Главная strelka Украина strelka Сумская область strelkaПутивльский районstrelka Достопримечательности Путивля
Наши путешествия
Достопримечательности Села и поселки История

Достопримечательности Путивля

Молчанский монастырь

Молчанский монастырь

Архитектурный ансамбль компактно группируется на вершине присеймского холма. Панорама монастыря открывается издали. Среди группы построек, тесно расположенных на небольшом приречном холме у окраины города, выделяются высотой и изысканностью силуэта собор Рождества Богородицы и колокольня. Их окружают настоятельский корпус, Иоанновская церковь, трапезная. С северной стороны сохранились две каменные оборонительные стены – внешняя и внутренняя. Это единственные, дошедшие до наших дней, остатки когда-то грозных укреплений Путивля.

В летописях XII века неоднократно упоминался деревянный острог, на месте которого в конце XVI века была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной. Невысокие стены имели три яруса бойниц. Уповая на надежность кремля, здесь в 1570-х годах устроили свое подворье монахи загородного Молчанского монастыря (ныне Софрониевский монастырь у села Новая Слобода Путивльского района). В 1580-1590 годах посередине крепостного двора они построили собор Рождества Богородицы, а к 1597 году прибрали к рукам и всю крепость, превратив ее в монастырь. В случае войны монахи были обязаны защищать монастырь-крепость. Позже собор неоднократно перестаивали. Надвратная башня превратилась в колокольню, а в XIX веке оборонные стены и башни стали активно разбирать на кирпичи, так что от старых укреплений сохранились лишь надвратная башня, перестроенная в колокольню, круглая наугольная башня слева при входе в монастырь с примыкающим небольшим участком крепостной стены и центральное сооружение – собор.

Композиция здания довольно необычна. Оно двухэтажное, состоит из трех высоких башен – центрального объема, алтаря и придела.
Молчанский монастырь   Исследования, начатые в 1970-х годах архитектором В.И.Трегубовым и продолженные другими специалистами, определили, что такой облик храма – результат перестроек, проведенных на рубеже XVII-XVIII веков. Все три объема – центральный, алтарь и придел, а также галерея были построены одновременно в 80-е годы XVI века. Первоначально четверик главного объема завершался так называемой «горкой кокошников» с куполом, а алтарную башню венчал мощный каменный шатер, гораздо выше главы собора, что по церковным канонам недопустимо. Еще одним нарушением канонов был алтарь в виде надвратной башни, а не полукруглой апсиды. Видимо это было вызвано тем, что собор возводился на небольшом крепостном дворе, обстроенном со всех сторон. Для постройки трапезной, теплой церкви, собора, кладовых пороха и оружия, а также поварни в виде отдельно стоящих сооружений просто не было места. Пришлось все это объединить в одном здании. Кладовые – в подвале и на первом этаже (он назывался подклетом), трапезная и поварня – в подклете, собор и церковь – на втором ярусе, боевая камера с бойницами – на третьем ярусе над алтарем. Таким образом, собор принадлежит к редчайшему типу многофункциональных зданий, приспособленных к обороне. Их нередко называют «церковь-крепость». Неизвестные зодчие XVI века не только создали гармоничное архитектурное сооружение, но и решили важную инженерную задачу: с возведением собора система фортификации Кремля приобрела завершенность, и он стал неприступным.

В так называемое «смутное время», между 1606 и 1612 годами, собор горел, отстраивался и был вновь освящен в 1630 году. На рубеже XVII-XVIII веков его сильно перестроили. Сооружение приобрело черты украинского барокко. Это и неудивительно. Путивль являлся пограничным городом Русского государства, в нем бок о бок жили и русские, и украинцы. Взаимовлияние двух культур сказывалось на всем, в том числе и на архитектуре. Поскольку надстройку собора производил русский архитектор, «записной государев мастер» Матвей Ефимов, то результатом явилось сочетание общей композиции, характерной для украинского строительства, с типично русским декором. Например, стена алтарной башни украшена на всю высоту рядами квадратных ниш, которые размещены в шахматном порядке. Благодаря этому стена напоминает украинскую плахту. Необходимо отметить, что это единственный на Украине образец такого декора.
Молчанский монастырь   Сейчас собор реставрируется. Восстанавливаются галереи, разрушенные в 30-х годах.

Надвратная колокольня находится западнее собора. С виду – стандартная двухъярусная постройка, увенчанная шатром с луковичной главкой. Однако ее детальное изучение в последние годы показало, что нижний ярус – это не что иное, как надвратная башня Кремля, построенная во второй половине XVI века. Сейчас ничто не напоминает об оборонном характере постройки: бойницы разрушены, внутренний ход, ведущий на боевую площадку стены, заложен кирпичом, да и сами стены, примыкавшие к башне, не сохранились, за исключением фундаментов в земле. В 1700 году шатровую деревянную кровлю башни разобрали и надстроили высокий восьмерик с арочными проемами звонов. Белая гладь оштукатуренных стен расчленена пилястрами и украшена многоцветными поливными изразцами местной работы. По внутренней лестнице можно подняться на верхний ярус колокольни, где когда-то висели колокола. С этой площадки видна панорама нагорной части города и бескрайних лугов, на фоне которых вырастает величественная громада собора.

Севернее колокольни находится одноэтажный корпус с круглой угловой башней. Это трапезная, пристроенная в 1730-х годах к древней крепостной стене с башней. Если обойти ее вокруг, то можно увидеть небольшую угловую башню Кремля, сильно перестроенную в 1880-х годах, а за ней – сохранившийся фрагмент крепостной стены XVI века. Она невысокая – около пяти метров, но значительная толщина, частое расположение бойниц верхнего и косого боя, наличие в первом ярусе ниш для установки артиллерии – все это говорит о ее оборонном назначении.

Эта стена упирается в мощную трехэтажную постройку, в которой сейчас с трудом можно узнать Иоанновскую церковь, сооруженную в 1866-1869 годах. Церковь построена в официальном русско-византийском стиле на месте разобранного храма XVI века. Несмотря на внушительные размеры, ее одноглавый силуэт хорошо вписался в ансамбль. После революции, когда монастырь как таковой был ликвидирован, купол церкви разрушили. На месте купола надстроили один этаж, и церковь стала похожа на большой жилой дом.

С южной стороны монастырского двора, между собором и колокольней привлекает внимание большой двухэтажный настоятельский корпус, построенный в 30-х годах XVIII века. Толстые стены корпуса и его местонахождение на самом склоне горы свидетельствуют о том, что в основе здания – древняя крепостная стена и, возможно, еще какие-то постройки XVI века.
Молчанский монастырь   Если выйти из монастыря и спуститься лесной дорогой к Сейму, то с правой стороны у самой дороги по скату горы видна невысокая стена с бойницами разной формы: узкими – для ружейного огня, широкими арочными – для пушек. Признать в этой стене крепостную мешает ее слишком незначительная высота – около полутора метров. И тем не менее, перед нами – каким-то чудом сохранившийся элемент сложнейшей системы общегородских укреплений XVII века.

В 1620 году по приказу царя Михаила Федоровича эту стену построил Анисим Радишевский. Он был не только известным фортификатором, но и талантливым архитектором, инженером, артиллеристом, теоретиком градостроительства и военного дела. Стена, построенная им в Путивле, едва ли не единственное точно установленное его произведение, сохранившееся до наших дней. Она не только защищала проходившую вдоль нее дорогу, но и выполняла функцию подпорной стены, препятствовавшей оползням монастырской горки.

Из архивных источников известно, что монастырская гора прорезана множеством пещер и подземных ходов, некоторые из которых прорыты одновременно с постройкой Кремля. На протяжении XX века они не исследовались. Все это говорит о том, что монастырская гора хранит еще немало тайн. Археологические и спелеологические исследования помогут восстановить забытые страницы истории Путивля.

Важно отметить, что из Молчанского монастыря происходят немало замечательных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства

г. Путивль, ул. Щорса

Софрониевский монастырь

Софрониевский монастырь

В двух километрах от села Новая Слобода Путивльского района на высоких холмах над равнинной поймой Сейма, среди дубового леса находится уникальный комплекс Софрониевского монастыря (бывший загородный Молчанский монастырь).

По летописным сведениям, он был основан в 1405 году, а название получил от огромного непроходимого болота Молче, в пойме Сейма. Первоначально все постройки монастыря были деревянными. В конце XVI века монахи основали свое подворье в путивльском кремле, а затем, в связи с событиями так называемого «смутного времени», в начале XVII века окончательно перебрались в Путивль. Монастырь в лесу запустел, и только в 30-х годах XVII века там была построена первая каменная церковь Рождества Богородицы. При игумене Софронии с 1653 монастырь сильно разросся. Появилось много новых сооружений, и, чтобы не путать его с путивльским Молчанским монастырем, ему было дано наименование Софрониевой пустыни. К середине XVIII века Софрониевский монастырь превратился в большой сложный комплекс, который состоял из гражданских и культовых зданий различных периодов строительства.

К настоящему времени уцелело три наземных сооружения: трапезная конца XVII века, надвратная Покровская церковь, построенная в середине XVIII века, настоятельский корпус 1911 года, а также частично ограда с воротами.

Выразительный силуэт надвратной церкви встречает путника, выходящего на опушку по лесной дороге. Церковь двухъярусная. В первом ярусе – арка проезда в центре и арочные дверные проемы по сторонам. Второй ярус – очень стройный трехчастный одноглавый храм в духе «елизаветинского барокко», с пышными наличниками над окнами, изогнутыми карнизами и изящным барочным завершением купола.

Слева от надвратной церкви на отдельной возвышенности виднеется прямоугольный корпус трапезной. Она одноэтажная, с полуподвалом, имеет очень интересную систему сводчатых перекрытий. В частности, трапезный зал в первом этаже – двухстолпный. Это единственный пример такого рода в украинской архитектуре. Наружный декор трапезной суров и лаконичен.

В отличие от нее, богатством украшений поражает настоятельский корпус, построенный в неорусском стиле с богато профилированными карнизными тягами, наличниками, разнообразными полуколоннами. Сложнейшие декоративные детали с высокой точностью набраны из фасонного кирпича, что свидетельствует о высочайшем качестве строительных работ.

Однако самая интересная часть Софрониевского монастыря – подземная. И дело не только в том, что даже при беглом осмотре в земле заметны основания стен и фундаменты многих сооружений. На восточных склонах двух монастырских гор есть несколько пещерных комплексов, вырытых в лессовых грунтах наподобие знаменитых пещер Киево-Печерской лавры. Они еще практически не исследованы. Самые старые из них специалисты датируют XIII-XIV веками. Пещерные лабиринты состоят из ходов, келий, ниш-аркасолий для захоронений. Встречаются помещения и больших размеров. Очевидно, это подземные церкви и часовни.

Еще один очень интересный кольцевой подземный лабиринт расположен на юго-восточном склоне монастырской горы, почти у самой поверхности. Его стены и своды выложены кирпичом, который датируется XVIII веком. Самое необычное здесь – сводчатая подземная церковь. Ее своды стянуты железными затяжками, уложенными в кладке. Это неоспоримое свидетельство того, что данный лабиринт строился открытым способом: вначале вырыли большой котлован, построили из кирпича сводчатые ходы и кельи, а потом все это засыпали землей.

Пещеры Софрониевского монастыря ждут исследователей. Они хранят еще немало тайн.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

1617-93гг. Спасо-Преображенский собор (первая половина XVII в.) является произведением древнерусской архитектуры. Наиболее древняя его часть - основной кубический массив - увенчана пятью декоративными луковичными главами на узеньких круглых шейках-барабанах. С трех сторон его окружает закрытая одноэтажная паперть (к северной стене которой примыкает одноапсидная, одноглавая часовня), а с четвертой, восточной выступает одна невысокая апсида. Таким образом, из довольно низких объемов паперти, часовни и апсиды как бы вырастает могучий куб основного храма. Плоскости его фасадов членятся четырьмя стройными, тоненькими полуколонками, перехваченными несколькими также тоненькими поясочками, и завершаются широким многообломным карнизом с глухой стенкой над ним, наподобие аттика, украшенной декоративными арками, имитирующими закомары, характерную деталь древнерусской архитектуры. Сооружен как главный храм Святодуховського женского монастыря, основанного в 16в. Замечательные иконостас и произведения живописи. Вместе с церковью создает неповторимый ансамбль. (ул. Луначарского).

История его сложная и запутанная, начало ее теряется в глубине веков. Первоначально это был девичий Святодухов монастырь, которые впервые упоминается в архивных документах, датированных 1595 годом. В 1617 году здесь началась постройка каменного собора, которая продолжалась до конца столетия – классический пример долгостроя. Наконец, потеряв терпенье, игуменья Анисья в 1697 году пожаловалась на строителей Петру I, который не только дал необходимые распоряжения, но и поименно назвал чиновников и строителей, ответственных за затягивание строительных работ. С горем пополам к 1707 году все строительные работы в монастыре были завершены. Возник ансамбль, состоящий из сохранившихся до нашего времени зданий. В 1770 году монастырь упразднили, а его постройки были переданы под городской Спасский собор.

В центре территории, за каменной оградой с монументальными воротами в окружении вековых деревьев высится белоснежный собор. Он увенчан пятью луковичными главами. Такой тип храма характерен для московской архитектуры XVII века. Высотный четырехгранный объем контрастирует с приземистыми папертью, галереей, апсидами, приделом, окружающими его со всех сторон. Несмотря на монументальные размеры постройки, она очень изящная. Стены главного высотного объема расчленены узкими полуколоннами, окна размещены в два яруса, обрамлены наличниками тончайшей скульптурной работы.

Интерьер собора поражает высотой и размахом внутреннего пространства, которое щедро освещено многочисленными окнами. Стены внутри побелены, и на этом фоне очень красиво выглядит пятиярусный иконостас, поднимающийся до самых сводов перекрытия. По композиции он принадлежит к типу русских иконостасов: горизонтальные карнизы и вертикальные резные позолоченные колонки на темно-красном фоне образуют прямоугольную сетку, в которой размещаются иконы. Мастера внесли в композицию иконостаса некоторые местные черты. Например, царские врата имеют характерный украинский проем со срезанными наискось верхними углами. Виноградная лоза, вьющаяся на колонках и обрамляющая иконы, типична для украинского барокко. Иконы представляют особый интерес. В 1907 году иконостас отреставрировали и под наблюдением Императорской Археологической комиссии заново позолотили. Следует отметить, что в Левобережной Украине вообще не осталось иконостасов XVII века, так что путивльский иконостас является уникальным в своем роде.

В центре собора на длинной железной цепи висит серебряная люстра, изготовленная в 1692 году в Нюрнберге и подаренная собору Петром I. Она имеет явно барочный характер. Его подчеркивает и рисунок кронштейнов. Нижний шар украшен прорезным орнаментом, напоминающим декор украинских ювелирных изделий XVII века. Это говорит о том, что в Нюрнберг предварительно был направлен «абрис», то есть чертеж люстры, выполненный кем-то из украинских мастеров.

В интерьере собора присутствуют надписи, сделанные церковнославянским шрифтом. Это редчайшие образцы монашеских надгробных плит XVII века. Они были найдены в земле в 1899 году во время капитального ремонта собора и затем вделаны в стену. У южной стены собора высится большой черный крест. Это могила Ивана Рябинина (1834-1912), историка и краеведа, автора многочисленных работ по истории Путивля, большинство из которых до сих пор не потеряли своего значения.

Крестовоздвиженская надвратная церковь-колокольня

Крестовоздвиженская надвратная церковь-колокольня

Южнее собора расположена надвратная Крестовоздвиженская церковь-колокольня. Асимметричное по композиции сооружение было построено в 1697-1707 годах в качестве надвратной церкви Святодухова монастыря. Подобно всем надвратным церквям, она двухъярусная. Над западным притвором в качестве надстройки третьего яруса возвышается мощный восьмерик колокольни, увенчанный пологим шатром и небольшой главкой. Двухэтажная пристройка с запада, которая зрительно уравновешивает асимметричность композиции, была возведена в 1764 году. Для этого памятника архитектуры характерны простота, величие и мощь форм. Грубоватая архитектура надвратной церкви-колокольни находится в явном контрасте с изысканностью собора. Но при этом церковь не статична, как собор, а обладает сильной динамикой: архитектурные массы нарастают постепенно от низенькой апсиды через центральный объем с высокой кровлей и декоративной главкой к восьмерику колокольни. Причем колокольня имела когда-то оборонное значение, о чем свидетельствуют бойницы в основании восьмерика.

С этим зданием связана интересная страница истории Путивля. Согласно местным преданиям, после второго стрелецкого бунта Петр I сослал царевну Софью в Путивль, заточив ее в девичий Святодухов монастырь. Ее поселили на первом этаже надвратной церкви в келье справа от ворот. По приказу Петра I она пребывала «под крепким караулом», но этого ему показалось мало, и в Голландии по монаршему заказу были изготовлены куранты, которые громким однообразным боем отбивали каждую минуту. Их установили под окнами кельи царевны Софьи, чтобы она ни на минуту не забывала о «любезном братце». Однако вскоре Петр понял, что держать Софью в Путивле небезопасно. Ведь именно Путивль в предшествующие века нередко был центром народных восстаний, да и Софья могла стать своеобразным «знаменем» для путивльских стрелецких полков. Поэтому царевну из Путивля увезли, а часы-куранты после многих перипетий попали в XIX веке в Молчанский монастырь. По свидетельству современников они своим ежеминутным боем нервировали и хозяев, и гостей, пока их наконец не сломали.

Церковь Николая Козацкого

Церковь Николая Козацкого

XVII-XVIII века обогатили Путивль еще несколькими первоклассными памятниками архитектуры. Среди них особое место принадлежит церкви Николы Казацкого, построенной на средства жителей Путивля – украинских казаков. Ее стройный двухбашенный силуэт виден издалека, со многих окрестных улиц. Парадокс этой замечательной постройки заключается в двух башнях равной высоты. Дело в том, что первоначально храм был построен в 1735-1737 годах трехчастным и одноверхним, а значительно позже, в 1770 году, к церкви с запада пристроили многоярусную колокольню, нарушив эти уравновешенность силуэта памятника. Здание по образцу русских храмов двухэтажное. На первом этаже, называемом подклетом, размещалась теплая церковь, где происходили церковные службы зимой. Перекрывающие ее низкие своды с распалубками при обилии света создают атмосферу почти домашнего тепла и уюта. По контрасту с этим решена верхняя, так называемая холодная церковь, где проходили службы в летнее время. Через арку открывается вид на высокий центральный верх, грани которого, сужаясь в перспективе, создают иллюзию фантастической, недосягаемой высоты.

Храм построен русским зодчим, о чем неопровержимо свидетельствует его конструктивное решение. Но поскольку заказчиком храма являлась украинская община Путивля, то в качестве образца мастеру был указан излюбленный тип украинского одноглавого храма. Зодчий не только создал здание великолепных пропорций и выразительного силуэта, но и очень тонко учел особенности зрительного восприятия архитектуры: окна первого яруса, расположенные на уровне глаз, стоящего на земле человека, украшены изысканными, тонко профилированными наличниками с фигурными разорванными фронтонами. Все остальные окна, расположенные выше уровня человеческого роста, не имеют никаких украшений.

Церковь Николы Казацкого – один из примечательных памятников украинского барокко, свидетельствующий о том, что профессиональное зодчество развивалось под определенным влиянием народных традиций, вкусов и представлений.

Интересно отметить, что недавно завершена реставрация памятника. Сейчас в нем создается экспозиций музея «Слова о полку Игореве».

Спадщанский лес

Спадщанский лес

В 15 километрах западнее Путивля раскинулся Спадщанский лес – колыбель партизанского движения на Сумщине, место зарождения партизанской армии, прошедшей с боями от Путивля до Карпат под командованием дважды Героя Советского Союза С.А. Ковпака и Героя Советского Союза С.В. Руднева.

На опушке леса посетителей встречает стела «Народные мстители». Отсюда извилистая лесная дорога ведет к бывшей партизанской базе.

В лесу, на большой поляне, стоит аккуратное здание Музея партизанской славы, недалеко от него – Монумент партизанской славы. Полумрак и сырость бывших партизанских землянок, расположенных в окружении болот, расскажут о тяготах и лишениях мужественных народных мстителей больше, чем самые яркие описания, а братская могила партизан-ковпаковцев напомнит о том, какой ценой заплачено за свободу и независимость Родины.
Спадщанский лес   В лесу, на месте базирования отряда, ныне восстановлены землянки оперативных групп, минеров, штаба, партизанская кухня, землянка санитарной части... А рядом с музеем установлены партизанские трофеи – пушка, чуть дальше на лесной поляне – танк.

В канун празднования 40-летия Великой Победы в Спадщанском лесу была открыта скульптурная Аллея героев. На вечном посту застыли под сенью берез бронзовые бюсты Героев Советского Союза – С.А. Ковпака, С.В. Руднева, П.А. Вершигоры, П.А. Кульбака, Д.И. Бакрадзе, П.Е. Брайко, С.П. Тутученко, В.А. Войцеховича, А.Н. Ленкина, А.К. Цимбала.

Спадщанский лес объявлен историко-культурным заповедником.

Стела «Народные мстители»

Скульптор А. Ивченко, архитектор Н. Махонько, 1971.

Памятник олицетворяет зарождение и организацию партизанского соединения из отдельных отрядов. Хаотично разбросанные камни, группируясь и укрупняясь, вырастают в гору, из которой рождается монолитная, камень к камню, стена – символ единства и непоколебимой силы народа. Из стены выступают скульптурные лица мужчин, женщин, стариков, детей – тех, кто стал стеной на пути фашистских захватчиков.

Монумент партизанской славы

Своеобразной эмблемой заповедника является памятник партизанской славы – скульптура партизана на высоком пятигранном пилоне. Памятник создан скульптором Б.Н. Никончуком и архитектором С.П. Тутученко в 1971 году.

Монумент представляет собой высокий граненый постамент с установленной на нем скульптурой партизана. Памятник символичен. Пять граней пилона обозначают пять объединившихся партизанских отрядов. Фигура изображена в движении – шагнув навстречу врагу, партизан преграждает ему путь взятым наперевес автоматом.

Музей партизанской славы

Героическим страницам партизанского движения на Сумщине посвящен Музей партизанской славы.

Он был открыт в сентябре 1956 года в Спадщанском лесу близ Путивля в небольшом деревянном здании, построенном на месте сожженного фашистами 19 октября 1941 года домика лесника. С 1971 года музей размещается в новом здании.

А В экспозиции первого зала – фотографии, документы, личные вещи, оружие народных мстителей. Своеобразие партизанского быта передает макет партизанской землянки. Материалы второго зала посвящены беспримерному по мужеству рейду сумских партизан совместно с боевыми побратимами соединения Героя Советского Союза А.Н. Сабурова на Правобережную Украину. Схемы и фотодокументы переносят посетителей музея в обстановку героической „рельсовой войны", развернувшейся на просторах Украины в тот грозный час, когда на берегах Волги шла Сталинградская битва.

Третий и последний зал посвящен самой легендарной странице ратного подвига ковпаковцев – Карпатскому рейду.

Основой музейной экспозиции явились фотодокументы, сделанные в боевых походах партизанским кинооператором Борисом Вакаром. Он погиб смертью храбрых в Карпатах. На основе его съемок создана кинолента „Легенда Спадщанского леса" – достойный памятник кинооператору и его товарищам по оружию.

Памятник при въезде в г.Путивль

Памятник при въезде в г.Путивль

При подъезде к городу со стороны Сум гостей встречает памятник партизану и партизанке. На пьедестале надпись: „Город партизанской славы" (авторы памятника - скульптор А. А. Ивченко, архитектор Н. П. Махонько).

В трудный час испытаний, постигших страну, Путивль возродил свою славу города-ратоборца, стал колыбелью партизанского движения на Сумщине. Золотыми буквами записан в историю Второй мировой войны подвиг партизан-ковпаковцев, совершивших легендарный рейд от Путивля до Карпат. ...В начале июля 1941 года Путивльский райком партии приступил к формированию партизанских отрядов и подпольных групп. Один партизанский отряд под командованием С. А. Ковпака должен был действовать в Спадщанском лесу, другой, которым командовал С. В. Руднев, - в Новослободском лесу, третий, во главе с С. Ф. Кириленко, - в урочище Марица. 8 сентября 1941 года партизанский отряд С.А.Ковпака выступил в Спадщанский лес. 18 октября сюда же прибыл и отряд С.В.Руднева.

В первые месяцы фашистской оккупации в городе развернули работу подпольные комсомольские группы. Ядро одной из них составляли ученики старших классов городской средней школы № 1. Руководила группой бывшая пионервожатая школы Валентина Георгиевская. Комсомольцы распространяли среди населения написанные "от руки антифашистские листовки и сводки Совинформбюро, которые они принимали по радиоприемнику, собирали сведения о составе, вооружении фашистского гарнизона в Путивле, готовящихся карательных экспедициях и репрессиях и передавали эти сведения партизанам. Вторую подпольную группу возглавлял Александр Коваленко. Юные патриоты совершали диверсионные акты, распространяли листовки, доставали оружие. : В конце ноября в город специально для борьбы с партизанами прибыли гитлеровские части., 1 декабря 1941 года около трех тысяч немецких солдат и офицеров при поддержке артиллерии и минометов начали наступление на Спадщанский лес. В отряде тогда насчитывалось всего 73 человека

Бой длился около 10 часов. Но все попытки фашистов сломить сопротивление партизан были тщетны. Не помогла ни конница, которую каратели бросили, чтобы отрезать группу ковпаковцев от основной части обороняющихся, ни частые атаки. В эту же зиму к Путивльскому партизанскому отряду присоединились Глуховский, Конотопский, Шалы-гинский, Кролевецкий партизанские отряды. Родилось соединение народных мстителей Сумской области.

Прошло несколько трудных месяцев. В мае 1942 года партизанское соединение под командованием С. А. Ковпака и С. В. Руднева, насчитывавшее уже почти 700 бойцов, получило задание усилить диверсионные акты на коммуникациях врага и с этой целью выйти в Путивльский район для нанесения ударов по железнодорожной магистрали Конотоп - Ворожба. В результате стремительного наступления партизаны разгромили вражеские гарнизоны на правом берегу реки Клевень - в селах Вязенка, Стрельники, Яцыно, Старая Шарпавка, Спадщина. 26 мая 1942 года ковпаковцы освободили Путивль и удерживали его двое суток. А в октябре этого же года, прорвав вражескую блокаду, созданную вокруг Брянского леса, соединение партизанских отрядов Сумской области выступило в рейд на правый берег Днепра. В тот период в соединении насчитывалось 1160 человек.

За время рейда на Правобережную Украину (с 26 октября по 30 ноября 1942 года) соединение С.А.Ковпака прошло 750 км по тылам противника через Сумскую, Черниговскую, Гомельскую, Киевскую, Житомирскую области. Партизаны взорвали 26 мостов, пустили под откос 2 эшелона, уничтожили свыше 970 фашистов, 5 броневиков, 17 автомашин. 12 июня 1943 года соединение С.А.Ковпака и С. В. Руднева выступило в рейд в направлении Карпат для нанесения ударов по противнику в районе Дрогобыча и Станислава (Ивано-Франковска). Здесь были сосредоточены основные нефтеперерабатывающие предприятия и большие запасы нефти. За период Карпатского рейда (июль-октябрь) ковпаковцы прошли с боями четыре тысячи километров, вывели из строя четыре нефтеперегонных завода и 13 нефтехранилищ, взорвали десятки нефтевышек и выпустили из нефтепровода 50 тонн нефти, разрушили 14 железнодорожных и 38 гужевых мостов, уничтожили более трех тысяч гитлеровских солдат и офицеров.

Памятник С.А.Ковпаку

Памятник С.А.Ковпаку

В 1971 году, когда отмечалось 30-летие партизанского движения на Сумщине, дважды Герою Советского Союза Сидору Артемовичу Ковпаку был воздвигнут памятник (авторы – народный художник СССР М.Г. Лысенко, скульптор В.В. Сухенко, архитекторы С.П. Тутученко, А.Ф. Игнащенко).

Скульптурное изображение партизанского генерала установлено на бетонный постамент в виде пирамидальной скалы высотой семь метров. С.А. Ковпак изображен в длинной шубе, папахе, валенках, с трубкой в руке. Памятник раскрыт в сторону Сейма.

Никольская Горка

Площадь Победы

Площадь Победы

При въезде в город с востока, в начале улицы Кирова, размещается обширная мемориальная площадь Победы. Здесь находятся братские могилы борцов за Советскую власть, погибших в 1918-1920 годах, жертв фашизма и советских воинов, павших в 1941-1943 годах при защите и освобождении города от фашистов. На стелах помещены плиты с именами погибших, барельефы, отражающие эпизоды исторических событий. В центре площади возвышается монумент: квадратная в сечении колонна высотой 20 метров разделена широким швом на блоки, в нижней ее половине – бетонные блоки с барельефными изображениями, в верхней части – накладные цифры 1941-1945 (скульптор А. Сыроежкин, 1975).

Памятник С.В.Рудневу

На южной стороне площади, обращенной к улице Кирова, в сентябре 1961 года был торжественно открыт памятник комиссару партизанского соединения Герою Советского Союза С.В. Рудневу. Авторы памятника – народные художники Украины скульпторы М.К. Вронский и А.И. Олейник, архитектор А.А. Сидоренко. Имя Радика Руднева носит средняя школа № 1.

Городок

Городок

Недалеко от центральной площади Путивля находится Городок – укрепленный центр древнего города. С видовой площадки у памятника Ярославне открывается прекрасная панорама заливных лугов, простирающихся до самого горизонта. Слева на вершине холма виднеются купола Молчанского монастыря-крепости, далее – мощный массив Коптевой горы, где еще в VIII веке было укрепленное поселение, справа от Городка возвышается Никольская горка.

Путивль условно можно разделить на две части, которые отличаются как природными особенностями, так и временем возникновения поселений. В прибрежной части сохранилась древнерусская планировка – такая же сложная и живописная, как и путивльский ландшафт. А остальной город был радикально перепланирован в 1766 году. В результате возникла, похожая на шахматную доску, прямоугольная сетка улиц.
Городок   Городок представляет собой территорию не больше двух гектаров. С трех сторон его защищают крутые склоны, а с севера он соединяется с равнинным плато узким перешейком. Археологические раскопки последних лет показали, что еще в VIII веке Городок служил укрепленным общинным центром – святилищем для расположенных поблизости славянских поселений. По периметру его окружал двойной частокол. При входе на современный Городок виден оплывший ров и невысокий вал. Это остатки укреплений пограничного Городка, основанного в 988 году великим князем Владимиром Святославовичем на месте древнеславянского святилища. Крепость перестраивали и в середине XII. В самом центре Городка археологам удалось открыть фундамент и остатки стен княжеского каменного Спасского собора, построенного в XIII веке накануне татаро-монгольского нашествия. По найденным фрагментам стен археологи определили, что это был одноглавый башнеобразный храм без штукатурки и фресковой живописи. Это означает, что нашествие помешало завершить строительство.

В XVII веке у крепости на Городке появилось новое название - Верхний, или Старый деревянный город. Крепость имела девять рубленных дубовых башен, из которых две были надвратными. Над передними проезжими воротами находилась самая высокая башня Путивля – Вестовая, достигавшая 27 метров, а это высота современного девятиэтажного дома. Название башни указывает на ее назначение. На самом верху, над шатровой кровлей находился наблюдательный пункт с колоколом, подававшим весть о приближении неприятеля. Остальные башни были гораздо ниже 6-8 метров. Если сейчас обойти Городок по периметру, то можно заметить несколько полукруглых выступов на бровке склона. Это места расположения башен в XVII веке. Все башни соединялись стенами в виде дубового частокола с боевым ходом и бойницами.

С севера к Старому деревянному городу примыкал Новый, или Меньший земляной город. Он представлял собой укрепление смешанного башенного-бастионного типа. Прямоугольное в плане укрепление состояло из широкого рва и высоких земляных валов. По углам располагались пятиугольные в плане бастионы. На бастионах и башнях были установлены медные и железные пушки.
Городок   Эта двухчастная цитадель до начала XVIII века являлась военно-административным центром города и его окрестностей. В юго-восточном углу Старого деревянного города, там, где сейчас стоит скульптура Ярославны, располагался воеводский двор, рядом приказная изба и «двор, где живут дьяки», далее – погреба, житницы и три деревянные церкви. В 1620 году под руководством фортификатора Анисима Радишевского здесь был устроен потайной водоподъемник и бассейн, куда накачивалась вода из Сейма.В Новом земляном городе была деревянная церковь и множество «осадных дворов», где путивляне укрывались во времена нашествий и вражеских осад.

Следует отметить тот факт, что в те времена путивльская крепость считалась абсолютно неприступной. Но ее роль не ограничивалась обеспечением надежной обороны. По замыслу древних зодчих, эти укрепления должны были символизировать мощь и неодолимость Русского государства. Ведь Путивль был главным пограничным городом на юго-западе. Он первым встречал не только завоевателей, но и всех купцов, дипломатов и других иностранцев, державших путь в Россию. «Крепость этого города стоит на высокой горе… Крепость большая и великолепная, неодолима и крепка в высшей степени, высока и прочно устроена на высоком основании, вся наполнена домами и жителями», - такой увидел цитадель Путивля в 1654 году дипломат Павел Алеппский.
Городок   После воссоединения Украины с Россией опасность иноземных вторжений была сведена к минимуму и крепость потеряла стратегическое значение. К концу XVIII века от укреплений остались лишь два северных бастиона, которые до наших дней не сохранились.

Земляной вал и ров у входа на Городок – следы когда-то мощной фортификации. Но по ним очень трудно представить, как выглядела крепость в период наибольшего расцвета. Поэтому в 1986 году был разработан архитектурный проект, предусматривающий воссоздание трех крепостных башен при входе на Городок в натуральную величину, включая самую высокую – Вестовую, с небольшим участком крепостной стены. Предполагалось, что места расположения других башен будут обозначены выкладкой нескольких венцов срубов, а по трассам оборонительных стен проложат пешеходные дорожки. Но, к сожалению, до сих пор работы по воплощению этого красивого проекта даже не начаты.

Западнее Городка над Сеймом виднеется почти круглая куполообразная гора, частично заросшая деревьями. Это Никольская горка, получившая наименование в средневековье от названия Никольской Горней церкви. Она стояла здесь с незапамятных времен – первое упоминание о ней датируется XVI веком. С Городка туда можно пройти по берегу Сейма или через центр – по улицам Кирова и Воровского.

На Никольской горке обнаружено одно из древнейших поселений на территории Путивля. Оно существовало одновременно с поселением на Коптевой горе. Культурный слой настолько мощный, что его первый исследователь Д.Т.Березовец предположил, что именно здесь находился центр летописного Путивля. К удивлению археологов, им не удалось найти здесь каких-либо следов искусственных оборонительных укреплений. Возможно, их не было совсем из-за крутизны и неприступности склонов горы.

Никольская церковь, стоявшая на вершине холма, была видна отовсюду и являлась важной градостроительной доминантой Путивля. После ее разрушения в довоенный период в общей композиции города возник определенный пробел.

Краеведческий музей

Краеведческий музей

Бывший жилой особняк, автор неизвестен, 1914.

Музей расположен в небольшом одноэтажном особняке в центре города, принадлежавшем в XIX в. помещику Черепову.

Почти три тысячи экспонатов раскрывают историю города и района с древнейших времен и до наших дней. В музее представлены – шкаф XVIII ст., который принадлежал гетману И. Мазепе; кресло русского самозванца Лжедмитрия Первого; колокол, подаренный городу царем Михаилом Романовым; челюсти быка с рисунками, найденные в Молчанском болоте.

Одноэтажное кирпичное оштукатуренное здание музея занимает угол Советской и Первомайской улиц. Решено в стиле ампир. Фасад отличается прекрасными пропорциями и чистотой. На гладком поле стены четко читаются прямоугольные окна без наличников, с едва заметной кривизной клинчатых высоких перемычек в виде крупных камней с маскаронами на замковых камнях. Завершается здание узким, сильно вынесенным карнизом, поддерживаемым изящными модульонами. Под карнизом проходит сложный фриз с лепным растительным орнаментом. Фасад, обращенный на Советскую улицу, имеет два ризалита с характерными уступчатыми фронтонами. По центру одного из них расположен большой арочный проем с строенным окном прямоугольной формы и полуциркульным лепным заполнением над ним. Второй ризалит служит входной дверью, по обе стороны которой две спаренные колонны тосканского ордера, несущие фриз.

Здание активно участвует в формировании архитектурного облика центральной площади.

ул. Советская, 72, тел. +38 (05442) 5-42-09, 5-34-26

Работает: 08:00-17:00 (вых. - Пн).

Сельськохозяйственный техникум

Сельськохозяйственный техникум

Бывшее ремесленное училище Маклакова, автор неизвестен, 1886.

Двухэтажное кирпичное здание с цокольным этажом имеет симметричный план. Два крыла смыкаются под прямым углом и объединяются диагонально расположенным центральным вестибюлем с главным входом со срезанного наружного угла. В застройке Путивля оно ярко и неожиданно выделяется выразительной архитектурой. Гладкие стены цокольного этажа прорезаны прямоугольными низкими окнами, на втором этаже прямоугольные высокие окна с лучковыми перемычками чуть подчеркнуты узкими тягами с мелкими редкими сухариками и обрамлены узкими наличниками. Третий этаж приобретает неожиданную силу, внесенную применением готических форм – окон со стрельчатыми перемычками и богатым зубчатым карнизом. Особенно выразительна угловая часть, являющаяся композиционным стержнем фасада. Вход решен в виде стрельчатой арки с характерным псевдоготическим обрамлением. На втором этаже большое стрельчатое окно подкреплено с обеих сторон стрельчатыми нишками. Углы срезанной части акцентированы мощными пилястрами, возвышающимися над карнизом здания. Между пилястрами вырастает изобилующий объемными формами характерный готический фронтон со стрельчатой нишей в центре. От центра в обе стороны по карнизу проходит своеобразная парапетная стенка, имитирующая зубчатое завершение крепостных башен. Карнизная часть дополняется розетками, лепным орнаментом. Кружевная белая вязь фасадов особенно выразительна на фоне стен.

Соседство здания с Спасо-Преображенским собором придает особую ценность этой части города.

Улица Луначарского, 80

Золотые ворота

Автор неизвестен, вторая половина XIX в.

Мавританские ворота, открывавшие въезд на усадьбу помещика Миклашевского, – его каприз. Выполнены они неизвестными мастерами великолепно. Ворота состоят из трех частей: высокой центральной арки для проезда и двух боковых – для пешеходов. Верх ворот оформлен зубцами. Рядом с воротами возвышается зубчатая шестигранная башня. Впечатляет тонкостью работы кружево металлических решеток на воротах и калитках.

Село Волокитино