Литературный музей в Одессе основали в 1977 г., а официально открыли 1984 году. Экспозиция расположена на двух этажах здания и насчитывает 20 залов.
Здание построено архитектором Людвигом Оттоном в стиле классицизма, из камня-ракушечника, оштукатурено. Двухэтажное, с подвалом, план в виде трапеции с тремя полуциркульными выступами со стороны моря. Первоначальная планировка не сохранилась; перекрытия плоские, подвала – лучковые и полуциркульные своды. Фасады горизонтально расчленены поясками, завершены развитым карнизом с высоким гладким аттиком, украшены со стороны моря пилястрами коринфского ордера. Окна обрамлены наличниками, главный вход фланкирован спаренными колоннами тосканского ордера. Оконные проемы прямоугольные в парадных комнатах, со стороны моря – большие полуциркульные.
В интерьере дворца сохранилась богатая отделка в аванвестибюле, вестибюле с двусторонней мраморной лестницей, в парадном зале второго этажа и двух прилегающих комнатах. Декор стен и потолков лепной, на верхнем этаже – с позолотой.
Современный художественный образ музея создал художник Гайдамака Анатолий Васильевич. Он является автором оформления Государственного историко-культурного заповедника на о. Хортица (1977-1988), музеев Н. Островского в Шепетовке (1979), М. Коцюбинского в Чернигове (1982-1983), Т. Шевченко в Киеве (1984-1987), литературного музея в Одессе (1984-1985), филиалы Центрального музея В. И. Ленина (1980-82; сейчас - «Украинский дом») художественного решения интерьеров банка «Украина» в г. Киеве (1994), интерьеров администрации культурного центра «Россия» в Харбине (1997 , Китай), церкви Святой Троицы (1998-99, Македония), художественного оформления Национального музея «Чернобыль» в Киеве (1994-1996). Создал живописный цикл «Распятие» (1988-1990) и др..
После проведенной реставрации самостоятельным экспонатом стали и украшения интерьеров, лепка так называемых "виноградных комнат", охотничий кабинет, Золотой зал, вестибюль с парадной лестницей и т.д.. В залах с богатыми украшениями шкафы и стенды размещены по осям комнат с большим отступом от стен и украшений. Сами книги, рукописи, газеты недостаточно выигрышные экспонаты (монотонные, плоские, часто черно-белые). Поэтому художник лишал залы монотонности, насыщая их старой мебелью, фото разных размеров, пустыми рамами от картин, личными вещами писателей (книжный шкаф Мицкевича), если они были в фондах музея. Художник Гайдамака дополнил эклектичные украшения дворца стенописи, мозаиками, даже архитектурными гобеленами. Своеобразной метафорой литераторской труда и музейной экспозиции Гайдамака сделал стол писателя. Они здесь разные - от ценных образцов ампира к дешевым, но мемориально ценных.
ул. Ланжероновская, 2
Тел.факс (048) 722-33-70, 722-32-13
режим работы: с 10.00 до 17.00
(выходной – понедельник)