинальном виде. Окружающий распятие барочный алтарь с колоннами и лучеобразным венком подарены собору в 1683 г. его каноником Генрихом Мерингом, эпитафия которого находится на прилегающей к алтарю стене.
5. Верхний алтарь. Сделан из единой плиты черного мрамора. Считается, что это самый большой алтарь во всех христианских церквях. Алтарь был создан приблизительно в 1320 году и подарен собору жившим в XIV веке архиепископом Вильгельмом фон Геннепом.
6. Ларь с мощами волхвов. Внутри этого огромного деревянного, обитого позолоченными серебряными пластинами и украшенного тысячами алмазов, саркофага XIII века хранятся мощи трех волхвов, пришедших поклониться младенцу Христу.
Саркофаг-ларь – был создан фламандским ювелиром Николаусом Вердунским (расцвет творчества мастера пришелся на 1150- 1210 годы) и его учениками. Работа над саркофагом началась приблизительно в 1180 году и продолжалась до 1225 года. Когда в 1864 году вскрывали реликварий, внутри него были обнаружены кости и лоскуты одежды.
Ларь трёх волхвов имеет следующие размеры: высота – 1,53 м, ширина – 1,10 м, длина – 2,20 м. Деревянный корпус ларя обит позолоченными медными и серебряными пластинами. Фигуры выполнены методом чеканки. Только передняя сторона ларя почти полностью изготовлена из листового золота. Фризы украшены множеством позолоченных эмалевых пластинок. В отделке особенно впечатляют маленькие колонны из позолоченной эмали с постоянно меняющимся узором. Кромки и конёк ларя увенчаны узором тончайшей работы в форме вьющихся растений. Ларь украшен 1000 драгоценных камней и жемчужин. На нём установлены более 300 античных гемм и камей, считавшихся в те времена самым ценным украшением. При изготовлении самой большой ценности собора – ларя с мощами трёх волхвов – использовались, конечно, только самые драгоценные материалы. Однако ещё более важным аспектом, чем ценность материалов, был теологический смысл работы. На продольных сторонах ларя изображены сидящие ветхозаветные короли и пророки, а в его верхней части – апостолы. Тем самым показано, что Новый Завет зиждется на Ветхом Завете. Сюжетные изображения, которыми когда-то были украшены скосы крыши, к сожалению, не сохранились. Внизу на задней стороне ларя изображены сцены бичевания и распятия Христа, а вверху в окружении святых великомучеников Феликса и Набора представлен благословенный Христос с тремя христианскими добродетелями – верой, надеждой и любовью.
На середине передней стороны ларя изображена сидящая Мария с Христом-младенцем, к которой слева приближаются три поклоняющихся волхва. К ним присоединился четвёртый волхв – германский король Отто IV, пожертвовавший собору эту переднюю сторону ларя и причисливший себя этим изображением к традиционным первым христианским королям. Справа от Марии изображено крещение Иисуса в реке Иордан, а немного выше Христос появляется в образе всевышнего судьи в день Страшного Суда. Очевидно, что сюжеты на ларе не являются циклом сцен из жизни трёх волхвов, а посвящены жизненному пути Христа-Спасителя.
Трапециевидная передняя сторона ларя – съемная. 6 января, в день чествования трёх волхвов, она снимается, и взору посетителей открываются хранящиеся в ларе за решёткой три черепа, увенчанных золотыми коронами. Трапециевидная стенка украшена наиболее искусно обработанными камнями – бардовой геммой с изображением бога Марса и камеей, изображающей коронование кайзера Августа. Обе сцены трактовались в Средневековье как выдающиеся события в истории христианства.
Паломничество к мощам волхвов играло существенную роль как в религиозной, так и в экономической жизни Кёльна. Короны трёх волхвов по сей день украшают городской герб.
7. Хоры. Одна из ранее всего законченных частей собора. В 1308-1311 годах деревянные антресоли хоров были покрыты резьбой. Фресками стены хоров покрыли спустя приблизительно 10 лет, тогда же появились витражные стекла с изображениями библейских царей.
8. Часовня волхвов. Достопримечательностью этого придела считаются витражные окна приблизительно 1320 года, изображающие сцены поклонения волхвов младенцу Христу. Здесь же находится мраморная пластина, покрывающая сердце Марии Медичи, которая с 1600 года была королевой Франции, а позже регентшей при своем сыне Людовике XIII. Она умерла в Кельне в 1642 году, куда несколькими годами ранее была изгнана из Франции кардиналом Ришелье.
9. Внутренняя галерея. Этот огибающий сзади алтарь проход гораздо шире, чем в обычных церквях. Обеспечивает свободный доступ толпам паломников к саркофагу волхвов.
10. Триптих работы Стефана Лохнера в приделе Богородицы изображает святую Урсулу на левой панели, трех волхвов, поклоняющихся младенцу Христу на центральной панели, и святого Гереона на правой панели.
На панели «Поклонение волхвов» в приделе Богородицы изображены фигуры пяти святых – покровителей Кельна. Этот шедевр был создан художником Стефаном Лохнером (ок. 1400-1451), ведущим представителем кельнской школы живописи. Когда триптих закрыт, на внешней стороне его стенок появляется «Благовещение» – сцена явления архангела Гавриила Деве Марии.
Миланская мадонна. Архиепископ Дассельский привез из Милана в Кёльн и резное изображение мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 г. Впоследствии около 1290 г. было создано дошедшее до наших дней изображение богоматери, на которое и было перенесено название «Миланской мадонны». Раньше эта статуя стояла над алтарём в часовне Богоматери. Над ней располагался искусно отчеканенный и богато раскрашенный балдахин, фрагменты которого хранятся в сокровищнице собора. В XIX в. статуя Марии покинула своё первоначальное место и была установлена на новом, возведенном специально для этого пьедестале. Этим же временем датируются скипетр и корона статуи.
Миланская мадонна считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики. Её создателями являются те же ваятели, которые создали каменные скульптуры апостолов на пилястрах внутренних хоров. Осторожно и изящно мадонна удерживает дитя в своих руках. Её фигура исполнена грациозности и достоинства. Многочисленные складки одеяния нисходят от плеч до самых ног. Несмотря на то, что сегодняшняя роспись скульптуры датируется XIX в., её оригинальная окраска также была разноцветной. Как и фигуры на капителях хоров, скульптура мадонны была расписана узорами по образцу модного в Средние века итальянского шёлка. Однако даже после того как на смену Миланской мадонны пришла новая скульптура с явно выраженной декоративностью, эта фигура до сих пор является самым прекрасным изображением Богоматери в соборе.
Захоронения
Не все кёльнские архиепископы были похоронены в соборе, как и не все нагробные плиты были перенесены из Старого собора в новый готический. К числу перенесённых относятся останки архиепископа Геро (969–976 гг.). Саркофаг с гробом архиепископа был установлен в часовне св. Стефана. Его надгробная плита, перенесённая из первоначальной могилы, покрыта инскрустацией из белого мрамора, а также красного и зелёного порфира. Сооружение саркофага датируется 1265 г. К этому же типу погребений святых без лежащей фигуры на надгробной плите относится и могила умершей примерно в 1085 г. св. Ирмгардии в часовне св. Агнес. Все саркофаги сориентированы на соответствующие алтари клиросных часовен, находящихся на востоке.
На северной стене Крестовой часовни сегодня установлена лежащая фигура архиепископа Энгельберта I (1216-1225). Она не является могильной скульптурой, поскольку останки архиепископа, до 1633 г. хранившейся в саркофаге, напоминающем могилу архиепископа Геро, были помещены в реликвенный ларь. Для того чтобы увековечить в соборе память об этом возведенном в ранг святых архиепископе, здесь, за главным алтарём была установлена эта скульптура, созданная в 1665 г. Герибертом Нейсом. На своё сегодняшнее место она была перенесена лишь в XIX в. В отличие от присущего средним векам строгого исполнения нагробных скульптур эта фигура изображает лежащего архиепископа в церковном одеянии, непринужденно облокотившегося на руку. Кроме того эта барочная скульптура отличается высоким реализмом, равно как и материалом – она сделана из слегка крапчатого светлого мрамора. Рядом с архиепископом в позе, символизирующей готовность оказать помощь, изображён ангел. Создаётся впечатление, что исполненный любви к жизни умерший ожидает своего воскресения.
Архиепископ Конрад Хохштаденский (1238-1261), заложивший в 1248 г. фундамент готического собора, был захоронен в только что возведенной в то время Осевой часовне. А когда было решено установить в ней ларь с мощами трёх волхвов, саркофаг был перенесён в часовню св. Иоанна. На возведенном в 1845 г. саркофаге покоится лежащая фигура архиепископа – одна из великолепнейших бронзовых скульптур немецких мастеров XIII в. Архиепископ, скончавшийся в возрасте 63 лет, пожелал изобразить себя молодым и красивым мужчиной. Точность передачи деталей фигуры и высокое мастерство бронзового литья позволяют отнести эту могильную плиту к числу выдающихся произведений искусства.
Необычной формой отличается саркофаг архиепископа Филиппа Гейнсбергского (1167-1191). Его лежащая фигура, высеченная из известняка и покрытая в прежние времена слоем краски, окружена венцом из стен, ворот и зубцов. В своё время архиепископ работал вместе с жителями Кёльна на возведении городской оборонительной стены. Именно поэтому около 1330 г., то есть примерно через 140 лет после смерти, для него было сооружено столь дорогое надгробие.
Среди прочих надгробий выделяется саркофаг архиепископа Фридриха Саарверденского (1370–1414) с крупной лежащей фигурой высотой 2,20 м, который находится в часовне Богоматери неподалёку от алтаря. Между готическим арками основания сидят 23 фигуры – участники изображенной сцены. Можно предположить, что этот саркофаг был сооружён непосредственно после кончины архиепископа. Недалеко от него стоит саркофаг скончавшегося в 1371 г. графа Готфрида Арнсбергского, изображённого в виде рыцаря в доспехах. По преданию, решетка, возвышающаяся над саркофагом, была установлена для защиты могилы от возмущенных родственников графа, которые пытались разрушить надгробие, раздосадованные тем, что Готфрид завещал свои угодья не им, а монастырю кёльнского архиепископа. По сегодняшний день в собор ежегодно является делегация города Арнсберга для возложения венка на могилу графа.