Наши путешествия
Главная strelka Украина strelkaЗакарпатская областьstrelkaИршава, Иршавский районstrelkaДостопримечательности Иршавыstrelka
Церкви Иршавы
Села и поселки Достопримечательности История

Церкви Иршавы

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Одним из архитектурных памятников, является церковь Успения Пресвятой Богородицы, строительство которой началось в 1909 году и завершилось в 1911. Когда-то это была греко-католическая церковь, но в 1949 году власти передали ее православным. Иконостас полный. Иконы образы выполнены неизвестным художником. Алтарь с византийским балдахином, ковчегом и приделом-жертвенником - тоже начало XX века. На стенах церкви частично сохранены старые и нарисованные новые фрески-росписи, выполненные в 1970-1980-х годах в. Иваном Андришко, художником-дьяконом с Приборжавское.

На колокольне-башни находятся 4 колокола. Два из них подарены семьей Ковачей. На нем надпись: «Во славу Божию даровали Ковач Михаила и эго супруга Анна. Гудом 1922 ». Третий вылитый в Будапеште Анталом, а четвертый подарен церкви в 1920 году Матвеем Ковалём («Колокол Матвеев»)

с. Долгое

Римско-католический храм Сошествия Святого Духа (старый)

В 1942 году, усилиями практически целой деревни, в Долгом был построен небольшой римско-католический храм Сошествия Святого Духа.

В 1944 году власти в Закарпатье перешла к коммунистам. Многие венгры и словакы выехали на родину. В 1949 началась насильственная пропаганда православия, коммунистическая власть имела целью покорить, а затем и уничтожить Католическую Церковь не только в Долгом, а и во всем Закарпатье. И все же 1949 года советская власть закрыла римо-католический и греко-католический храмы, священников забрали в концлагеря. Начался период преследований. Хотя позже, в 1950-х годах римо-католическим священникам позволяли служить в то же время греко-католики были в подполье. С падением коммунистического тоталитаризма в независимой Украине ситуация улучшилась. С 1991 года в Долгом работали отцы-миссионеры св. Викентия де Поль из Словакии. Приход развивался, и верных прибывало. В небольшом храме в Долгом на воскресной Мессе уже не могли разместиться все желающие - назревала необходимость строительства нового храма.

с. Долгое

Церковь Св. Николая

По преданию, старая деревянная церковь в селе была построена еще до заселения людьми князя Корятовича, и 1701 ее передали в с. Делец. Следующие упоминания о деревянной церкви зафиксированы в 1733 та1797 гг.

В первой трети 20 века старая церковь уже не удовлетворяла потребностей общества.В селе в то время была деревянная церковь, которая сильно нуждалась в ремонте и находилась в аварийном состоянии. Поэтому было решено совместными усилиями построить новую каменную церковь, на которую выделили деньги, вырученные от продажи древесины.

В 1930 - объявили конкурс на строительство новой церкви. Победил проект ужгородского архитектора Е.Егреши. В 940 церковь начала 20 века разобрали, а в ноябре 1941 года епископ О.Стойка освятил первый камень нового храма. Величественное сооружение с двумя башнями завершили в 1946 году. Иконостас и престол вырезал Иван Павлишинець, а иконы иконостаса, бокового и основного алтарей нарисовал легендарный закарпатский художник Йосип Бокшай, шурин священника Евгения Уйгелия. На время освящения церковь была среди крупнейших и самых высоких храмов Закарпатья.

1991 - церковь вернули греко-католикам.

с. Добротово

Греко-католическая церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Построенный храм в 1845 году на не большом холме, чтобы было видно всем. Землю под строительство дали сами крестьяне.

В советское время церковь переименовали в православную - это явление было характерно для Закарпатья и достаточно массовым. Тогдашнее руководство власти вытесняло католиков, зато распространяли православную веру. В соседних селах ситуация была такой же. В церкви перед алтарем есть надпись - "Слава Божия и на земле мир".

У церкви стоит каркасная двухъярусная деревянная колокольня с древними колоколами.

с. Загатье

Свято-Покровская церковь

Свято-Покровская церковь

В 1923 году большинство населения Ильницы приняло решение вернуться к истинной канонической православной церкви и окончательно оставить унию, которая почти три века силой насаждалась по всем селам Подкарпатской Руси. Оставив унию, православное население автоматически лишилось церкви, всех других церковных сооружений и церковного имущества.

В 1925 году на земельном участке, принадлежавшем Грицанько Василию Васильевичу и его жене Анне Ивановне, и находилась непосредственно у железнодорожной станции, был построен барак - временное, из досок сделано помещение, где совершалось богослужение. На этом месте в 1926-1928 гг. построена деревянная церковь посвящена Покрову Пресвятой Богородицы. Православная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ильнице-Синявка построена с посильных жертв местных жителей. В заключение церкви в 1929 году была выделена Чехословацкой властями помощь в размере 2 тыс. Чешских крон.

Притвор в церкви был достроен в октября 1958 года, а пономарка - в октябре 1960 года.

с. Ильиница

Имстичивский монастырь

Имстичивский монастырь

Первым упоминанием об основании монастыря является дарственная грамота господина Улашин от 16 июня 1654 С данной грамоты можно сделать вывод, что Имстичивський монастырь существовал в 1654, а возможно и раньше.

Существуют фактические подтверждения значительное развитие хозяйства обители уже на ранних этапах ее деятельности.

Важным событием для обители было юридическое подтверждение имений, которое выхлопотал Иоанн Мстицеи, в грамоте от 10 февраля 1676 Этот документ, некоторые историки считают началом основания монастыря.

В 1733 году состоялась попытка объединить закарпатские монастыре в одну провинцию. Таким образом, Имстичивский монастырь уже не существовал сам-по-себе, а стал принадлежащим к Провинции Василиянского Чина, которая объединяла все монастыри на Закарпатье.

При Имстичивском монастыре существовала также начальная школа, а преподавали там Йоаникий Зейкан и Арсений Коцак. А. Арсений создал славяно-русскую грамматику, которую и преподавал, будучи профессором в разных монастырях, в частности в Имстичивском.

Важным событием было предоставление монастырю официального статуса по решению церковного конвента от 1779 года.

Вследствие общего упадка Василианского Ордена в Закарпатье, наступил упадок и в Имстичивском монастыре. Согласно договору купли-продажи от 19 июля 1899 в с. Кишфалуди было продано недвижимость Имстичивского монастыря Есфири Шенфелд. По решению соответствующих органов 9 января 1900, собственность обители окончательно закреплялась за новым владельцем.

В упадок также пришла и в духовная жизнь монахов и их деятельность. Такое положение монашеской жизни, воцарился в целом Австрийской империи. Поэтому для подъема монашеской наказуемости 1852 Папа Пий IX приказал провести каноническую визитацию всех монашеских орденов и конгрегаций империи.

В 1903 г. Было принято постановление о необходимости проведения реформы монашеской жизни в Провинции. Имстичивський монастырь был одним из последних, в котором была проведена реформа. Он продолжал выполнять свои религиозные функции, но находился в крайне запущенном состоянии.

В 1939 году, Карпатская Украина была окончательно оккупирована венграми. Вследствие этого, изменилось положение василианских монастырей.

Первым на очереди в расправе, стал Имстичивський монастырь, где якобы держали сечевиков. 18 марта 1939 был обстрелян монастырь, хотя ни оружия, ни тем более запорожцев там не было.

В начале 1945 года, Венгрия была оккупирована советскими войсками. Монастыри отдельных национальных групп Василианской Провинции в Венгрии стали снова разделены политическими границами. Имстичивський монастырь оказался на территории Советской Украины и в скором времени, как и все другие василианские монастыре на Закарпатье, стал объектом преследования со стороны Советской власти. После закрытия других монастырей, всех василиян, которых насчитывалось тогда 47 человек, разместили в существующем еще Имстичивском монастыре. Наступил период, когда он стал временной тюрьмой для монахов, ведь большинство из них было вывезено оттуда в уголовных лагерей.

29 сентября 1949, Никите Хрущеву были направлены предложения о необходимости закрытия последнего монастыря. О закрытии обители говорилось также 15 ноября 1949, когда В апреле 1950 монастырь был окончательно закрыт.

После легализации греко-католической Церкви, монастырь в селе Имстичево возобновил свою деятельность. Василианам была возвращена монастырская церковь и часть монастырского корпуса. Однако большую часть монастыря занимала вспомогательная школа-интернат, размещенные здесь во времена Советского Союза.

В 2009 году были восстановлены василианские Провинции св. Николая, в состав которой входит Имстичивський монастырь.

с. Имстичево

Церковь Введения Пресвятой Богородицы

Впервые о церкви в селе Локоть упоминается в 1690 году. По состоянию на 1710 территория села была опустошена в результате войн, в которых принимал участие князь Ракоци. Церковь, которая располагалась на территории села была уничтожена. В 1733 году начали строительство новой церкви и в 1734 году ее сооружение было завершено. Дату постройки выяснили благодаря надписи, который находится на доске.

На брусьях церкви есть зарубки и угловые соединения, и некоторые специалисты считают, что сооружение было перенесено в село Локоть из другого села. В 1937 году в помещении церкви проводились ремонтные работы. Есть вероятность, что в то время первичное покрытие из дерева было заменено. Культовое сооружение от 24 августа 1963 находилась под охраной результате внесения ее в перечень памятников архитектуры УССР.

Церковь сохранилась до наших дней и во многих моментах содержит элементы первичной постройки. В храме хранятся древние молитвенные книги, древние иконы и фрески. Храм является действующим.

с. Локоть

Церковь Василия Довговича

Первая достоверная информация о церкви в селе содержится в документах, которые датируются 1747 и 1751 годами. Это была небольшая заброшенная деревянная церковь, посвященная св. Иоанну Предтече, покрытая соломой. Церковь имела два колокола. Официальный документ подтверждает, что на 1801 стояла еще деревянная церковь, но уже был подготовлен материал для строительства новой. Спроектировал церковь известный закарпатский философ, историк и литератор - священник Василий Довгович (1783-1849 гг.), который в это время служил в приходе соседнего села Долгое (1811-1824 гг). Землю под церковь выделили безвозмездно семьи Сабадоша и Кришеник (Мариновского) у старой деревянной церкви в урочище Покрубо.

Строительство продолжалось около 10 лет и закончилось в 1824 году, о чем свидетельствует дата, отчеканенная над входной дверью (сейчас ее уже почти не видно). Со старой деревянной церкви перенесли в новую 2 колокола, иконостас, книги и тому подобное.

В начале XX века общиной было закуплено еще два колокола и теперь их уже насчитывалось 4. Во время Первой мировой войны, в 1917 году, военной властью были реквизированы два колокола на переплавку. Остался маленький колокол с 1790року, и новый с 1911 года, отлитый в г.. Тимишоара на фабрике Антона Новотны.

С созданием в 50-х годах колхоза, храм превратили в склад, отдав перед этим в монастырь села Теребля иконостас. А когда был ликвидирован и монастырь, то его перенесли в сельскую церковь, где он и сейчас продолжает выполнять свои функции.

11 октября 1962 храм сняли с регистрации, а вскоре из него сбросили кресты и содрали кровельный материал. Сейчас церковь постепенно разрушается под действием природных факторов.

с. Приборжавское