Сама Голландия, 40% территории которой расположено ниже уровня моря, и её буквально "созданная" людьми земля, уже может считаться самодостаточным памятником культуры. Вся береговая линия страны окружена системой защитных дамб и других гидротехнических сооружений, общая длина которых превышает 3 тыс. км. Города Голландии – шедевры средневековой архитектуры, соединяющие в себе величественные соборы, живописные каналы, старинные дома, церкви, ратуши и современные сооружения.
Плантации цветов – "визитная карточка" Голландии, весной практически вся страна покрыта многоцветным ковром цветущих растений, что в контрасте с постоянно серым небом морского побережья, создает непередаваемый колорит этой земли.
Река Амстел расположена на территории Нидерландов. Ее длина составляет более 31 км. Исток реки – Ньюиввен, устье – Амстердам. Название реки происходит от Aeme stelle, что на старонемецком означает "просторы с обилием воды". Различные художники не раз выбирали Амстел в качестве темы своих картин. Это и Франс Коппелар с картиной "Амстел ночью", написанной маслом, и Эртан Ван дер Неера, и Уиллем Витзен, Хендрик Джордж Брайтнер, Пьер Мондриан, Хендрик Ян Волтер и многие другие.
Амстердам был построен в том месте, где Амстел встречаются с рекой Эй. Ложе реки Амстел сформировалось довольно поздно – в XI веке, когда крестьяне, жившие вокруг Утрехта, начали строить дамбы и осушать здесь земли; до этого реку почти нельзя было отличить от окружающего болота.
В 1270 местные рыбаки соорудили плотину (dam) и шлюз на Амстеле, как раз в том месте, где теперь шумит главная площадь города – Дам. В те времена Заудерзее (Южное море, теперь отделенное от Северного дамбой Ауфслаутдейк, превращенное в пресноводное озеро и переименованное в Эйсселмеер - Ijsselmeer) еще было судоходным, и положение маленького поселения, которое прозвали Амстелледаме, оказалось стратегически очень удобным: в тихую, но глубокую бухту могли легко заходить большие рыбачьи лодки и торговые суда.
Ещё одна неотъемлемая часть голландского пейзажа – мельницы, многие из которых до сих пор выполняют свои функции.
Амстердам ("дамба на реке Амстел") – город сотен каналов, через которые перекинуто более 600 мостов. Самые красивые из них: Блаубург и Махере-брюг ("Тощий мост"). Каналы – непременный атрибут всех экскурсий по городу. С воды можно осмотреть большинство достопримечательностей Амстердама, сотни живописных мостов, ощутить дух города и его непередаваемую атмосферу.
Большинство экскурсий по городу начинается от красивого здания из красного кирпича с часами и флюгером в неоготическом стиле – Центрального вокзала (XIX в.), отделяющего собственно город от старой гавани Эй. От вокзала веером разбегаются улицы и "грахты" – каналы Амстердама, в том числе и главная улица города – Дамрак, по которой можно попасть в исторический центр города – "Квартал Больших каналов". Опоясывающие его каналы Сингл ("оборонительный"), Хейренграхт ("канал господ"), Кайзерсграхт ("императорский"), Принсенграхт ("канал принцев") и множество других, делят город на 90 островов. "Квартал Больших каналов" – это прежде всего знаменитая площадь Дам, центр притяжения "неформалов" со всего мира, на которой также расположены Королевский дворец с огромным музеем (XVII в., королевская семья сейчас здесь не живет), монумент Свободы (1956 г., в основание впаяны капсулы с землей тех стран, где воевали голландцы), Ньиве-Керк ("новая церковь", 1408 г., неоднократно перестраивалась) - место коронации нидерландских монархов, и знаменитый музей Мадам Тюссо. Неподалеку расположены здание биржи Берлаги (1897-1903 гг.), служившая в средневековье монетным двором деревянная Башня Мюнт со шпилем и курантами (1620 г.), нулевая точка отсчета уровня моря для всего мира – Амстердамский футшток, комплекс зданий Ост-Индской компании, одно из интереснейших сооружений города - Дом корабелов, Музей пыток и Музей секса на Дамрак, а также многочисленные живописные жилые дома XVI-XVII вв.
В Амстердаме огромное количество церквей, среди которых особо выделяются старейшая церковь города – готическая Уде-Керк (1300 г., "старая церковь") в которой регулярно проводятся органные концерты, самая большая в Нидерландах ренессансная церковь – Вестеркерк ("западная", 1619 г.) с могилой Рембранта, первая протестантская церковь страны – Зюдкерк ("южная"), Нордеркерк ("северная", 1620-23 гг.) и некогда самая большая в мире Португальская синагога (1675 г.), а также один из самых больших католических соборов Европы – Амстелькринг (XVII в.), в котором сейчас расположен музей.
Амстердам – один из крупнейших художественных и музейных центров мира. Можно посетить крупнейший художественный музей Голландии и один из лучших в Европе – Рейксмюзеум (1885 г., фламандская живопись XV-XVII вв.), Голландский исторический музей в восточном крыле Рейксмюзеума, музей современного искусства Стеделийк (современное искусство), музей Ван Гога с самой большой в мире коллекцией его произведений (около 200 картин и 580 рисунков), музей Рембранта в здании XVII в. на Йоденбрейстраат, Исторический музей Амстердама, знаменитый Музей тропиков, музей Анны Франк, многочисленные музеи алмазных фабрик, Музей пивоваренной компании "Хейнекен", Кабинет кошек, Еврейский исторический музей в объединенном здании из 4-х синагог, единственный в Европе Музей гашиша, марихуаны и конопли на Удезийдс Ахтербюргвал, а также расположенный в соседнем здании Музей татуировок и множество других, не менее оригинальных собраний.
Кроме исторических и культурных памятников, множество гостей привлекает знаменитый "квартал красных фонарей" напротив Центрального вокзала и великолепные торговые точки города – от "блошиных рынков" Ватрелуплейн и площади Спейн, "цветочных базаров" вдоль Сингл и Монетной площади (Mюнтплейн), до шикарных ювелирных магазинов Костер Даймондс, Амстердам Даймондс Сентр и других. Традиционными местами для шопинга считаются районы улиц Kaлверстрaт, Ньиве-Вендийк, Рокин, Дамстрат, Лейдсестрат и Вийзельстрат, а также районы Йордан и Магна Плаза. Рыночный комплекс Цварте Маркт, расположенный в 15 км к северу от города, считается самым большим рынком в Европе.
В Зандаме, лежащем в 20 км к северу от Амстердама, обязательно следует посетить домик Петра I и архитектурный музей под открытым небом "Зандам в XVII в.". Севернее Зандама расположен знаменитый Алкмар ("окруженный водой") –единственный город в мире, где до наших дней сохранились средневековые сырные ярмарки и даже гильдия "носильщиков сыров". Интересны узкие средневековые улочки, многочисленные городские каналы, собор Св. Лаврентия и готическая Ратуша. Здесь же работают прекрасный Музей сыра, музейный комплекс Цаанс Шанс, Национальный музей пива в здании старой пивоварни, Нидерландский печной музей и Городской Музей истории и искусств.
Лежащий к западу от Амстердама город Харлем с XI по XIII вв. был резиденцией голландских пфальцграфов, а потому насыщен памятниками истории и культуры не меньше, чем Амстердам или Гаага. Центр города – площадь Гроте Маркт, окруженная живописными средневековыми зданиями. Здесь же расположены Ратуша, церковь Синт-Баво с могилой Франса Халса и знаменитым органом (1738 г.), поблизости высится старая харлемская богадельня (1608 г.), в которой сейчас разместился городской Музей Халса. Интересны Епископский музей, музей индустриального искусства в замке XVIII в., церковь Гроте-Керк (XV-XVI вв.) и старые "мясные ряды" (XVII в.).
Гаага (Графенхаге) – резиденция правительства, парламента и королевского двора, третий по величине и один из самых старинных (1248 г.) городов страны, хотя статус города Гаага получила только 1811 г. Это город чиновников, дипломатов и пенсионеров. Здесь же расположен Дворец мира, в котором работает Международный суд ООН. Вокруг старинного замка Бинненхоф (1248 г.), в котором сейчас заседает парламент страны – Генеральные штаты, лежит исторический центр города. Перед замком, на площади Плейн, высится памятник Вильгельму I Оранскому, а вокруг – множество прекрасных архитектурных и исторических памятников – здание трибунала Риддерзал (XIII в.), средневековая тюрьма Гевагенпорт (сейчас здесь расположен Музей инквизиции), министерство колоний, старейший в стране городской Пассаж (1882-1885 гг.), министерство юстиции и литературный клуб Дe Витте. Поблизости расположен дворец бывшего наместника нидерландских владений в Бразилии – Маурицхейс (1633-1644 гг.), в котором размещается одна из лучших картинных галерей мира - Королевская художественная галерея с собранием работ голландских и фламандских мастеров живописи XV-XVII вв. – Рембрандта, Вермеера, Халса, Стена и др. Рядом, на ратушной площади, размещается готическая Старая Ратуша, биржа Берлаге и самый знаменитый собор города - церковь Гроте-Керк (XV - XVI вв.) с изображенными на фронтоне гербами рыцарей Золотого Руна и символом города – колоколом с изображением аиста.
Резиденция королевы находится во дворце Кёнинклийк Пале Нордейнде (1533-1655 гг.), который летом открыт для свободного посещения (сама королева живет во дворце Хейс-тен-Бос). Еще одна достопримечательность города – парк Мадуродам, своеобразный музей под открытым небом, в котором в масштабе 1:25 представлена практически вся страна и все её памятники, причем все эти искусно выполненные макеты действующие! Также интересен ультрасовременный квартал Резиденция, над созданием которого трудились лучшие архитекторы мира. Множество туристов привлекают построенная на средства Наполеона Бонапарта Валлонская церковь (1807 г.), дом-музей Спинозы, уникальный музей конфет и карамели Гаагше Хофье, старая католическая церковь (1722 г.), Дворец мира (1913 г.), картинная галерея принца Вильгельма V, международный Музей прессы, почтовый музей и Музей костюма, а также Аквариум и Морской центр, где действует идущий по дну океана подводный тоннель и прекрасные экологические экспозиции.
Недалеко от Гааги расположены всемирно известный морской курорт Швенинген и старинный город Делфт (1246 г.) – родина знаменитого голландского бело-голубого фарфора, славящийся наряду с этим своей ренессансной Ратушей (1619 г.) с дозорной бащней, монастырем Св. Агаты (XIV в.), часовней Св. Ипполита (1400 г.), церковью (1250 г.) с "падающей колокольней" (1325 г.), а также Национальным музеем Ламберта ван Мертена и готической церковью Ньиве-Керк (XIV-XV вв.) с могилами членов королевской династии. Говорят, что Рыночная площадь Делфта, с 109-метровой колокольней Ньиве-Керк – самая красивая в стране.
Роттердам, самый большой порт Европы и второй по величине город страны, лежит на одном из северных рукавов обширной дельты Рейна – р. Лек. Впервые хроники упоминают о нём в 1238 г., а к 1340 г. Роттердам уже являлся одним из значительных городов Европы. Старый город был практически полностью разрушен во время Второй Мировой войны, поэтому старых памятников почти не сохранилось, но зато восстановленный современный Роттердам поражает гостей смелыми архитектурными решениями и деловой активностью.
Наиболее сохранившейся частью города является район Делфтского порта – Делфтсхавен, насыщенного узенькими улицами, каналами, старинными зданиями и ветряными мельницами. Здесь расположен и первый "небоскреб" в Европе – Хет Витте Хейс (45 м., 1898 г.). Территория старого порта плотно окружена новыми застройками. В центре города, у Морского музея принца Хендрика, выситится бронзовый памятник "Крик" ("Опустошённый город") в память об уничтоженном фашистами старом городе, неподалеку расположены Исторический музей во дворце XVII в., здание Кунстхал (выставки художественных работ XIX-XX вв.) и здание в виде башни с маяком – знаменитый музей Боймана ван Бёнингена с лучшей в Голландии коллекцией фламандских мастеров XV-XVI вв. Можно посетить городской собор Сент-Лорентскерк (XVI в.) с установленным перед ним памятником Эразму Роттердамскому, или самую большую в стране Ратушу (1920 г.), памятник Петру I на берегу Мааса, а также Почту и Биржу. Над городом возвышается громада телевышки Еуромаст (1960 г., 185 м.), на вершине которой расположена вращающаяся смотровая площадка, с которой открывается величественная панорама города и огромного порта. В квартале Кралинген расположен прекрасный Ботанический сад, а выйдя в район делового центра, можно полюбоваться современными высотными зданиями банков и офисов, многие из которых только на считанные метры ниже, чем Еуромаст. Среди музеев интересны Академия искусств, Консерватория, Музей этнографии, Музей энтомологии, Исторический музей и замечательный Роттердамский зоопарк.
Утрехт – старинный университетский город, расположенный в центре страны. Характерная черта города – двухъярусные каналы, связанные многочисленными мостиками с прилегающими домами, которые в средневековье служили складами – грузы с барж на склады переваливались напрямую. Сейчас террасы первого яруса превращены в многочисленные очаровательные кафе и ресторанчики, а сами каналы служат, по большей части, для увеселительных прогулок и отдыха. "Визитная карточка" Утрехта – самый старый готический собор страны с самым высоким в Нидерландах шпилем – Домкерк (1254-1517 гг.), также интересны Ратуша (XIX в.), знаменитый Университет (действует с XVII в.), Музей монет, музей общества искусства и науки, железнодорожный музей, Центральный музей (собрание произведений искусства начала XVII в.), средневековые жилые дома и одна из крупнейших в стране коллекций средневекового искусства в Музее христианства.
Маастрихт, один из самых древних городов страны и административный центр провинции Лимбург, лежит на юге страны, на границе с Бельгией. Одна из основных достопримечательностей города – остатки оборонительной линии Ван дю Мулин (стены, бастионы, подземные минные галереи и т. д.), а также лабиринт из 20 тыс. пещер Синт-Петербург, также использовавшихся как казематы и склады во время многочисленных осад города. Не менее интересны охраняющиеся как архитектурные памятники средневековые бюргерские дома "старого города", узкие улочки и мосты, самые древние в Нидерландах городские ворота (1299 г.), Ратуша (XVII-XVIII вв.), символ города - собор Синт-Сервас (Синт-Серваскерк, VI в.), множество музеев – Епископский, искусства и древностей, художественный музей Боннефантен, а также самая красивая романская базилика Нидерландов – церковь Онзе-Ливе-Фрауве (или Онзе-ливе-Врау, XII в.) на одноименной площади. Недалеко от Тилбурга разместился уникальный для Европы сафари-парк и парк развлечений "Эфтелинг".
Лежащий на севере страны Гронинген знаменит своими церквями – Св. Мартина (XIII-XVI вв.) с башней (XVI в.), Аа (XIII в.) и Ньиве-Керк (XVII в.), а также остатками римского поселения. Морской музей Гронингена и оригинальный Музей табака считаются одними из лучших в Европе, а в библиотеке города хранится латинский перевод Нового Завета, сделанный самим Эразмом Роттердамским с примечаниями Мартина Лютера.
Вдоль северного побережья страны протянулась провинция Фрисландия и острова Вадден, интересные, в первую очередь, своими "дикими" ландшафтами, дюнами, многочисленными озерами, сосновыми лесами, морскими курортами и уединенными поселками, сохранившими своеобразие культуры проживающей здесь этнической группы фризов. Столица провинции – Леуварден, интересен своими древними бастионами, Дворцом юстиции, Ратушей, лучшей коллекцией фарфоровых и фаянсовых изделий страны в поместье Марии Луизы Гессен-Кассель и уникальным Фризским музеем, рассказывающим о художественных традициях и культуре этой интересной провинции. В деревне Венклостер расположен филиал этого музея с замечательной коллекцией игрушек. В Доккуме – ещё один музей фризского народного искусства, в Франекере – уникальный планетарий (XVIII в.), свой Университет (считавшийся в свое время вторым по значению после лейденского) и здание старейшего студенческого общежития. В Снеке расположен Фризский музей мореплавания и превосходный яхт-клуб, а в Коллуме – роскошные дома в традиционном стиле и величественная Ратуша (ХV в.). Национальный парк Де Кеннермердюнен ("кеннемерские дюны") занимает более 1000 га естественного дюнного участка на побережье Северного моря, являясь одним из немногих участков с естественной растительностью, множеством небольших прудов, а также прекрасными сосновыми и листопадными лесами с естественной фауной.
Самый большой национальный парк страны – Де-Хоге-Велюве известен, кроме всего прочего, одним из самых больших в Европе Музеем скульптуры в Оттерло – это более 20 гектар размещенных на открытом воздухе шедевров известнейших европейских мастеров ХХ в., а также богатейшая частная художественная коллекция четы Крёллер-Мюллер.
В Нидерландах сохранилось множество средневековых крепостей, дворцов и замков. Крепость Аммерсоен (XIV в.) славится экспозицией предметов, найденных при раскопках в крепостном рве, замок Миддахтен (1190 г. перестроен в XVII в.) – один из немногих целиком сохранившихся вместе со всей обстановкой средневековых замков страны, Валькенбург построен на скальном основании (1100 г.) и знаменит расветвленной системой подземных ходов, ведущих в обширный лабиринт пещер, интересны также замки Де Хаар, Бреда (XIV в.) и др.
Ветряная мельница - зрительный символ Голландии. Приезжающий в эту страну повсюду обязательно мельницы видит. Фотографы возле них изводят километры пленок. Мельница – и памятник старины, и торговая марка, и пример сочетанья функциональности с красотой, поэтический знак единенья человека с природой. В отличие от заводских труб мельницы не загрязняют воздух, красота пейзажа от них только выигрывает.
Изобрели мельницы водяные и ветряные в поисках силы, способной помочь человеку в делах житейских. Считают, ветряные мельницы появились сначала в южной части Европы (предположительно в Греции) и быстро распространились повсюду. Поначалу они представляли собой кирпичные, похожие на огромные бочки сооружения с крыльями. С такими мельницами в Испании сражался известный литературный герой. Во Франции такую же древность я видел в Провансе близ Ниццы. Писатель Проспер Мериме удалялся для трудов своих в мельницу, ставшую теперь музеем, её показывают туристам как национальную ценность. Еще две ветряные мельницы-«бочки» видел я в центре Франции. Это и всё, что тут осталось от некогда многочисленных мукомольных сооружений. Четыре древнейшие мельницы сохранились в Голландии. Они выглядят неуклюжими рядом с легкими, высокими, изящными ветряками «голландской архитектуры». От кирпичных строений тут отказались почти везде по причине хлюпкости грунта - тяжелые ветряки кособочились, падали. Голландцы стали строить на прочных фундаментах мельницы деревянные. А часто бревенчатым был только остов, а бока и подвижная «шапочка» мельницы крылись аккуратно подстриженным тростником, который всюду тут под рукой. Кажется, мастера состязались - чья мельница будет краше. Сооружения для прозаической работы имеют изящные формы, изрядную высоту и походят на сухопутные корабли, которые ветер, не двигая, заставляет работать их легкие крылья, снаряженные полотняными парусами.
Благодаря постоянству ветров на здешних приморских равнинах мельницы, было время, заполнили страну, выполняя множество разных работ. И поныне тут можно увидеть мельницу-мукомольню, мельницу-лесопилку, мельницу-шерстобитню, выжимальщицу масла из семян льна и репейника. Мельницы перетирали древесину для производства бумаги, дробили дубовую кору, потребляемую кожевенным производством, мололи пряности, привозимые кораблями с Востока. Но главным назначением ветряков была откачка воды с низменных территорий. Этой работой было занято девяносто процентов всех мельниц. Вертелись крылья их днем и ночью.
Конструкция мельниц совершенствовалась непрерывно. Считают: первый ветряк в Голландии появился в 1260 году, а пик численности мельниц приходится на XVII век - девять тысяч! На старинной картине (я посчитал специально) в поле зрения художника попало сразу 27 мельниц. Силуэт Амстердама в те годы определяли мельницы. Им Голландия обязана зарождением в разных местах промышленных зон.
С приходом времени пара и электричества спрос на энергию ветра резко понизился, и повсюду мельницы постепенно исчезли. Но не в Голландии! Тут они стали частью истории, культуры, эстетики. Поныне тысяча мельниц не просто сохранилась, но поддерживается в рабочем состоянии. А некоторые и работают - мелют зерно, пилят лес. Все вместе они представляют собой историческую ценность, сохранившуюся только тут, в Голландии.
При хорошем ветре (а в Голландии он хороший всегда!) «королевский» вертикальный вал мельницы вращается со скоростью 120 оборотов в минуту. Излишек давления ветра можно убрать, уменьшая холщовую парусность крыльев или рычагами включить деревянные колодки тормозов, работающие по такому же принципу, как и тормоз в автомобиле. Но надо следить, чтобы от трения древесина не перегрелась и не случилось бы возгоранье. Во избежание этого применяется смазка. Ею служит нутряное свиное сало. Шматки его висят под крышею каждого ветряка.
Для работы крылья мельницы повернуть надо ветру навстречу. В одних конструкциях поворачивается весь корпус постройки, в других - лишь «шапочка» мельницы, несущая вал, на котором крепятся крылья. Система управления мельницей доведена до четкости механизма часов. Тут есть рычаги, педали и нечто вроде штурвала на корабле. Вековой опыт установки крыльев в нужное положение выработал даже своеобразный язык, которым мельники сообщают что-либо друг другу и всем, кто мельницу видит. Устанавливая крылья так или иначе, можно сказать: «Меня нет, но скоро вернусь», «Мельница временно не работает». Особое положение крыльев объявляет о трауре в доме мельника или, напротив, о каком-нибудь торжестве. Во время войны положением крыльев мельники передавали английским летчикам заранее оговоренным сигналом важные сведения, сообщали антифашистскому Сопротивлению о возможных облавах. А во время Национального «Праздника мельниц», во вторую субботу мая, как пишут, «вертится всё, что может вертеться».
Глянув на карту, заметишь: значками помеченная тысяча ветряных мельниц рассыпана по пространству небольшого равнинного государства. Но есть места, где значки нарисованы кучно. Вблизи Роттердама сохранилась «ассоциация» из девятнадцати мельниц. Зрелище их, стоящих возле канала, удивительной красоты. Когда-то они осушали низину, подавая по ступенчатой цепочке воду в магистральный канал. Сейчас воду везде откачивают электрическими насосами, а мельницы стоят без работы. Но все они в полном порядке и продолжают служить Голландии, привлекая массу туристов. И все-таки содержать тысячу ветряков для государства накладно, и всё это уникальное мельничное хозяйство (есть тут на юге и 80 водяных мельниц) передано Голландией в фонд мирового культурного наследия.
Ветры в Голландии сейчас пытаются использовать для получения новой энергии. Повсюду, особенно на севере страны, постоянно видишь шеренги высоких бетонных башен, на которых высоко подняты трехлопастные генераторы электричества. Их называют тут тоже мельницами. В одной шеренге я насчитал полторы сотни уходящих за горизонт «мельниц». Энергия ветра - экологически чистая, но «башни» обходятся дорого, и «ветряное электричество» составляет лишь два процента от всего, что дают разного рода электростанции. Задача: выйти на семь процентов.