В 1984 году в список ЮНЕСКО включили дворцы Брюля как одни из лучших германских образцов архитектуры стиля рококо.
Владелец дворцов Клеменс Август принадлежал к дому Виттельсбахов, одному из самых знаменитых в Южной Германии. Виттельсбахи становились курфюрстами и королями, германскими императорами и архиепископами. Дядя Клеменса Августа – Йозеф Клеменс, будучи кельнским архиепископом-курфюрстом, начал планировать свою летнюю резиденцию в городе Брюль, расположенный вблизи Кельна. Дядина идея понравилась сменившему его в 1723 году Клеменсу Августу, и вскоре в Брюлле под руководством известного немецкого архитектора Шлауна на месте старинной крепости, разрушенной французами, началось строительство. Планировали построить летнюю резиденцию для приемов и небольшой павильон для соколиной охоты (страсть молодого курфюрста). Но приехавший в гости старший брат Карл Альбрехт счел постройки старомодными, и кельнский архиепископ учел его замечания.
Клеменс Август заказывал для строительства дворца самое лучшее: архитекторов, скульпторов, садовников. Украшение дворцов Брюля (Аугустусбург и Фалькенлюст) велось до конца дней Клеменса Августа, но уже через несколько лет дворец Аугустусбург мог конкурировать с баварскими резиденциями брата Карла, а расположенный неподалеку «охотничий домик» Фалькенлюст стал любимым прибежищем курфюрста.
В европейской архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве с конца 16 века был особенно популярен стиль барокко, с присущей ему пышностью и причудливой пластикой, которую скептики нередко называют «лепниной». По всей Европе монархи соревновались в богатстве и пытались «переплюнуть» друг друга.«Бешенный коктейль» стилей в дворцах Брюля позже признали одной из лучших реализаций архитектуры барокко. Прекрасный садово-парковый ансамбль, напоминающий Версаль, создал в Брюле Доменик Жирар. Один из лучших фрагментов Аугустусбурга – парадная лестница, автором которой является великий немецкий архитектор Бальтазар Нойман. Детали интерьера многочисленных залов дворца описать невозможно – их надо увидеть.
Повсюду картины и предметы старины, рассказывающие о хозяевах и знаменитых посетителях Брюля, о дивных балах, устраиваемых курфюрстом (естественно, в свободное время от основной службы). Здесь, частности, можно увидеть императорское кресло, заказанное Клеменсом Августом для старшего брата, коронованного в начале 1742 года, как германского императора Карла VII. Его предшественник Карл VI Габсбург не имел сына и решил оставить престол своей дочери Марии Терезии. Еще задолго до смерти он издал «Прагматическую санкцию», позволяющую наследовать германский престол и по женской линии.
Судьба Клеменса Августа была счастливой. Об этом свидетельствуют многочисленные портреты курфюрста, украшающие стены дворца (курфюрст на балу; архиепископ во время службы в Кельнском соборе; гроссмейстер Немецкого ордена в рыцарском одеянии; заядлый охотник с любимым соколом и т.д.). Приемники Клеменса Августа завершили строительство дворцов. Однако, занявшие Рейнскую область революционные французские войска, разрушили памятник независимому абсолютизму. После падения Наполеона Брюль передали Пруссии, и дворец был превращен сначала в королевскую, а затем в императорскую резиденцию на Рейне. Затем войны, разрушения, реставрации 20 века, а ныне – музей, причисленный ЮНЕСКО к германским «чудесам света».
Музей Макса Эрнста (1891-1976), уроженца Брюля, строили здесь долго – под ключ сдали с пятимесячным опозданием, а потратили на проект 14 миллионов евро. Он был открыт в 2005 году. Финансирует музей фонд, созданный городскими и региональными властями, а также окружной сберегательной кассой.
Макс Эрнст родился в Брюле в 1891 году. Он считается пионером дадаизма, литературно-художественного течения начала прошлого века, и одним из создателей сюрреализма. В Брюле уже существовал музей-мастерская Эрнста, но тогда дело закончилось скандалом. Дело в том, что власти, чтобы покрыть финансовые расходы на содержание, продали одну из картин, подаренных городу. Эрнст обиделся. Многолетняя размолвка между городом и художником закончилась примирением, а проданное полотно вернулось в качестве экспоната, временно предоставленного кёльнским Музеем Людвига.
Музей работает со вторника по воскресенье с 11 до 18 часов. Входной билет для взрослых стоит 5 евро. Для семей с детьми предусмотрены скидки.