Приморский Бульвар, один из лучших градостроительных ансамблей архитектуры классицизма на Украине, удачно осуществляет связь центральной части города с морем, является парадным фасадом при въезде в Одессу со стороны моря. В конце XIX – начале XX вв. на фасадах некоторых домов был изменен первоначальный декор, но в целом ансамбль сохранил архитектуру классицизма.
В плане бульвар – правильный прямоугольник. Его основным архитектурным акцентом является полукруглая площадь с памятником Ришелье, от которой по сторонам расходятся два квартала (северо-западный и юго-восточный), а к морю спускается Приморская лестница. С одной стороны бульвар замыкает дворцовый комплекс, с другой – Старая биржа.
Проезжая часть проложена у фронта застройки, со стороны обрыва – три пешеходные дорожки, обсаженные аллеями из каштана и платана. Покрытие асфальтобетонное, ограждение со стороны обрыва – невысокий каменный парапет.
Памятник Ришелье, заложен 30 июня 1827 г. Одно из последних творений выдающегося русского скульптора И. П. Мартоса. Скульптура и горельефы отлиты в бронзе литейным мастером В. П. Екимовым в Петербурге. Постамент выдающегося петербургского архит. А. И. Мельникова и архит. Ф. К. Боффо.
Монумент в стиле классицизма, представляет собой поставленную на пьедестал бронзовую статую А.-Э. Ришелье. Величина фигуры несколько больше натуральной. Квадратный в плане пьедестал с карнизом из розового полированного гранита с берега р. Южный Буг отделан мастером П. Джерари. Основанием пьедестала служит стилобат в форме усеченной пирамиды из местного известняка с четырьмя ступенями из гранита.
На гранях пьедестала в прямоугольных нишах установлены плиты и горельефы. На фасадной – латунная золоченая плита с надписью, на двух боковых сторонах – бронзовые горельефные изображения.
Работами по установке памятника руководил архит. Ф. К. Боффо.
Памятник удачно сочетается с окружающей застройкой и Приморской лестницей.
Приморская Лестница, 1837–1842 гг. Расположена на поперечной оси Приморского бульв. Связывает центральную часть города с морским вокзалом, Проект составил архит. Ф. К. Боффо.
Возведена в стиле классицизма из местного ракушечника на свайном основании. Имеет 192 ступени. Ступени лежат на арках, размещенных под каждым маршем и опирающихся на мощные пилоны. Под вторым и третьим маршами, считая сверху вниз, устроены обратные арки; в поперечном направлении массив лестницы связан 24-мя сквозными анкерными связями.
Лестница спроектирована с учетом перспективы. Высота ее 27 м, длина 136,47 м.
«Петербургская» гостиница, построена по проекту архитекторов А. И. Мельникова и Ф. К. Боффо. Стремясь создать индивидуальный образ сооружения, Боффо внес изменения в проект А. И. Мельникова – заменил ионический ордер капителей вогнутого фасада на коринфский и ввел лепной фриз. В остальном архитектурный декор фасада не отличается от здания Присутственных мест.
Здание построено в стиле классицизма из камня- ракушечника, полукруглое, вогнутое в плане, с прямоугольными крыльями вдоль бульвара и ул. Карла Маркса, трехэтажное. Перекрытия плоские, в подвалах – полуциркульные своды. Первый этаж оформлен рустом, в вогнутой части – пятипролетной аркадой с лоджией, а в верхних этажах – пилястрами коринфского ордера. Окна второго этажа обрамлены наличниками с сандриками на кронштейнах, вдоль всего фасада протянут богато орнаментированный лепной фриз. Здание венчает каменная балюстрада.
В гостинице в 1846 г. останавливался великий русский критик В. Г. Белинский, о чем свидетельствует мемориальная доска.
В здании размещены морские пассажирские кассы, главное морское пассажирское агенство, клуб юных моряков и жилые квартиры.
«Лондонская» гостиница, XIX в. (Приморский бульв., 11). Построена в 1827 г. как особняк, двухэтажный, П-образный в плане, с полуротон- дой по оси здания со стороны двора. В 1851 г. архит. Ф. К. Боффо надстраивает третий этаж, при этом декор фасадов в стиле классицизма сохраняется. В 1898–1899 гг. архит. Ю. В. Дмит- ренко достраивает здание и приспосабливает под гостиницу: к правому крылу со стороны хозяйственного двора пристраивает трехэтажный флигель, полностью изменяет декор фасадов; на месте полуротонды размещает парадную лестницу на второй и третий этажи, вход устраивает по оси здания, двор разделяет стеной, в основной части двора возводит галерею.
Дом в стиле раннего итальянского ренессанса, возведен из камня-ракушечника, оштукатурен, трехэтажный с подвалом, в плане в виде неправильного прямоугольника с внутренним двором и флигелем сложной конфигурации со стороны хозяйственного двора. Планировка коридорная с односторонним размещением помещений. Перекрытия плоские, подвала – лучковые и полуциркульные своды.
С двух сторон двора аркадная застекленная галерея. Фасады рустованы, завершены широким карнизом, увенчаны парапетом.
В интерьере вестибюль, парадная лестница и зал ресторана украшены колоннами коринфского ордера из искусственного мрамора.
Приморский бульв. 8
Присутственные места, Фасад выполнен по утвержденному в 1826 г. в Петербурге проекту известного архит. А. И. Мельникова; планировка и руководство строительством – архит. Ф. К. Боффо. В 1947–1948 гг. по проекту Облкоммун проекта (архитекторы А. И. Миллер и Т. Б. Николли) центральная часть приспособлена для размещения административного учреждения, устроена парадная лестница. Фасады здания были очищены от различных наслоений, им возвращены первоначальные архитектурные формы.
Здание построено из ракушечника, оштукатурено, трехэтажное. Центральная часть полукруглая, вогнутая, крылья вдоль Приморского бульв. и ул. Карла Маркса прямоугольные, перекрытия плоские, планировка смешанная. Архитектура фасадов выражена в строгих формах классицизма, первый этаж рустован, в вогнутой части – лоджия с аркадой, верхние этажи расчленены шестью пилястрами ионического ордера. Окна второго этажа вдоль всего фасада обрамлены наличниками. Стены увенчаны балюстрадой из камня.
Как свидетельствует мемориальная доска, в здании заседал военно-окружной суд, который 4 октября 1916 г. приговорил Г. И. Котовского за революционную деятельность к расстрелу, замененному позднее бессрочной каторгой.
Приморский бульв., 7
Здание построено в 1829–1837 гг. архит. Ф. К. Боффо для Одесской товарной биржи. По своей архитектуре напоминает Александровский дворец 1792– 1796 гг. в г. Пушкине архит. Д. Кваренги. Первоначально главный фасад здания украшали два ряда колонн, за которыми размещался открытый дворик, вымощенный каменными плитами. Ризалиты и задний фасад прорезали огромные (на два этажа) полуциркульные окна. В 1871–1873 гг. в целях расширения площади для биржевых операций здание было перестроено архит. Ф. И. Моранди. Второй ряд колонн главного фасада заменен стеной с парадным входом, дворик перекрыт и перестроен в Белый зал, который соединялся с биржевым (Розовым) залом через колоннаду, возведенную на месте наружной стены здания. Все большие полуциркульные окна были заложены, фасад украшен скульптурой и лепкой проф. Иорини. 14 (27) января 1918 г. в здании состоялось общее собрание Совета рабочих, солдатских, матросских и крестьянских депутатов, провозгласившее Советскую власть в Одессе, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде сооружения.
В 1946–1949 гг. здание было реставрировано и реконструировано (Облпроект, архитекторы Г. В. Топуз, В. Л. Фельдштейн, В. Н. Смирнов). Планировка изменилась, увеличилось число рабочих комнат, наиболее ценный в архитектурном отношении Розовый зал восстановлен, Белый зал полностью реконструирован.
Здание в стиле классицизма, возведено из камня-ракушечника, оштукатурено, двухэтажное с цокольным этажом. В отделке экстерьера и интерьера применен коринфский ордер. Из-за рельефа местности цокольный этаж со стороны главного фасада и бокового, обращенного к площади, переходит в подвальный. Сооружение прямоугольное в плане, с ризалитами по сторонам главного фасада, с полуротондой и прямоугольной вытянутой пристройкой со стороны двора. Перекрытия плоские, в цокольном этаже – частично полуциркульные своды, в залах – подвесные деревянные потолки лучковой формы. Планировка коридорная с односторонним размещением помещений. Главный фасад украшен двенадцатью колоннами, размещенными между ризалитами, полуротонду обрамляют шесть колонн, поставленных на террасу с лестницами по сторонам. Стены расчленены пилястрами, завершены развитым карнизом, увенчанным парапетом. Скульптуры бога торговли Меркурия и богини земледелия Цереры в нишах ризалитов и завершающая скульптурная группа с часами, олицетворяющая смену дня и ночи, дополняют общий замысел композиции главного фасада.
Здание является одним из лучших образцов общественных сооружений в стиле классицизма на Украине.
В настоящее время в здании располагается Городская дума.
(ул. Коммуны, 1).
Памятник установлен в 1887–1889 годах в городе на Николаевском бульваре на средства, пожертвованные одесситами.
Памятник находится на Приморском бульваре в той его части, которая примыкает к зданию Городской думы (во времена сооружения памятника в этом здании располагалась не дума, а городская биржа). Памятник представляет из себя бюст поэта, помещённый на высокий квадратный в сечении пьедестал из гранита. Под бюстом – лира, за ней, по диагонали, — перо и пятиконечная звезда с лучом, обращённым вниз.
В нижней части пьедестала из четырёх углов его бьют струи воды, изливающиеся из ртов морских существ (стилизованных дельфинов) и падающие в четыре большие бронзовые вазы, расположенные по углам пьедестала у его основания. Вода, переполняя вазы, стекает в большой гранитный резервуар, обрамляющий памятник.
Памятник времен Крымской (Восточной) войны 1854-1855 годов на Приморском бульваре Одессы.
В 1903 году, накануне пятидесятилетия бомбардировки Одессы, английскую пушку нашли и превратили ее в военно-исторический памятник. Для этого создали комиссию, которая, как сообщалось в газете «Одесские новости», «Приняла меры, чтобы все разрушенные от времени и сейчас восстановлены части морской бомбардировочной пушки, снятой с военного английского судна «Тигр», и лафета вполне соответствовали эпохе». Тогда же водолазы снова, теперь через полвека, побывали на месте гибели фрегата и подняли несколько ядер, соответствующего калибра пушки.
После реставрации пушку перевезли на Николаевский бульвар, где в сентябре 1904 поставили на постамент. Пушка превратившись из участника в свидетеля многих событий. Новый памятник, привлекал исторической достоверностью (именно эта пушка, не такая же, а именно эта, стреляла по городу.
Построен по проекту архит. Ф. К. Боффо. В 1826 г. возведен дворец, в период 1826–1829 гг. к нему пристроен флигель для гостей, появился еще ряд служебных построек. Со стороны Приморского бульв. усадьба обнесена металлической оградой с воротами, с других сторон – каменной стеной. Ансамбль решен в едином, четко выраженном стиле классицизма. Сохранились дворец, конюшня, бельведер и флигель.
Дворец расположен в восточной части усадьбы, является ее доминантой, юго- восточным углом обращен к продольной оси Приморского бульв.
Решен в стиле классицизма, каменный, двухэтажный, на высоком стилобате с подвалом, прямоугольный в плане. Главный вход с западной стороны подчеркнут выступающим четырехколонным портиком. Перекрытия плоские, в библиотеке на первом этаже – сомкнутые своды с распалубками, в подвале – крестовые и сомкнутые своды. Планировка анфиладная и коридорная. Проемы окон и дверей прямоугольной формы, в библиотеке – килевидной.
Декор фасадов в римско-ионическом ордере, галерей и портиков – в тосканском. Фасады оформлены трехчетвертными колонными барельефами-вставками, в нишах над сандриками окон нижнего этажа – орнаментированный фриз. Стены завершены карнизом с балюстрадой из балясин над ним.
Внутри дворец четко делится на три части: внизу размещались парадные, богато украшенные помещения, вверху – семейные покои, сравнительно низкие и просто оформленные, в подвале – кухня со служебными помещениями и погреба.
Парадные комнаты – бывшие столовая, гостиная, кабинет, библиотека – украшены лепкой, живописью, в зале плафон худож. Ивана Ковшарова, выполненный в 1825 г. Полы наборного паркета, хрустальные и бронзовые люстры особого рисунка для каждой комнаты дополняют отделку интерьера.
Бельведер, 1826–1828 гг.
Построен в стиле классицизма из камня-ракушечника, оштукатурен. В плане представляет собой четвертую часть окружности, выпуклой стороной обращенную к морю. На стилобате возвышается десять пар колонн тосканского ордера, поддерживающих антаблемент с плоским перекрытием, покрытым двускатной железной крышей. На торцах сооружения треугольные фронтоны. С торцов в бельведер ведут каменные лестницы в два марша.
Сооружение уникально в архитектурном наследии Украины
Конюшня, 1826–1829 гг.
Расположена в средней части усадьбы, замыкает парадный двор с южной стороны.
Здание в стиле классицизма, каменное, из ракушечника, двухэтажное с подвалом. В плане представляет собой четвертую часть окружности, обращенную выпуклой частью в сторону дворца, с большим арочным проемом входа, подчеркнутым четырехколонным портиком тосканского ордера. Вогнутый фасад, выходящий в хозяйственный двор, членением повторяет главный, но вход решен без портала, а вместо ниш – большие полуциркульные окна.
пер. Краснофлотский, 2
Во время реконструкции бульвара в 2008 году, после того как сняли асфальтовое покрытие, в земле были обнаружены следы культуры, тесно связанной с греческой, датированной примерно VI-V веками до н.э., а также следы крепости Ени-Дунья. Однако было решено не проводить дальнейших археологических исследований, так как это потребовало бы демонтажа всего бульварного покрытия, а место обнаружения артефактов накрыть стеклянным куполом, создавая мини-музей.