Построен по заказу магната С. Щенсного Потоцкого бельгийским инженером Л. Метцелем и садовниками-деко- раторами Зарембой и Ферре. Парк раскинулся на площади около 150 га в северной части г. Умани. Он создан в тальвеге по живописным склонам р. Каменки. Летом 1800 г. состоялось торжественное открытие парка, который был назван «Софиевкой» в честь жены Потоцкого Софии. К этому времени были созданы Большой водопад с железным мостиком, Амстердамский шлюз, вырублен в скале Львиный, или Громовой грот, сооружен грот Венеры с водопадом, бассейн Рыбки, источник Гиппокрена (или Ужи), созданы Верхний и Нижний пруды, подземная р. Стикс и т. д. С 1831 г. парк был переименован в Царицын сад. С 1836 по 1859 гг. парк находился в ведении Управления военных поселений. В это время в его строительстве принимали участие русские архит. И. Макутин (главный архитектор г. Умани) и акад. Архитектуры А. И. Штакеншнейдер и парк приобрел свой полный декоративный облик.
С 1859 г. парк перешел в ведение Главного училища садоводства. В 1889–1890 гг. проф. В.В. Пашкевич, заведовавший «Софиевкой», в северо-восточной части парка на площади около 2 г а создал Арборетум, или Английский парк.
После Великой Октябрьской социалистической революции парк стал достоянием народа и в 1929 г. объявлен государственным заповедником.
Немецко-фашистские оккупанты нанесли серьезный ущерб парку. После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков парк был восстановлен и передан в ведение Центрального республиканского ботанического сада АН УССР.
Значительные реставрационные работы по восстановлению парка проведены в 1966–1972 гг. и 1980 г. (архит. Е. И. Лопушинская). Декоративный облик парка неповторим благодаря искусному использованию в его композициях особенностей рельефа с выходом гранитов и устройству своеобразных гидротехнических сооружений – искусственных прудов, водопадов, каналов.
Специалисты выделяют на территории парка пять архитектурно-планировочных зон.
Первая зона включает главную аллею с прилегающими к ней склонами от входа до павильона Флоры.
Павильон Флоры, 1842–1844 гг. Проект разработан архит. Раппонеттом, усовершенствован акад. архитектуры А. И. Штакеншнейдером. Построен на месте деревянного Охотничьего павильона (1796–1800 гг.)., сгоревшего в 1841 г. Сооружение кирпичное, овальное в плане, представляет композицию из двух полукруглых открытых помещений, объединенных двумя сквозными портиками, увенчанными треугольными фронтонами. Несущие вертикали портиков представлены угловыми пилонами квадратного сечения, между которыми по две стройные колонны. В оформлении сооружения применен тосканский ордер. Изящество павильона подчеркивает фриз, декорированный лепным орнаментом.
Входные ворота, Построены архит. И. Макутиным по проекту акад. архитектуры А. И. Штакеншнейдера. Расположены перед главной аллеей на площадке, перпендикулярной ее оси. Главный вход представляет собой две круглые в плане каменные сторожевые башни, оформленные по обеим сторонам центральной оси двухколонными портиками и увенчанные карнизами с модульонами. Башни завершены плоскими шатрами на низких барабанах, декорированных профилированными нишами, увенчаны акротериями. Башни соединены чугунной оградой строгого рисунка, в центре которой между двумя гранитными пилонами с декоративными вазами помещены ворота. Главная аллея (1830–1838 гг.) имеет в плане изогнутую форму, обсажена конским каштаном, с нее открываются живописные виды на каменистое русло р. Каменки. Павильон Флоры замыкает перспективу главной аллеи парка.
Вторая зона – центральная часть парка вокруг Нижнего пруда, по берегам которого устроены в различных уровнях видовые площадки, террасы, аллеи, с которых открываются виды на зеркальную поверхность водоема и находящийся в его центре большой фонтан «Змея».
На возвышенности вблизи Террасы муз, замыкающей перспективу Нижнего пруда, в 1856 г. воздвигнут Обелиск на постаменте, увенчанном карнизом и установленном на ступенчатом стилобате с четырьмя невысокими угловыми столбиками и цепями между ними. Глубина перспективы, открывающаяся от павильона Флоры, усиливается благодаря вертикальной оси Обелиска.
Третья зона расположена между Нижним и Верхним прудами. Представляет собой замкнутое пространство с Елисейскими полями в центре, пересеченное извилистым руслом р. Каменки.
Участок обильно насыщен малыми формами. Среди них Львиный грот, грот Венеры, Критский лабиринт, Долина гигантов, каскад «Три слезы», Малый каскад, которые представляют собой прекрасные образцы декоративных элементов парковой архитектуры.
Грот Венеры, 1796–1800 гг. Построен в виде античного храма. Представляет собой глубокую нишу в теле плотины с оригинальным водопадом. Стремление достичь наибольшего эстетического эффекта при движении воды в значительной степени повлияло на конструктивное и художественное решение его отдельных частей. Четыре монолитных гранитных колонны поддерживают аттик из единого блока, над которым расположена небольшая арка, застекленная цветным стеклом. Вход в грот – в виде темного коридора в плотине. Вода в грот поступает из Верхнего пруда через водоразливной канал, который находится под проезжей частью плотины. Затем вдоль вертикальной стены с полуциркульной аркой вода поступает на выступы верхнего яруса, а затем на почти горизонтальную площадку следующего яруса, с которой ниспадает гладкой завесой, прикрывая интерьер грота. Художественная выразительность сооружения усиливается контрастом светлых гладких плоскостей и темных проемов и ниш в соединении с «циклопической» кладкой подпорных стен и вертикальной поверхностью окруженного партерной зеленью водопада. В гроте на высоком постаменте установлена мраморная статуя Венеры Медицейской.
Вблизи грота Венеры, у самого основания склона, засаженного вековыми липами, кленами и ясенями, находится Фазанник (1850 г.). Павильон деревянный, круглый в плане в виде ротонды с четырьмя полуциркульными проемами во всю высоту сооружения. Каркасом служат нетесанные бревна березы, узкие простенки покрыты березовой корой и украшены инкрустацией из коры. Ротонда увенчана карнизом большого выноса консольного типа, над которым на ступенчатом барабане поднимается полусферический купол. Внутри павильона находится фонтан.
Четвертая зона включает участок Английского парка с партерным амфитеатром. Английский парк представляет собой ландшафтно решенный дендрарий, где собрано значительное количество экзотических растений. Партерный амфитеатр расположен на крутом рельефе, с его террас раскрываются широкие пейзажи парка.
Пятая зона сохраняет естественный пейзаж, характерный для центральной Украины, широкие панорамы которого раскрываются вокруг Верхнего пруда площадью около 1 0 га с искусственным островом, на котором сооружен павильон.
Розовый павильон, 1850–1852 гг. Построен архит. И. Макутиным по проекту акад. архитектуры А. И. Штакеншнейдера в стиле Ренессанс. Павильон, расположенный на острове Любви, называют также Павильоном любви, или храмом Венеры (архивные документы – Каменным павильоном на острове). Кирпичный, восьмиугольный в плане, двухъярусный. Его главный вход акцентирован двухколонным портиком ионического ордера. Легкость сооружения достигнута его изысканной пропорциональностью и изяществом деталей: ажурными парапетами крыши, фронтонами с акротериями в виде пальметт, наличниками окон и дверей с сандриками, спаренными окнами второго яруса. Мотивы растительного орнамента, едва намеченные в сандриках и пилястрах верхнего яруса, ярко развиты в широком фризе павильона. Сооружение окрашено в розовый цвет, а его детали и декоративные элементы выявлены белым цветом.
В этой зоне находится оригинальное сооружение Амстердамский шлюз (1796–1800 гг.). Он расположен за дамбой у берега Верхнего пруда. По построенному из дерева каналу, называемому Амстердамским шлюзом, лодкой из Мертвого озера можно попасть в р. Стикс, представляющую собой подземную галерею длиной 224 м.
Кроме того в парке выделяются зоны Дубинка, где возвышается Китайская беседка, Малая Швейцария, Грибок и Зверинец.
Китайская беседка, 1841 г. Деревянная, восьмигранная в плане, ажурная, каркасной конструкции, завершена восьмигранным шатром с одним заломом, увенчана шпилем. По низу беседки – решетчатое ограждение в створе стоек каркаса. Расположена по оси аллеи, которая ведет от повышенного участка Дубинки к Большому водопаду и площади Собраний. Беседка, поставленная у выхода аллеи на широкую поляну, украшает перспективу аллеи.
Посадки парка в основном характеризуются местными породами деревьев: дуб, граб, ясень, клен остролистый и полевой, липа, явор, дикая груша, бересклет европейский и бородавчатый, степной миндаль, белая ива.
В отдельных, композиционно-ответственных местах они дополнены группами экзотических деревьев и кустарников. В композиции парка растительность служит фоном для архитектурных сооружений и скульптуры или обрамлением для водоемов, являющихся композиционными доминантами парка.
Четыре пруда, питающие р. Каменку, подземную р. Стикс, Большой водопад, Мертвое озеро, каскад Венеры, каскад «Три слезы», фонтан «Змея» и ряд других более мелких водных устройств, составляют единую водную систему, которая прекрасно вписана в ландшафт, целесообразна, оригинальна в инженерном отношении.
В архитектуре парка широко использован естественный камень. Из огромных гранитных глыб весом до 50–60 т сложены уникальные декоративные композиции – Долина гигантов, гроты «Локетек», Львиный, «Орешек», Критский лабиринт и др. Парк изобилует скульптурами работы лучших мастеров того времени: статуи Еврипида, Аполлона Флорентийского, Париса, Меркурия, Аполлона, аллегорическая фигура «Зима», бюсты Аристотеля, Платона, Сократа, Г омера.
По своей художественной законченности и гармоничной увязке в едином ансамбле зеленых насаждений, рельефа, водных устройств, архитектурных и скульптурных сооружений парк «Софиевка» является выдающимся произведением садово-паркового искусства романтического стиля на Украине.