Главная strelka УкраинаstrelkaКиевская областьstrelkaВышгородский районstrelkaСела и поселки Вышгородского района
Наши путешествия
Села и поселки Достопримечательности История

Села и поселки
Вышгородского района

АБРАМОВКА (укр. Абрамівка) – центр Абрамовского сельского совета, в который, кроме того, входят села Дудки и Савенки.
Находится в 62 км от Киева и в 26 км от железнодорожной станции Клавдиево.
Население – 214 чел. (2001 г.)
История
Первые упоминания о с. Абрамовка в исторических источниках относится к 1691 г.
Лаврентий Похилевич в «Сказании о населённых местностях Киевской губернии» (1864 год) пишет: «на правой стороне реки Здвижи в 7-ми верстах выше села Катюжанки. Принадлежит к Демидовскому имению г-на Синельникова. Абрамовка принадлежавшая прежде к Дымерскому староству, в 1826 году приобретена посредством покупки от Иосифа Рогальского отцом настоящего владельца».

БОГДАНЫ (укр. Богдани) – центр Богдановского сельского совета, в который, кроме того, входят села Авдеева Нива, Пилява, Рытни и Рыхта.
Находится в 72 км от районного центра при впадении реки Тетерев в Киевское водохранилище.
Население – 93 чел. (2001 г.)
История
На околицах Пилявы и Рытни обнаружены остатки поселений эпохи неолита, бронзы и раннежелезного века.

ВАХОВКА (укр. Вахівка) – центр Ваховского сельского совета, в который, кроме того, входит село Любидва.
Находится в 30 км от районного центра на реке Здвиж.
Население – 326 чел. (2001 г.)
История
Село возникло в 1813 г. в связи с строительством на берегу р. Здвиж небольшого чугунолитейного завода.

ВОРОПАЕВ (укр. Воропаїв) – центр Воропаевского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Расположен недалеко от Десны.
Население – 896 чел. (2001 г.) Воропаев
Достопримечательности
Храм Покрова Божией Матери
История
История села Воропаев достигает времен Киевской Руси, о чем свидетельствуют названия урочищ периода монголо-татарского нашествия: Батич, разрушен, Винничище. Рассказы об этом периоде истории передавались предками из поколения в поколение и дошли до наших дней.
Относительно происхождения названия села существует несколько легенд. Наиболее распространенной среди них является легенда о перевоз через реку Десну, путь, которым двигались караваны по берегам рек, был опасным, ведь в лесах было много разбойников (воров), нападавших и грабивших их. Такая деятельность разбойничьих шаек привела к тому, что торговые караваны меняли пути переездов, чтобы избежать опасных встреч. И тогда было введено брать плату деньгами за безопасный проезд и сопровождение – пай. Поселение, имело постоянный характер такого рода деятельности и стало называться – Воропаев.
В 1672 г. гетман Самойлович предоставил село Воропаев, в собственность киевскому полковнику К.Солонини. В 1676 г. это предоставление было утверждено царской грамотой.
В 1695 г. село становится собственностью Киево-Печерской Лавры и это утверждено тогда же царской грамотой. Принадлежность с. Воропаев Киево-Печерской Лавре прослеживается в документах до 1888 года.
Во времена казачества с.Воропаев входит в состав Киевского полка Остерской сотни. А после разрушения Запорожской Сечи происходит реформирование административного и военного подчинения.
В 1820 г. Воропаев входит в восьмой кавалерийский округ украинских военных поселенцев. По административно-территориальному делению село входило в Чернигирскую губернию Остерского уезда.
Село было сначала расположено на берегу реки Десна, но когда она стала все чаще разрушать жилища крестьян, люди стали переселяться в безопасное место, где впоследствии построили церковь и школу. По рассказам старожилов, последние дома Старого Воропаева были перенесены во время гитлеровской оккупации. Остатки старого кладбища на берегу Десны хранились примерно до середины 60-х годов.
С 1924 года до сих пор этот Киевская область.
В 1931 году было организовано артель «Красный коммунар».
Во время голодомора 1932-1933 гг погибло более 50 крестьян. Многие люди спаслись благодаря лесу и реке. Как вспоминают старожилы, матери увозили своих детей в Киев и оставляли их там, потому что они могли легко умереть в деревне от голодной смерти. В городе же им давали приют в больницах и детских домах. И только после долгих лет разлуки они могли вернуться домой.
Во времена Второй мировой войны в силосной яме с. Воропаев фашисты расстреливали жителей сел Выщедубечанского района. А в 1943 году, при освобождении села, гитлеровцы сожгли заживо активистов с. Воропаев и само село.
После войны совместными усилиями было восстановлено село. Построена новая школа, дом культуры, колхозные конторы, мельница, приобрели лесопилку, фермы.

ВЫСШАЯ ДУБЕЧНЯ (укр. Вища Дубечня) – центр Висшедубечанского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Высшая Дубечня
Находится в 57 км от Киева и 37 км от железнодорожной станции Бровары, на правом берегу реки Десна.
Население – 831 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Церковь Казанской иконы Божией Матери
История
Первые упоминания о с. Высшая Дубечня в исторических документах относятся к 1552 г.
На протяжении нескольких веков село принадлежало Киево-Печерской Лавре.
При временной немецко-фашистской оккупации село было полностью сожжено гитлеровцами.

ГАВРИЛОВКА (укр. Гаврилівка) – центр Гавриловского сельского совета, в который, кроме того, входит село Тарасовщина.
Находится в 38 км от Киева.
Население – 3065 чел. (2001 г.)
История
Первые упоминания о Гавриловну в исторических источниках относится к XVII в.
В 1879 году в селе состоялась крестьянская забастовка.
Летом 1943 г. немцы оккупировали село, но уже осенью этого же года село было освобождено от оккупантов советскими войсками. В битве за Гавриловку легло 46 советских солдат.

ГЛЕБОВКА (укр. Глібівка) – центр Глебовского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки
Находится возле Киевского водохранилища.
Население – 984 чел. (2001 г.) Глебовка
Достопримечательности
Храм Рождества Богородицы
В селе находится братская могила, в которой похоронены воины, погибшие в 1943 году при освобождении с. Глебовка
История
Основано в 1315 году.
При освобождения Украины в 1943 году в районе с. Глебовка 23 сентября силами 212-го, 241-го и 231-го гвардейских полков 75-й гвардейской стрелковой дивизии был форсирован Днепр и захвачен плацдарм, первый в полосе наступления 60-й Армии, который обеспечил последующее наступление на город Киев и его освобождение.

ДЕМИДОВ (укр. Демидів) – центр Демидовского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Расположен при впадении реки Козка в реку Ирпень вблизи Киевского водохранилища, в 35 км от Киева.
Население – 3702 чел. (2001 г.)
История
В окрестностях Демидова, над рекой Ирпень, сохранилось около 200 древнерусских курганов, а на территории села возвышаются валы славянского городища – остатки древнерусского города Городец. В летописи оно впервые упоминается под 1026 годом, когда здесь заключили мир великий князь киевский Ярослав Мудрый и его брат Мстислав. Русские земли были разделены на две части, граница между которыми проходила по Днепру.
В 1097-1098 гг. во время обострения княжеских усобиц Городец стал местом переговоров русских князей во главе с великим князем киевским Владимиром Мономахом об объединении сил для борьбы с половцами.
В 1150 году город получил сын Владимира Мономаха – Юрий Долгорукий, который был изгнан из Киева. В 1151 г. под Городец подошли войска великого князя киевского Изяслава и других князей. Они сожгли посад, а Юрия Долгорукого заставили вернуться в Суздаль.
Во время монголо-татарского нашествия Городец был разрушен и долгое время оставался пустым.
В 1362 году эту территорию захватила феодальная Литва.
После ликвидации в 1471 году удельного Киевского княжества Демидов вошел в состав Киевского воеводства.
Демидов впервые упоминается в люстрации Киевского замка 1543 г.
В 1576 году в результате нападения крымских татар село сново было разрушено, а жители уведены в плен.
После Люблинской унии 1569 года Демидов захватила шляхетская Польша, и он стал королевским владением. В ревизии Киевского замка 1570 г. село названо очень нищим.
Местное население приняло активное участие в освободительной войне украинского народа 1648-1654 гг. Часть из них влилась в крестьянско-казацкие войска Богдана Хмельницкого. Демидов освободился от польско-шляхетского господства и согласно реестра 1649 года был включен в состав Бело-Городской сотни Киевского полка.
По Андрусовскому перемирию 1667 г. Демидов остался под властью Польши. Польское правительство передало его во владение гетмана Правобережной Украины П. Тюри, а через несколько лет село перешло в руки сторонника польской шляхты, казацкого полковника. Усиление гнета вызывало растущее недовольство крестьян, в конце XVII в. они активно поддерживали освободительное движение на Правобережье.
В 1700 году Демидов вошел в состав Дымерского староства. В первой четверти XVIII в. село переходило от одного владельца к другому. Дольше оно находилось в руках киевского кастеляна Стецкого. В 1723 году Стецкий добился перевода села на положение города и получил разрешение на проведение здесь ярмарок. Частые изменения господ, каждый из которых стремился получить побольше прибыли, сопровождались ростом феодальных повинностей и усилением эксплуатации крестьян. В ответ на это они неоднократно поднимались на борьбу против обидчиков. В 1752 году большой отряд гайдамаков появился у города и совершил нападение на имения местной шляхты.
После воссоединения Правобережной Украины с Россией Демидов с 1796 вошел в состав Киевского уезда Киевской губернии.
Крестьяне Демидова откликнулись на события революции 1905-1907 гг. В июле 1906 они начали рубить и вывозить помещичий лес. Когда 30 июля сюда прибыл чиновник и попытался выявить участников порубок и отобрать лес, крестьяне его избили и выгнали.
Во время проведения столыпинской аграрной реформы помещик продал часть своих земель через крестьянский земельный банк. Подавляющее большинство ее скупили кулаки, в результате чего вокруг Демидова возникли кулацкие хутора.
Население Демидова не получало необходимой медицинской помощи. Всю Димерскую волость обслуживал врач и 2 фельдшера.
Образование было недоступно для трудящихся. В начале XX в. в Демидове, где насчитывалось 882 жителя, действовала только церковная школа. В ней один учитель учил 50 детей. В 1916 году на каждые 4 человека 3 были неграмотные.
С победой Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде развернулась борьба за власть Советов в Демидове. Она была установлена здесь в конце января 1918 года. В середине февраля Демидовский земельный комитет вместе с комитетами соседних сел принял решение о конфискации земли у богатых собственников и наделение ею безземельных и малоземельных селян.
В начале марта 1918 мирное Демидов захватили немецкие захватчики, которые при поддержке буржуазно-националистичних прислуяшикив установили жестокий режим. Трудящиеся поднялись на борьбу против врагов. В августе началось восстание против немецко-гетманского гарнизона. Оно было жестоко подавлено немецкими войсками, которые прибыли из Киева.
После изгнания кайзеровских войск Демидов захватили войска петлюровской Директории, но уже в начале февраля 1919 он был освобожден. В сентябре 1919 года Демидов захватили деникинцы. После его освобождения в другой половине декабря 1919 снова развернулось мирное строительство.

ДЫМЕР (укр. Димер) – посёлок городского типа, центр Дымерского поселкового совета, в который, кроме того, входят села Каменка и Рыкунь.
Расположен в 40 км от Киева.
Население – 5817 чел. (2001 г.)
Здесь родился известный историк, архивист и палеограф И.М. Каманин (1850-1921).
Достопримечательности
Храм святых Космы и Дамиана
История
Территория современного Дымера была заселена издавна. Об этом свидетельствуют 65 славянских курганов X-XII вв, расположенных над рекой Ирпень.
Дымер возник в 1582 году на территории, входившей в состав королевской собственности Демидова. Сначала эти земли польский король отдал в аренду, потом они перешли во владение князя В.К. Острожского, а в 1605 году – Корецких. Как город Дымер впервые упоминается под 1609 годом. В 1622 году он снова стал королевским владением. В 1631 году было создано Дымерское староство.
Население Дымера активно боролось против польского гнета, за воссоединение с Россией. Оно участвовало в крестьянско-казацких восстаниях под руководством К. Косинского 1591-1593 гг. и Наливайко 1594-1596 гг.
В 1625 году в городе вспыхнуло восстание против феодального и национально-религиозного гнета. Польская шляхта подавила его с помощью военной силы и провела жестокую расправу над повстанцами. Многих из них согнали в местную церковь и зажгли ее.
Население Дымера приняло участие и в казацко-крестьянском выступлении 1630 г. под руководством Тараса Федоровича (Трясило). Повстанцы разгромили польско-шляхетский отряд, который располагался в городе.
В начале освободительной войны 1648-1654 гг. польская шляхта была изгнана из Дымера. Дымер вошел в состав Киевского полка. После битвы под Берестечком двадцатитысячное польско-литовское войско в июле подошло к Димеру. Несмотря на упорное сопротивление враги захватили город. Они разрушили его и устроили над жителями кровавую расправу.
К середине 60-х годов XVII в. Дымер постепенно возродился. В 1664-1665 гг. город вновь стал одним из центров борьбы против польского гнета. В это время на Полесье вспыхнуло восстание, во главе которого стал Овручский полковник Децык. В начале 1665 г. повстанцы освободили Дымер и ряд других городов вокруг Киева, однако через некоторое время под давлением превосходящих сил польской шляхты они вынуждены были оставить их.
После Андрусовского перемирия 1667 Дымер оказался под властью Польши. В 1668 году польское правительство заложило здесь крепость и превратило город в один из укрепленных пограничных пунктов. Вокруг Дымера были насыпаны валы, на которых установили пушки.
В 1676-1679 гг. согласно Журавненскому мирному договору между Речью Посполитой и Османской империей Дымер стал резиденцию гетмана Правобережной Украины Остапа Гоголя. В те времена город был также центром Дымерского староства.
В последней трети XVII в. в этой местности начали собираться беглецы из имений польских магнатов, которіе надеялись найти здесь спасение от феодального гнета. Они объединялись в отряды и выступали против польской шляхты. Особенно активизировалась борьба народных масс в 80-х годах XVII в. С 1693 г. здесь возобновилась староство.
Население Дымера приняло активное участие в освободительной борьбе на правобережной Украине под предводительством С. Палия. В 1703 году казаки приступом овладели городом, разрушили крепость и выгнали шляхту. Но это восстание также было придушено.
В XVIII в. Дымер превратился в городок. Дымерские старосты которые были «властителями» этих королевских земель, собирая налоги в пользу короны, не забывали и о собственных интересах и самовольно увеличивали поборы. Это приводило к ухудшению и без того тяжелого положения крестьян. Многие жители Дымера, спасаясь от шляхетского гнета и произвола, бежали на Левобережье.
После второго раздела Польши (1793) Дымер вошел в состав России. В 1796 году он был включен в состав Киевской губернии.
В 1800 году земли бывшего Дымерского староства перешли в казну, а крестьяне стали государственными. Дымерское казенное имение, в состав которого, кроме Дымера, входили села Катюжанка и Гута-Катюжанская, перешел в аренду тем же польским магнатам, а также русским помещикам.
В середине XIX в. в Дымере насчитывалось 440 государственных крестьян. Здесь действовали винокурня, небольшой стеклянный завод, 4 водяных мельницы. В 1846 году государственные крестьяне были переведены на оброк, но это не улучшило их положения. При проведении новой люстрации в июне-сентябре 1860 в городе произошло волнения крестьян.
В начале XX в. Дымер значительно вырос. В городке действовал ряд промышленных предприятий: завод для изготовления белил и кирпичный, 7 кузниц. Дымер был также значительным торговым центром. Здесь 4 раза в год проходили ярмарки и дважды в неделю – базары.
Большую роль в развитии классового сознания трудящегося крестьянства Дымера сыграла революционная работа, которую проводили социал-демократические организации Киева.
Нищета и малоземелья продолжали оставаться неотъемлемыми спутниками жизни крестьян Дымера. Медицинское обслуживание населения было недостаточным. На 15 тыс. жителей Дымерской волости существовала больница, где работали врач, 2 фельдшера и акушерка. Подавляющее большинство населения не имела возможности получить образование. В Дымере с 1842 действовало сельское одноклассное училище, которое в начале XX в. стало двухклассное. В нем обучалось 70 детей и работал один учитель.
С 1932 года – в составе Киевской области. Дымер был административным центром района в 1932-1962 годы. С 1957 Дымер – поселок городского типа

ЖУКИН (укр. Жукин) – центр Жукинского сельского совета, в который, кроме того, входят село Ровжи.
Расположен на правом берегу реки Десны, в 64 км от Киева.
С середины 70-х годов 20 века Десна течет дальше от села, в результате искусственного изменения русла, возле села же – так называемый Старик. Ранее Жукин был большой пристанью на этой реке, что указано в древних изданиях. После изменения русла, пристани в селе нет.
Население – 1117 чел. (2001 г.)
Днем села (в прстонародди «Храм») является 19 декабря, День Святого Николая Чудотворца.
Достопримечательности
Храм Святителя Николая Мирликийского чудотворца
Кроме памятников, созданных советской властью, обществом и инициативными группами созданы Мемориал Скорби на сельском кладбище и памятные знаки увековечения памяти погибших на территориях.
История
У Жукина и Боденьки обнаружены остатки поселений эпохи неолита (IV-III тыс. до н.э.), бронзы (III-II тыс. до н.э.) и скифских времен (VII-VI вв. до н.э.). Возле Вышгорода и Жукина обнаружены клады монет первых веков нашей эры и ювелирные украшения VI-VIII века.
Первые упоминания о Жукин в исторических источниках относятся к XV веку.
Образование села связано географически с холмом между Десной и озером Река. Живописное и удобное во всех отношениях место стало в будущем Старым селом. К концу 19 века – начале 20 века здесь находилась церковь, что подтверждается старыми военными топографическими картами (австрийская времен первой мировой войны и российская конца 19- го века).
Из-за местности Жукина с глубокой древности проходил единственный на то время (примерно до середины 18- го века) торговый путь из Киева в Остер и Чернигов и дальше в города России (во времена Российской империи его элементом стал Сваромський почтовый тракт). Переправа через Днепр была примерно в том месте, где были Сваромье и Староселье (во времена Киевской Руси примерно в этом месте действовал наплавной мост).
По Тихомировым (Тихомиров М.Н., Древнерусские города, М., 1956) неподалеку был расположен древнерусский город Уветичах. Он упоминается впервые в первоисточниках в 1100 году. В 1104 году в Уветичах состоялся княжеский съезд. Уветичах Тихомиров относит к древнерусским городам, которые исчезли. Возможно это и есть тот город, который в «Истории городов и сел Украинской ССР» названо Хотином: «Над ручьем Липовка обнаружено городище, по преданию является остатками древнерусского города Хотин» (этим объясняется в этом издании происхождения названия села Хотяновка).
Часть земель Жукина и окружающих земель во времена с 15-го века принадлежали Киево-Печерской лавре и Софии. Установить четкие границы этих владений сейчас практически невозможно.
О приблизительность границ полков и сотен времен Украинской государственности (Казацкая эпоха) писал Грушевский («Помимо того все сотни в близи окраине Киева, на левом боку только Броварская, все иньши, кажется, на правом»).
По «Описание Киевского наместничества 70-80-х годов XVIII в. (Описательно-статистические источники)»: «В селе Жукин духовенства – 1, церковников – 2, домов – 60».
По состоянию на 1859 г. в селе, центре Жукинской волости Остерского уезда Черниговской губернии, проживало 983 человек, насчитывалось 162 дворовых хозяйства, существовала православная церковь.
Со времен ликвидации украинских полков и образования губерний и вплоть до 1923 года Жукин был волостным селом Остерского уезда Черниговской губернии. В 1923 году Жукинская волость в составе 5-ти волостей Остерского уезда перешла к Киевской губернии (вместе с Броварской, Гоголевской, Никольско-Слободской, Семиполковской). Уезды ликвидировались и образовывались округа (был Киевский округ в составе Киевской губернии), волости превращались в районы. Жукин таким образом стал районным центром. Губернии просуществовали до 1925 года, с их ликвидацией оставались округа. В 1930 году образован Выщедубечанский район. Жукин не является районным центром. С 1932 года, когда образовалось первых 7 областей в Украине, началось постепенное образование и других областей. В 1934 году Киев стал столицей Украины. В составе Киевской области осталось 12 районов, в том числе и Киево-Святошинский, в состав которого вошел Жукин вместе со всеми селами теперь уже бывшего Выщедубечанского района. С 1965 года районы начали розукрупнятся и впоследствии Жукин вошел из состава Киево-Святошинского района в Вышгородский район (образован 12 апреля 1973).
На 1923 г. Жукинский район населяло 28848 человек с 5385-ю хозяйствами и 14-ю сельскими советами и 18-ю поселениями. Это следующие Села и поселки: Жукин, Боденьки, Верхняя Дубечня, Воропаиво, Чернин, Павлоград, Новоселки на Десне, Ошитки, Сувид (Нижние Боденьки) Сваромье, Лебедевка, Староселье, Новоселки на Днепре, Тарасовичи, Заболотная, Хотяновка, Осетчино, Скиток (транскрипция названий согласно первоисточнику).
Во время оккупации в годы немецко-советской войны в районе Жукина, Сувиде действовали партизанские отряды им. Щорса (командир Ю.А. Збанацкий ) и «Победа» ( командир – С.Ю.Науменко). Известная Пирновская боевая партизанская операция, в ходе которой было уничтожено технику и живую силу гитлеровских войск (около 500-от человек).
Во время боев летом 1941 года был эпизод, когда в Жукине с 24 августа 1941 размещался штаб 27-го стрелкового корпуса, которым командовал генерал-майор Артеменко (начальник штаба – комбриг Смирнов), до этого штаб этого корпуса находился в Окунин.
Военные годы – отдельные трагические и тяжелые страницы истории села. Кроме памятников, созданных советской властью, в последние годы обществом и инициативными группами созданы Мемориал Скорби на сельском кладбище и памятные знаки увековечения памяти погибших на территориях.
На сельском кладбище в братской могиле похоронены бойцы Красной армии.
Днем освобождения Жукина от немецко-фашистских захватчиков считается 22 сентября 1943 года.

КАТЮЖАНКА (укр. Катюжанка) – центр Катюжанского сельского совета, в который, кроме того, входит село Гута-Катюжанская.
Расположен в 56 км от Киева, в 32 км от железнодорожной станции Бородянка.
Население – 4202 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Храм святого Архистратига Михаила.
История
По преданию жителей село заселено в начале XVI века выходцами из Дымера, а по прозвищу первого осадчего Катюги оно получило свое название. Существует мнение, что название этого села, так же как и соседних: Злодиивка, Шибеное намекает на непохвально репутацию этих мест и древних их жителей. Возможно даже что эти некогда пустынные места служили местом ссылки.
Катюжанка впервые упоминается в исторических документах XVII в.
Житель села П.И. Алексиенко участвовал в восстании на броненосце «Потемкин».
При временной немецко-фашистской оккупации многие жители Катюжанки боролись против врага в партизанском соединении С.А. Ковпака и в Бородянском партизанском отряде.

КОЗАРОВИЧИ (укр. Козаровичі) – центр Козаровичского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Расположен на восточном берегу Киевского моря, в 37 км от Киева.
Население – 1804 чел. (2001 г.) Козаровичи
Достопримечательности
Братская могила воинов, паваших в 1943 г. при освобождении села, в которой похоронен Герой Советского Союза Гостев Александр Сергеевич и с ним 114 воинов Красной Армии.
История
Вблизи Козаровичи и Глебовка выявлено 6 поселений эпохи неолита (IV-III тыс. до н.э.), 2 поселения и остатки могильника эпохи бронзы (II тыс. до н.э.), исследованы поселения зарубинецкой культуры (II в. до н.э. - II ст. н.э.). Здесь также поселения и могильник времен Киевской Руси.
Первые упоминания о Козаровичи в исторических документах относятся к XV в.
Жители села принимали участие в освободительной войне украинского народа 1648-1654 гг., боролись в крестьянско-казацких отрядах под руководством С. Палия.
В 1831 году здесь произошло волнения крестьян.

ЛЕБЕДЕВКА (укр. Лебедівка) – центр Лебедевского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Расположен на левом берегу Киевского моря, в 35 км от Киева.
Население – 1257 чел. (2001 г.) Лебедевка
О селе написана «Песня о Лебедевка» (музыка Валерия Титаренко, слова Петра Палыводы), ставшая лауреатом Всеукраинского фестиваля современной эстрадной песни «Песенный вернисаж – 2006».
Достопримечательности
Храм пророка Ильи
Именно здесь прошли лучшие годы жизни героя Советского Союза Никифора Никитича Шолуденко. Когда началась Вторая мировая война он как и многие другие односельчан пошел защищать родную землю от врага. Именно Никифор Шолуденко особенно отличился при освобождении Киева. Он первый на своем танке ворвался в центр города. Но пуля настигла героя и он погиб. Память его живет в сердцах. В 1979 году в селе был открыт памятник герою Шелуденко. Улица на которой жила семья Шелуденко носит его фамилию.
Также в селе есть захоронения воинов, погибших при форсировании реки Днепр, где ежегодно совершаются панихиды.
История
Вблизи села обнаружено поселение эпохи бронзы (II-I тыс. до н.э.), от которого получила название Лебедевская археологическая культура, и остатки нескольких древнерусских поселений.
Село Лебедевка зародилось в 30-х годах прошлого века. Сначала это был маленький хутор. Первым жителем села был дедушка по фамилии Лебедь, а прозвали его именно так потому, что он имел длинную белую бороду и всегда носил белую полотняную тканую рубашку. Так и было названо село Лебедевка.
Среди жителей Лебедевки наряду с коренным населением много переселенцев.
СВ 1850 г. помещик Синельников построил в селе на свои средства большую каменную церковь, а при ней большую деревянную школу на 4 комнаты, которая получила статус двухклассной, обучение длилось 4 года. Такой она оставалась до 1920 года.
Во время Второй мировой войны в селе с 18 октября по ноябрь 1943 находился командный пункт 1-го Украинского фронта, которым командовал генерал армии Н.Ф. Ватутин.

ЛИТВИНОВКА (укр. Литвинівка) – центр Литвиновск ого сельского совета, в который, кроме того, входят села Лесовичи и Николаевка.
Расположен в 45 км от Киева и в 20 км от железнодорожной станции Буча.
Население – 1350 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Храм святой великомученицы Параскевы.
История
Впервые Литвиновка упоминается в исторических источниках XVII в.
В 1850 г. помещик Синельников построил в селе на свои средства большую каменную церковь, а при ней большую деревянную школу на 4 комнаты, которая получила статус двухклассной, обучение длилось 4 года. Такой она оставалась до 1920 года.
В 1879 году в селе произошли волнения крестьян.

ЛЮБИМОВКА (укр. Литвинівка) – центр Литвиновского сельского совета, в который, кроме того, входят села Андреевка и Сычовка.
Расположен в 60 км от районного центра.
Население – 391 чел. (2001 г.)
В селе похоронен известный историк-краевед Л.И. Похилевич (1816-1893).
Достопримечательности
Храм Воздвижения Креста Господня.
История
Впервые село упоминается в исторических документах 1640 г. под названием Мокрец.
За время существования деревня имела названия Мокрец, Злодиевка, Лобимовка (с 1640 г.), Воздвиженское (с 1859 г.), Мануильск (с 1920 г.), Сосновка (с 1958 г.), и снова Любимовка (с 1963 г.).

ЛЮТЕЖ (укр. Лютіж) – центр Лютежского сельского совета, в который, кроме того, входит село Гута-Межигорская.
Расположен на берегу Киевского моря, в 22 км от Киева.
Население – 2282 чел. (2001 г.) Лютеж
Достопримечательности
Храм Рождества Богородицы.
В селе есть 4 братские могилы воинов, погибших на Лютежском плацдарме. Среди них Герои Советского Союза П.М. Неферов и А.С. Петров. Над могилами погибших возвышаются обелиски и памятники.
ДОТ 578
ДОТ 582
История
Вблизи Лютежа находятся остатки поселения эпохи неолита (ІV-III тыс. до н.э.), городища раннего железного века (V-IV вв. до н.э.). Исследованы специализированное сезонное поселение зарубинецкой культуры (II в. до н.э. - II ст. н.э.) с остатками железообрабатывающего производства (раскопано 15 железоплавильных горнов) и многочисленными ямами для обжига древесного угля. Возле села сохранились также остатки славянских поселений VII-VIII и X-XII веков.
Лютеж впервые упоминается в летописи под 975 годом. Его название происходит от имени Люта (сына Свенельда), убитого здесь князем Олегом.
В 1240 г. село было сожжено монголо-татарами во время взятия Киева. Место долгое время было запустелым. Изменения произошли только в XVI в. за счет крестьян беглецов из Волыни и Полесья население начало быстро расти.
С 1796 г. село было в составе Российской Империи.
Во время Второй мировой войны в ноябре 1943 г. из района Лютежа было осуществлена операция по освобождению столицы Украины от немецко-фашистских захватчиков. Преодолевая упорное сопротивление врага, воины 240-й дивизии под командованием Т.Ф. Уманского захватили в районе села плацдарм и тем самым создали благоприятные условия для последующих боевых действий. С ноября советские войска перешли в решительное наступление и 6 ноября освободили Киев.

НИЗШАЯ ДУБЕЧНЯ (укр. Нижча Дубечня) – центр Низшчедубечанского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Расположен на правом берегу Десны, в 40 км от Киева и в 15 км от Вышгорода.
Население – 1330 чел. (2001 г.)
История
Рядом с с. Низшая Дубечня виявлено поселения неолитического времени (IV-III тыс. до н.э.), поселения эпохи бронзы (II тыс. до н.э.).
Впервые с. Низшая Дубечня упоминается в исторических источниках XVI века.

НОВЫЕ ПЕТРОВЦЫ (укр. Нові Петрівці) – центр Новопетровского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб села Новые Петровцы Флаг села Новые Петровцы
Расположен в 12 км от Киева.
Население – 7747 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Памятник-музей вызволителям Киева.
Государственный музей-заповедник «Битва за Киев в 1943 году».
Храм в честь великомученика Георгия Победоносца.
Этнографический музей «Хутор Савки».
Свято-Покровская церковь.
Колокольный колодец.
История
Новые Петровцы известны со времен Киевской Руси.
Село Новые Петровцы в истории известно с древности. Оно занимает центральную часть Приднепровской возвышенности, которая начинается от города Вышгорода и заканчивается в селе Старые Петровцы. Эта возвышенность пополам перерезана древним оврагом, что ныне зовется «Западня», а конечные ворота его выходят к Днепру и зовутся «Межигорьем». На южном конце этой возвышенности на заре истории Киевской Руси возникло княжество – город-крепость Вышгород. Тогда же в 3 км выше по Днепру между двух высоких лесистых склонов выше по Днепру в местности Межгорье возникла христианская святыня – Межигорский монастырь, или Межигорский Спас, просуществовавший с начала XI века до начала XX века.
Северную же высоту заняло небольшое поселение, нареклось «Слободой». Слободка имела выход одновременно и к Днепру, и в Межгорье, со временем стала историческим началом села Новые Петровцы.
Вторая часть Новых Петровец имеет историческое название «Зверинец». Она появилась в XI веке, когда вышгородские князья расположили в этой местности свой охотничий двор – зверинец.
Киевской властью тогдашние петровские были прикреплены к Межигорскому монастырю. Они изнурительно работали на монастырских землях и в имениях, чтобы заработать на жизнь.
Первое уничтожение Петровец датируется 1240 годом, когда монголо-татарская орда во главе с ханом Батыем разрушила Киев, Вышгород, Межгорье и сами Петровцы. Единичные крестьяне, которым удалось спастись и избежать татарского плена, скрывались в лесах, выбрав их на долгое время своим домом. С окончанием нашествия они вернулись на свои земли, восстанавливая привычный образ жизни.
Расцвет села приходится на первую половину XVII века. Именно в это время запорожские казаки сделали Межигорский монастырь своим казацким монастырём. Перестраивался и богател монастырь, а крестьяне получали больше работы и больше заработка. Жизнь села налаживалась.
По переписи 1864 года Новые Петровцы насчитывали 1442 человека.
Крестьяне с успехом занимались хлебопашеством, огородничеством, производством кирпича «Межигорка». Построены капиталистами на склонах Днепра в XIX веке 4 кирпичных завода, просуществовавших до 1917 года, обеспечивая заработок тогдашним петровцам. Повсеместно в сельских домах производили глиняную посуду, которую в отсутствие транспорта носили на собственных плечах в Киев на продажу.
К началу XIX века село было совсем неграмотное, поэтому при фаянсовой фабрике открыли школу для крестьянских детей (закрыли в 1864 году), а в 1895 году открылись 3 двухгодичные церковно-приходские школы, в которых работало всего 2 учителя. Дети учились только 6 месяцев в холодное время года. Всё остальное своё время они помогали родителям по хозяйству, пасли скот, ходили в наймы.
По состоянию на 1907 год неграмотность в селе составила 90%. На средства общины с 1902 по 1910 год по инициативе священника Кукулевского в Новых Петровцах строится Свято-Покровская церковь, действующая и сегодня. После революции все церковные земли раздают безземельным крестьянам.
Во время Второй мировой войны с 19 сентября 1941 года по 18 октября 1943 года село находилось в оккупации и было почти полностью сожжено. В начале ноября 1943 г. находился командный пункт 1-го Украинского фронта, которым командовал генерал армии Н.Ф. Ватутин. Теперь здесь создан памятник-музей вызволителям Киева.
В 1960 г. построили дамбы Киевской ГЭС. Создано искусственное Киевское водохранилище, на дне которого осталось 11 сёл Вышгородского района. Переселенцы сёл Чернена, Сваромля, Староселье были переселены в село Новые Петровцы.

НОВОСЁЛКИ (укр. Новосілки) – центр Новоселковского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Расположен на берегу реки Десна, в 20 км от Киева и в 16 км от железнодорожной станции Бровары.
Население – 567 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Храм Рождества Божией Матери
Храм святителя Николая Пустынного
История
Вблизи Новосилок обнаружены остатки поселения эпохи неолита (IV – начало III тис. до н.э.).
Это место для жизни люди выбирали с древнейших времен, а именно поселок расположен на территории легендарной Никольской Пустыни, куда на протяжении нескольких тысячелетий съезжались паломники из разных мест, чтобы поклониться помощнику христиан Святому Николаю Чудотворцу.
Это поселок начинает свою историю еще с дохристианской эпохи, со времен правления княгини Ольги. Именно великая княгиня Ольга, которая жила тогда в Вышгороде, основала в 947 году в невероятно живописной местности поселок Ольжичи. В то время Ольга еще была язычницей, как и первые жители этого поселения. Этот факт подтверждают археологические находки, сделанные в 1903 и 1975 годах. Так в 1909 году в 8 км от устья Десны был найден 20 метровый ствол дуба, в который были вставлены 4 клыка дикого вепря, что дало археологам повод считать дерево ритуальным. Поздние же находки подтвердили, что на том же месте в 957 году, пока Ольга не приняла христианство, рос священный лес с вековыми дубами и жили язычники, которые поклонялись величию дуба, силе дикого вепря и воды.
Когда княгиня Ольга стала христианкой, она не покинула свои Ольжичи, а основала там один из первых христианских храмов, поместив в нем великую святыню, привезенную из Византии – образ Святителя Николая, который в дальнейшем и решил судьбу этой местности, которая получила название Никольская Пустынь и стала местом поклонения православных христиан.
Возникновение села Новоселки относится к XІІІ веку. Когда князем Мстиславом был сожжен «город Ольжичи», то жители его на одном из песчаных холмов заложили на опушке новое село, которое и получило название Новоселки.
Впервые село Новоселки упоминается по переписи 1465, а при переписи 1593 уже упоминаются как деревня, платило дань Киево-Печерской Лавре за пользование придесенськимы угодьями. Киево-Печерская Лавра в то время владела всеми крупными озерами в пойме рек Днепр и Десна. Только в 1917 году эти владения были отменены. Основным занятием жителей было рыболовство и охота.
С 1802 село Новоселки входило в состав Остерского уезда Черниговской губернии.
При временной немецко-фашистской оккупации в Новоселках действовала подпольная группа, организаторами которой были Ф.М. Пендюра и Т.К. Дорошенко. В феврале 1943 года гитлеривцыі наткнулись на ее след и арестовали 17 членов группы. Все они были зверски убиты, среди них пионеры Соня и Леня Стукачи.

ПИРНОВО (укр. Пірново) – центр Пирновского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Пирново
Расположен на правом берегу реки Десны, за 40 км от Киева и в 37 км от железнодорожной станции Бровары.
Население – 567 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Памятник И.П. Павлову у поликлиники.
История
Пирново основано в 1932 году.
При временной немецко-фашистской оккупации в районе Пирново и окружающих сел активно действовали партизанские отряды «Победа» (командир С.Ю. Науменко) и им. Щорса (командир Ю.А. Збанацкий). В апреле 1943 года партизаны уничтожили в селе около 500 гитлеровцев, прибывших сюда на отдых.

РОВЫ (укр. Рови) – центр Ровивского сельского совета, в который, кроме того, входят села Круги, Растесное и Фёдоровка.
Расположен в 50 км от районного центра.
Население – 159 чел. (2001 г.)
История
Село известно с 1849 года.
Местные жители принимали активное участие в революции 1905-1907 гг. Они разгромили имение помещика. Революционную борьбу возглавляли А.Л. Рубан, Я.Е. Тищенко, А. Копишцер, которые были связаны с рабочими Киева.

РУДНЯ-ДЫМЕРСКАЯ (укр. Рудня-Димерська) – центр Рудне-Димерского сельского совета, в который, кроме того, входит село Владимировка. Рудня-Дымерская
Расположен в 15 км от районного центра.
Население – 275 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Храм великомученика Георгия Победоносца.
История
Близ современного села на одном из островов реки Здвиж в XVI-XVII вв. была рудник. Отсюда и происходит название села.

СИНЯК (укр. Синяк) – центр Синяковского сельского совета, в который, кроме того, входят села Вороньковка, Раковка и Червоное.
Расположен в 30 км от Киева и 18 км от железнодорожной станции Буча.
Население – 967 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Храм Покрова Божией Матери
Свято-Успенская церковь (с. Раковка)
История
Село Синяк основано в 1905-1908 году, в подавляющем большинстве из безземельных крестьян Черкасского, Каневского и Фастовского районов, которые прибыли на эти просторы. Именно они и заселили ту территорию села, которая сейчас называется Новый Синяк. Старый Синяк был уже заселен несколькими хижинами раньше и считался хутором.
В годы немецкой оккупации село было полностью сожжено. Оно вырастало из руин, и до 1952 года полностью было восстановлено.

СТАРЫЕ ПЕТРОВЦЫ (укр. Старі Петрівці) – центр Старопетровского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб села Старые Петровцы
Расположен на берегу Киевского моря, в 16 км от Киева.
Население – 2963 чел. (2001 г.)
Достопримечательности Старые Петровцы. Памятник Киевскому князю Святославу Игоревичу
В братской могиле в Старых Петровцах похоронены 443 советских воина, погибших в боях за освобождение села и столицы Украины. Среди них Герои Советского Союза Н.А. Борисов, П.Т. Волков, Ю. Власов и В. Косинов.
В ноябре 2008 года в Старых Петровцах был торжественно открыт памятник Киевскому князю Святославу Игоревичу, авторы памятника скульпторы Крылов Борис и Сидорук Олесь.
История
Вблизи Старых Петровцев сохранились остатки поселения трипольской культуры (III тыс. до н.э.) и поселение времен Киевской Руси.

СУВИД (укр. Сувид) – центр Сувидского сельского совета, в который, кроме того, входит село Боденьки.
Расположен в междуречье Десны и Днепра, в 74 км от Киева и в 54 км от железнодорожной станции Бровары.
Население – 343 чел. (2001 г.) Сувид. Памятка о сожжении села фашистами в 1943 году
Достопримечательности
Памятка о сожжении села фашистами в 1943 году
История
Вблизи с. Сувид обнаружены остатки двух поселений: эпохи неолита (IV-ІІІ тыс. до н.э.) и бронзы (II тыс. до н.э.).
Сувид основан в конце XVIII века.
При временной немецко-фашистской оккупации в районе села действовали партизанские отряды им. Щорса и «Победа». В мае 1943 года в Сувид ворвались фашистские каратели, которые расстреляли стариков, женщин и детей и сожгли деревню.

СУХОЛУЧЬЕ (укр. Сухолуччя) – центр Сухолуцкого сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Расположен на берегу Киевского моря, в 70 км от Киева.
Население – 398 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Днепровско-Тетеревский заповедник
История
Вблизи с. Сухолучье обнаружены остатки поселения неолита (IV-III тыс. до н.э.).
Первые упоминания о с. Сухолучье в исторических документах относятся к 1637 г.

ТОЛОКУНЬ (укр. Толокунь) – центр Толокунского сельского совета, в который, кроме того, входит село Петровское.
Расположен на берегу Киевского моря, в 66 км от Киева.
Население – 211 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Здесь установлен памятник погибшим советским воинам, которые освобождали село, и обелиск на могиле комсомолки Г. Друк, погибшей, переправляя бойцов через Днепр.
История
Вблизи Толокунь обнаружены остатки поселения эпохи бронзы (II тыс. до н.э.).
Позже на месте поселения якобы была казацкая толока, отсюда и пошло название села.
Первые упоминания о с. Толокунь в исторических документах относятся к 1577 г.
В 1942 г., когда село было оккупировано немецкими войсками, местные жители покинули свои дома и ушли жить в леса, которых на территории сельского совета великое множество.
Раньше село находилось на другом месте. При строительстве Киевского водохранилища территория села была затоплена, и в 1963-1965 г. с. Толокунь отстроено на месте сельскохозяйственных земель колхоза.

ХОТЯНОВКА (укр. Хотянівка) – центр Хотяновского сельского совета, в который, кроме того, входит село Осещина.
Расположен на правом берегу Десны, в 15 км от Киева.
Вокруг села располагается много дачных массивов. К югу от села находится Киев.
Село известно народными промыслами, связанными с лозоплетением – до сих пор большинство изделий из лозы (корзины, мебель, кресла-качалки, заборы) изготовляются Хотяновскими мастерами.
Население – 807 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Храм Преображения Господня (дачный поселок Глядин)
Храм святого Спиридона Тримифунтского (с. Осещина)
История
Вблизи Хотяновки выявлены остатки поселения эпохи неолита (IV-III тыс. до н.э.), исследовано несколько поселений эпохи бронзы (II тыс. до н.э.) и поселение раннескифского времени (VII-VI вв. до н.э.). Над ручьем Липовка обнаружено городище, по преданию являются остатками древнерусского города Хотина. Возле с. Осещина обнаружено поселение эпохи ранней бронзы (конец III – начало II тыс. до н.э.).
Первые упоминания о с. Хотяновка в исторических документах относятся к 1704 г.

ЯСНОГОРОДКА (укр. Ясногородка) – центр Ясногородского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Ясногородка. Мемориальный знак в честь войск 60-й Армии
Расположен правом берегу Киевского моря, в 60 км от Киева
Население – 585 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Николаевская церковь
Мемориальный знак в честь войск 60-й Армии
В деревне, в братских могилах похоронены Герои Советского Союза, которые погибли во время боев на плацдарме у Ясногородки и при освобождении села: Крикуненко В.А., Макеев А.В., Мытов Д.В., Никитченко И.М., Поляков В.Х., Чернов П.М., Яржин Г.Г.

Ясногородка. Братская могила Ясногородка. Братская могила Ясногородка. Братская могила

История
Вблизи села обнаружены остатки поселения эпохи бронзы (II тыс. до н.э.).
Впервые Ясногородка упоминается в исторических источниках XVII в.
В 1831 году в селе состоялось крестьянское восстание.