В самом начале улицы Капитульной, там, где Замковая гора круто спадает в сторону города, раскинулся один из лучших архитектурных ансамблей Ужгорода - Кафедральный греко-католический собор и бывшая резиденция мукачевских епископов, которые уже давно превратились в визитную карточку города над Ужем.
В первой половине XVII в. на этом месте стояли простые маленькие домики мещан. Затем обладатель города Янош Х Другет решил переселить в Ужгород с Гуменного (Словакия) иезуитов. Он 31 июля 1640 издал основополагающую грамоту о переносе иезуитской коллегии в Ужгород. Он на деньги приобрел для коллегии землю в Ужгороде и отселил оттуда мещан; на содержание коллегии предоставил земли в окрестностях Гуменного, а также село Концово (Ужгородский район), виноградники и сады в Ужгороде, значительную сумму денег. Иезуиты получали дрова из Невицкого леса, право торговать в городе вином, пивом, водкой, строительными материалами. За все это Янош Другет просил, чтобы отцы-иезуиты молились за него и его потомков.
Строительство коллегии началось в этом же году. Присматривал за ним ректор иезуитов отец Дьердь Доброноки. Все необходимые материалы привозили из окрестностей, известь выжигали в Перечине и Раковые (село Перечинского района), железо и инструменты обеспечивал префект местной фабрики. На строительстве работали ужгородские каменщики, плотники, кузнецы, гончары и другие ремесленники. Уже почти готовые здания повредил Трансильвании воевода Дьёрдь (I) Ракоци. В 1645 г.. Янош Другет умер, но его жена, властная Анна Якушич, завершила строительство и в начале 1646 коллегия была уже готова.
Весь комплекс включал в себя коллегию, школу и церковь. Сначала построили коллегию и школу, церковь - несколько позже. Она была небольшая, с одной башней, посвященная Боздвиженню Честного Креста. После того как в 1728 католическая церковь города, находилась в замке, сгорела, иезуиты решили расширить собственную коллегиальную церковь. В течение 1732-1740 гг. был построен в позднебароковом стиле новый иезуитский костел. В ноябре 1773 папа Климент XIV распустил орден иезуитов и они покинули Ужгород. В следующем году, во время пасхальных праздников, пожар, а затем ураган повредили коллегию и церковь. Наконец, в 1775 церковь передали Мукачевской греко-католической епархии. По предложению дворцового архитектора Ф.Гиллебранда ее превратили в Кафедральный собор. Перестройка и приспособления к потребностям греко-католического обряда продолжались несколько лет и были завершены в 1779. Церковь украсили красивым иконостасом, скамейками, местами для каноников (слева и справа перед алтарем) и епископа (справа). Мария Терезия подарила епископу Андрею Бачинскому дорогие церковные облачения, церковные предметы, среди которых и дорогостоящее оборудование для епископского экипажа. Торжественное освящение Воздвиженского соборного храма состоялось в день именин цесаревне Марии Терезии 15 октября 1780 епископом А. Бачинский, который с этого времени на постоянно поселился в своей резиденции.
Радикальные внешние изменения собора, которые придали ему современный вид, были осуществлены во времена епископа Ивана Пастелия. На заседании консистории Мукачевской епархии 9 апреля 1876 принято решение о обновлении храма. Архитектурное решение в новоклассическом стиле с достройкой перед входом замечательного портика с четырьмя коринфскими колоннами разработал архитектор пасли Фабри. Работы были завершены в 1877 г., А в следующем году на одной из башен установили часы.
В 1939 г. плафон собора украсил монументальной росписью Воздвижения Честного Креста художник Иосиф Бокшай, который 1942 изготовил и цветные витражи на окне в секрестии.
После Второй мировой войны, когда начались преследования греко-католической церкви, Воздвиженский храм передали (1949) православным. Первым его настоятелем стал бывший греко-католический священник, известный историк Ириней Кондратович (1878-1957).
В 1989 г. Мукачевская греко-католическая епархия была легализована, но возвращение храма состоялось только после многолетней упорной борьбы 10 октября 1991 (торжественное перебрання произошло 7 января 1992 p.).
Наиболее экзотическим памятником набережной является, без сомнения, православная церковь Покрова, построенная 1930 по проекту русского священника, архитектора В.Коломацького (1896- 1980). Согласно основательким документом, церковь сооружалась в жертву великой княгини Анастасии в честь русских воинов, погибших в годы Первой мировой войны. Ужгородская православная община возникла в 1921 году. В середине 1930-х годов количество членов конфессии достигало 220 человек. Ее священником был Алексей Иромонах. Бона действовала даже во времена венгерской оккупации 1938- 1944 pp., А также в советский период. Однако, в середине 1950-х годов церковь закрыли и превратили в склад, а затем в 1979 году. На Музей атеизма (закрыт в 1990 p.). Сегодня церковь снова выполняет свою первоначальную функцию.
Летом 1792 года казна, по многочисленным просьбам ужгородских протестантов, выделила им надел, где они могли строить церковь. Это и было нынешнее место реформаторской церкви. Закладка фундамента, благодаря активности тогдашнего проповедника Дьердя Гедера, произошло 16 мая 1793
Однако строительство затягивалось - не хватало средств. Тогда на помощь пришли евангелисты, которые предоставили необходимые деньги с условием, что и они будут пользоваться церковью. Наконец, в 1796 храм построили, но короткой башней. Только в 1818 новый священник Йожеф Нодь достроил башню и возвел новый каменный дом для священника. Весь комплекс в 1891 окружили металлической оградой, которая сохранилась до наших дней. Свой современный несколько неоготический вид реформаторская церковь получила в 1905-1906 гг. По проекту будапештской фирмы "Фегер и Рихтер" расширение и перестройку церкви совершил Ужгородский архитектор Ернев Ковош. Внутренние плотницкие и столярные работы выполнили местные мастера Мартон Вайнаи и Иштван Берта. В 1852 г.. В церкви установлен орган. Среди церковных реликвий, хранившихся здесь до Первой мировой войны, следует назвать скатерть, подаренную верующим еще Другетами.
В восточном крыле сегодняшней площади видим наибольшую и самую красивую еврейскую синагогу Закарпатья. Бона построено по проекту архитекторов Д. Паппа и С. Ференца в 1904 году. Это была первая железобетонное сооружение Ужгорода. Построена она в неомавританском стиле с использованием в качестве внешнего покрытия стен желтой и красной клинкерного кирпича, что, в сочетании с богатством архитектурного убранства, что делает ее одной из главных архитектурных памятников города.
Синагогу свела община ортодоксальных евреев-ашкеназов. Ее открытие состоялось 27 июля 1904 года.
Новая синагога, у которой стоит также здание раввината (ныне филиал банка "Аваль"), очень быстро превратила Новую площадь на идейный центр ужгородского еврейства. Однако сюда ходили не только евреи, но и мещане других конфессий, особенно в те дни, когда в молебне принимал участие главный раввин Генрих Ризенберг и возглавляемый им хор.
После почти поголовного истребления ужгородского еврейства в 1944 p., Стены синагоги осиротели, а в середине 1950-х годов ее превратили в филармонию. Сегодня, к сожалению, эта ценная архитектурная достопримечательность находится в довольно запущенном состоянии.
Горская ротонда расположена на скалистом выступе Анталовецкой поляны - одного из отрогов вулканического Вигорлат-Гутинского горного хребта, на северо-восточной окраине одноименного села. Отсюда открывается вид как на Закарпатскую низменность, так и на бескрайние Карпатские горы.
Это название известно во всей Европе и в первую очередь тем, что здесь находится очень древний и ценный историко-архитектурный памятник конца XII в. с уникальными фресками - знаменитая Горская ротонда.
В1879 году начались ремонтные работы в церкви св. Анны. Вскоре под штукатуркой начали появляться один за другим цветные фрески. На заседании временной комиссии по охране памятников истории и культуры 27 декабря 1879 было сделано заявление об открытии горских фресок с XIV-XV вв. Так церковь в Горцах стала известной сначала в научных кругах Венгрии, а затем и за рубежом.
В апреле 1912 начались первые серьезные работы по реставрации самой церкви и собственно фресок. Были укреплены фундаменты ротонды, закрыты трещины, очищенные и сфотографированы фрески, забелены в серый цвет места, где не было росписей и, в конце концов, построена новая шлемовидная кровля.
Памятник состоит из трех частей: ротонды, навы и секрестии. Наиболее древней и ценной среди них, несомненно, является ротонда. Прямоугольная нефа готического стиля была достроена к ней где-то в XIV-XV вв., А секрестия - еще позже.
Горская ротонда интересная, однако, не только с архитектурной, но и с художественной точки зрения. Речь идет об уникальных фресковых росписях стен внутреннего интерьера, которые датируются XIV в. Для фресок использованы холодные цвета преимущественно голубых, лилово-розовых, светло-зеленых, изумрудных тонов. Сюжеты горских росписей изображают важнейшие эпизоды из жизни Иисуса Христа, известные по евангельским рассказам. Фрески "Благовещение", "Бегство в Египет", "Поклонение волхвов", "Тайная вечеря", "Христос перед Пилатом", "Путь на Голгофу", "Распятие" и другие поражают простотой и жизненностью их персонажей. Часть фресок сохранилась фрагментарно. По мнению искусствоведов, горские фрески несут на себе влияние раннего итальянского ренессанса (триценто).
Еще одной загадкой ротонды в Горянах является ее внутренняя форма и функциональное назначение. Было замечено, что ротонды, которые в середине имеют шесть ниш, встречаются чрезвычайно редко, то есть являются уникальными среди европейских памятников аналогичного типа.
С конца XVIII в. на вершине горы возникает кладбище. Среди первых, кто нашел здесь вечный покой, был и выдающийся венгерский поэт Габор Дойко. Позже с обеих сторон улицы строятся новые кладбища: римско-католическое, греко-католическое и реформатское.
К середине XIX в. ее называли Церковью, потому что здесь стояла Цегольнянская церковь, а потом дали ей название Даибоц, за урочищем на юго-западном склоне горы Кальварии.
В послевоенное время комплекс часовен на Кальварии понес значительные потери. Главную часовню государственные органы передали Ужгородскому университету, который устроил в ней обсерваторию (1957). Она действует по сей день.
В 1945 г.. Было принято решение похоронить на Кальварии в братской могиле воинов советской армии, погибших в боях за город в конце октября 1944 Мемориальное кладбище открыли 22 июля 1945 и назвали Холмом Славы. Через двадцать лет здесь построили обелиск.
Со временем некоторые склепы разрушили, а оставшиеся без хозяина, тоже постепенно разрушались. Только в начале 1990-х годов их снова восстановили и расписали.