Главная strelka Украина strelkaЗакарпатская областьstrelkaБерегово, Береговский районstrelkaДостопримечательности Берегово strelka
Церкви Берегово
Наши путешествия
Села и поселки Достопримечательности История

Церкви Берегово

Береговский костел Воздвижения Святого Креста

Береговский костел Воздвижения Святого Креста

Массивная, сложена из кирпича и поштукатуренная трехнефная базилика, перекрыта крещатыми сводами, имеет большие хоры. Величественное сооружение общего типа разделена шестью колоннами на нефы. Стены, напоминающие об их средневековом оборонительном назначении, дополнительно окружены 14-ю каменными контрфорсами. Костел сохранил отпечатки переходного этапа от романского к готическому стилю, но в отличие от большинства средневековых каменных сооружений Закарпатья фасады этого храма обильно декорированы. Парадный фасад, разделенный четырьмя полуколоннами, украшенный орнаментом. Северный портал сохранил романский скульптурный декор и отличается давними вмуроваными капителями, украшенными стилизованными головой человека и лежащего льва. Южный, богаче декорирован портал выделяют четыре большие и два маленьких валики, а его архитектурно-художественное решение, по мнению специалистов, отражает влияние готических сооружений Восточной Словакии.

Главный алтарь выполнен в стиле барочной готики. Интересным элементом храма стал солнечные часы - в виде дуги с римскими числами, который показывает среднеевропейский время.

Костел Воздвижения Святого Креста построили в 1100 году, как свидетельствует дата, высеченная на одном из оконных проемов. Возведенный в романском стиле, храм был уничтожен татарами в 1241 году и заново отстроен в 1418 году. Воздвиженский костел в Берегово впервые упомянут в 1247 году

В 1519 году костел получил статус собора. В 1565 году сооружение костела получило большой вред от венгерских протестантов, а в 1657 году, костел был практически разрушен польскими войсками во время войны князя Трансильвании Дьердя Ракоци II за польский престол. 17 июля польские войска князя Юзефа Любомирского вошли в беззащитный город, население которого спряталось в соборе. Воины обложили церковь хворостом и подожгли. Практически все погибли.

Вскоре отремонтированный храм пострадал во второй раз. В 1686 году он стал ареной боев между австрийскими войсками и повстанцами, возглавляемыми знаменитою Илоною Зрини. Куруцы (участники антигабсбургской борьбы в Венгрии), сделав вылазку из осажденного Мукачевского замка в Берегово, окружили габсбургских военных, которые пытались спрятаться за стенами храма, подожгли костром с разобранных деревянных домов. Погибли не только солдаты, пожар охватил весь город, а в церкви провалилась крыша, потрескались стены. После тех страшных лет костел стоял в руинах более полутора веков. Его несколько раз пытались восстановить, и не хватало денег и согласия на то, как выглядит быть в возрожденного храма.

Реконструкция началась в 1839 году. Строительные работы были оплачены графом Шенборном. Тогда над многоярусной квадратной в плане башней-колокольня с часовыми циферблатами на все стороны света надстроили еще один - восьмигранчастий ярус с высоким шатровым верхом, опоясанный широким просторным обзорно-наблюдательным площадкой (то есть выполнял функции дозорчои башни), а к южному фасаду костела пристроили новую часовню .

1 ноября 1846 собор освятили в честь Воздвижения Честного (Святого) Креста. В 1900 году произошло еще одно реконструкция, которая считается неудачной.

В 2002 году проведена внешняя реконструкция Церкви и храмы. На стене здания установлена мемориальная доска основателю города - князю Ламперти.

Реформаторская церковь

Реформаторская церковь

Почти во всех замках Закарпатья остались детали готического стиля, это не удивительно, ведь в этот период расцветала замковая архитектура.

Реформаторская церковь построена в 1335, перестроена в 1405 году. Несмотря на многочисленные поздние перестройки (1554, 1657 - после уничтожения солдатами князя Любомирского). 1670 - восстановлена и вновь перестроена в 1749 году. Наиболее подверглась перестройке колокольня. В 1817, 1824, 1869 - церковь еще несколько раз перестраивалась.

Дух готики сохранен в перекрытии нефа зального типа и апсиды реберными готическими сводами, расписанными в XVIII в. и украшенным орнаментом ренессансных форм. В данном селе находился дворец XIII в. феодалов Берегов. И вследствие частых войн был уничтожен. В окрестностях села Берега в 1329 упоминается католический монастырь "Малый Берег", который был разрушен в 1554 во время войн с протестантами

с.Великие Береги

Готический реформатский храм

Готический реформатский храм

Каменный храм расположен посреди большого села с плотной застройкой. Рядом с ним стоит деревянная колокольня в виде оборонной башни.

В 1645 году в местной хронике говорится о крепком реформаторском обществе, которому принадлежал простой формы храм XV века, который прежде был католическим. Храм выстроен из камня, снаружи и внутри стены оштукатурены и побелены. Нава покрыта высокой двускатной крышей, пятигранное помещения алтаря значительно меньше и уже, отделенное от нефа стрельчатой аркой. Юго-западный угол укреплены контрфорсами.

Каменный костел происходит, по последним данным, еще с XV века, а колокольню поставили у его фасада в XVIII веке. Колокольня могли построить в 1753 году, когда произошла значительная перестройка храма. Вход в церковь ведет через нижний ярус колокольни, через закрытую галерею, соединенную с входом на западном фасаде.

Церковь и колокольню идеально отреставрировали в конце 1990-х годов: колокольню обито новым гонтом, стены церкви побелены, а металлическое покрытие крыш заменено гонтовым.

Наибольший интерес представляет его интерьер, вернее декоративные росписи его потолка. Деревянный потолок навы разделен на несколько неравные по размерам и форме квадратов, по 10-ти штук в длину и 6-ть - в ширину. Все эти 60 кессонов заполнены яркими орнаментальными композициями, из которых повторяются только две.

Как свидетельствует дата в одном из кессонов, потолок украшен в 1753 году. Плотницкие работы выполнил мастер Шандор Ференц, разрисовал потолок или он, или другой, неизвестный мастер.

Растительная орнаментация в каждом кессоне представляет собой совершенно самостоятельную композицию. Особую прелесть росписи предоставляет матовая поверхность живописи, а также фоны квадратов: белый, глубокий бархатный черный и охристо-коричневый. Красные, белые, желтые, зеленые, охристо-розовые, серо-голубые и нежно-желтые орнаменты поражают своим разнообразием и неповторимостью.

с.Четфалва