Свято-Николаевский храм впервые упоминается в числе других девяти церквей Умани, перечень которых приводит в своих мемуарах сын Константинопольского патриарха Макария Павел Алепский, проезжавший через Умань у1654 году.
Свято-Николаевская церковь была построена в течение 1809-1812 гг. архитектором Томашем Етлингером на месте, где некогда стоял католический костел. Инициаторами строительства выступили жители города. Приходской церковь оставалась в 1843, когда получила статус собора, и с этого времени превращается в главный православный храм Уманского уезда. В конце 1846 (6-18 декабря) Николаевский собор был освящен протоиереем А. Стаховским. В 1861 году в соборе была открыта воскресная школа. В 1895 году он получил название Успенского, а в 1911 году внутреннюю часть собора была переоборудована и украшено орнаментами и иконами вроде Киевского Владимирского собора. В начале 30-х годов Успенский собор был закрыт на длительный период. На короткое время храм возобновил работу только в 1944 году для совершения богослужений на старославянском и украинском языках. В 60-е гг. ХХ в. был сделан капремонт хоров и восстановлена старая настенная иконопись. 30 июля 1963 здание собора передано в ведение завода "Мегомметр", ее планировали переделать под клуб. Однако вплоть до 1977 года никаких работ здесь не проводилось. С 1977 года начались работы по превращению собора в музей атеизма. Он находился на балансе Краеведческого музея. В процессе восстановительных работ была восстановлена кровля, но настенные росписи, к сожалению, погибли. 19 декабря 1989 храм вновь начал работать. Велись реставрационные работы, сводился иконостас. 1990 храм переименован в собор Святителя Николая. В 1998 году началось возведение колокольни на притворе собора, в 1999 году - установлен купол с крестом на вершине.
г. Умань,улица Советская, 39
Церковь была построена в течение 1905-1907 гг. на кладбище уманского Успенского собора. Приход ее была небольшой: в 1910 прихожан насчитывалось 441 человек, а к 1913 их численность удвоилась. На территории прихода размещалось 113 дворов, жителями которых было 927 человек. Такое количество прихожан обслуживал церковный причт в количестве всего двух человек - священника и псаломщика. Так как церковь не имела земли, то им доплачивали ежегодно соответственно 300 и 100 рублей. Кроме того, церковь получала также и «кружечные доходы» в размере 1000 рублей. На территории прихода действовал кирпичный завод, который делал благотворительные взносы в пользу храма и его причта. Причт храма заботился о церковноприходской школе на мещанке, которая функционировала здесь еще с конца XIX в. Его деятельность в этом направлении была достаточно успешной: в 1913 в школе обучалось 62 ученика (39 мальчиков и 23 девочки).
г. Умань,микрорайон «Мещанка».
Началась постройка храма в 1780 году на территории старого польского кладбища. Тогда были заложены каменный фундамент, после чего строительство надолго прекратилось. Оно было восстановлено лишь в начале 1820 года, спустя 6 лет доведено до конца. 15 июля 1826 состоялся торжественный акт посвящения в память Успения Пресвятой Богородицы.
Сейчас в нем размещается Уманский художественный музей. Католическая община города еженедельно отправляет в нем богослужения. Памятник является важным градообразующим элементом в застройке центральной части города и представляет характерное произведение позднего классицизма.
Кирпичный, прямоугольный в плане, 3-навний, 8-Стовпни, с полуциркульной апсидой и прямоугольными, симметрично расположенными захрестьями. Главный восточный фасад акцентирован 4-колонным портиком тосканского ордера, поднятым на ступенчатый стилобат и несущим антаблемент с триглифами по фризу имодульонамы под карнизом, завершен треугольным фронтоном. Стены боковых фасадов ритмично расчленены оконными проемами с полуциркульными перемычками, завершены антаблементом, аналогичным главному фасаду.
Декоративное оформление фасадов сводится к простым наличников, обрамляющих оконные проемы, ленточной рустовки восточной части здания и частично боковых фасадов, прямоугольных сандриков классицистического профиля над входной дверью.
Внутреннее пространство раскрыто глубинно. Восемь опорных пилонов, соединенных полуциркульными арками с полуколоннами ионического ордера, несут мощный антаблемент, на который опираются своды. Широкий центральный неф перекрыт полуциркульным сводом, переходящим в конхи в апсиде, узкие боковые нефы перекрыты такими же сводами, боковые помещения - полуциркульными сводами с распалубками, сходящихся в шелигс. Фриз украшен лепным растительным орнаментом с рокайлевимы мотивам, импосты арок, архивольты и капители колонн - ионики и мотивами аканта и пальметт.
г. Умань, ул. Коломенская, 2
Возведена в 1761 г. В XIX в. к алтарному срубу пристроены ризница и дьяконник, в XX в. пристроены приделы, колокольня соединена с храмом притвором. Таким образом, первоначально трехсрубная трехверхая церковь с отдельно стоящей колокольней превращена в крестовую в плане с сохранением в новом объеме первоначальной структуры. Построена из тесаных дубовых брусьев, соединенных замком с односторонним вырезом без остатка, пристройки сложены из пиленых сосновых брусьев. К квадратному в плане центральному срубу с востока и запада примыкают меньшие, равновеликие объемы, а с севера и юга – квадратные в плане, равные по ширине центральному, но пониженные срубы. Первоначал ьные срубы имеют заметный наклон стен внутрь, перекрыты квадратными в основании шатровыми верхами, переходящими в слепые восьмерики, причем высота сруба равна высоте верха. Завершены шатры вытянутыми главками на восьмериках. Карнизы срубов декорированы резьбой. С запада к церкви примыкает квадратная в плане, двухъярусная колокольня, типа два восьмерика на четверике, с шатровым верхом, увенчанным луковичной главкой на длинной шее. Компоновка масс сооружения отмечена безукоризненным пропорциональным соотношением. В интерьере глубинно раскрытое пространство объемов со четается с высотно раскрытыми до зенита срубных сводов верхами, установленными на четверики с помощью восьмериков с одним заломом и парусов. Сруб бабинца с хорами у западной стены открывается в центральный объем высокой фигурной аркой-вырезом. Паруса нефа и бабинца, а также наличник двери, ведущей из алтаря в дьяконник, украшены фигурной порезкой. В ромбовидном оконном проеме алтарного сруба и прямоугольных проемах центрального сруба сохранились кованые фигурные решетки.
Памятник является произведением народной архитектуры Правобережья XVIII
с. Пугачовка