Главная strelka УкраинаstrelkaКиевская областьstrelkaВасильковський районstrelkaСела и поселки Васильковського района
Наши путешествия
Села и поселки Достопримечательности История

Села и поселки
Васильковського района

БАРАХТЫ (укр. Барахты) – село, центр Барахтовского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб Барахты Флаг Барахты
Население – 1235 чел. (2001 г.)
Расположено в 8 км от районного центра, в 8 км от железнодорожной станции Васильков-II. Барахты
Достопримечательности
Недалеко от села, на трассе, ведущей в Васильков, установлен памятник советским лётчикам, погибшим в годы ВОВ. Монумент установлен по инициативе и на средства сельчан.
Мемориал жертвам Голодомора 1932-1933 годов
Храм Архистратига Божия Михаила
История Барахты
На территории села найдены древние поселения времен Черняховской культуры. Змиевы валы в древности жители села называли Василев, их якобы свел князь Василий как защитные сооружения от набегов кочевников.
В древности село Барахты называлось Петричино (Петричи), а первое письменное воспоминание о нем находится в дарственной записи Великого князя Андрея Юрьевича в 1159 году.
В 1580 году Петричи принадлежали Дмитрию Ельцу, который в этом же году продал село архимандриту Киево-Печерской Лавры. Почти до середины XIII в. за селом закрепилось название Петричи. Второе название село получило в 1240 г. во время монголо-татарского нашествия хана Батыя.
После покупки архимандрит поменял с. Барахты на с. Ружаны за Днепром, принадлежавшее Сенкевичу. Через куплю-продажу село переходит к роду Демковска, а от них – белоцерковском графу Ф., который взял за долги и продал белоцерковскому владельцу Гудыма, и с тех пор Барахты принадлежали к Староству Белоцерковского, перешедшее в Польшу по договоренности польских вельмож Браницких.
В 1850 г. Барахты поступили в Казенное ведомство в результате конфискации этих владений у графа Браницкого, бежавшего за границу в 1846 году и принял участие в заговоре против «благостивои родины».
До реформы 1861 г. Барахты принадлежали помещику Череваню, который проиграл свое имение, крепостных и землю в карты. По данным 1861 г., в с. Барахты проживало 2105 чел. Здесь находилось уездное управление, к которому относились и жители с. Погреба. Доходы от налогов и продажи в селе составляли 5 тыс. рублей серебром. В 1800 г. построена деревянная церковь в честь Архистратига Михаила.
В 1905 году крестьяне Барахты под руководством К. Мазуренко отобрали землю у помещицы. Вызванные войска жестоко подавили это выступление.
К 1917 г. в селе насчитывалось 2 тыс. дворов и 4560 десятин земли. В селе был 1 кузнец, 2 водяные мельницы, которые принадлежали евреям.
В селе родились Ф.П. Любич – доктор биологических наук и Ю.П. Петренко – украинский советский писатель.

ВАРОВИЧИ (укр. Варовичі) – село, центр Варовицкого сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб Варовичи Флаг Варовичи
Население – 352 чел. (2001 г.)
Расположено в 5 км к северу от железнодорожной станции Васильков-1
История
Основано в 1986 году, вероятно, при переселении жителей одноимённого села Полесского района, попавшего в зону отчуждения после аварии на Чернобыльской АЭС.
В 1998 году в Варовичах основан сельсовет

ВЕЛИКАЯ БУГАЕВКА (укр. Велика Бугаївка) – село, центр Великобугаевского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб Великой Бугаевки Флаг Великой Бугаевки
Население – 756 чел. (2001 г.)
Расположен на берегу небольшой реки Усти, притока Стугны, в 8 км от районного центра и в 10 км от железнодорожной станции Васильков-II.
История
Основана в 1601 и входила тогда в состав Киевского уезда Киевского воеводства Речи Посполитой.
1637 упоминается как село, принадлежавшее шляхтичу Ивану Грузевич-Нечай.
По восстановлению 1648 г. украинской государственности вошла в состав ее Васильковской сотни Киевского полка и в ней была государственная усадьба.
1655 Гетман Богдан Хмельницкий своим указом передал государственную имущество в Великой Бугаевке Павел Яненко-Хмельницкому в счет погашения государственного долга перед ним. После его смерти эту усадьбу его вдова монахиня Феодосия передала 1687 в собственность Киево-Печерского монастыря Вознесения Господня, что было подтверждено указом Гетмана Ивана Мазепы. К тому времени за разделением 1667 Украина между Речью Посполитой и Московским царством Большая Бугаевка уже вошла в состав последнего.
1711 здания Киево-Печерского монастыря Вознесения Господня по приказу московского царя Петра Романова были отобраны для сооружения печерских укреплений, а сам монастырь переведен до Киево-Подольского монастыря Святых Флора и Лавра. Его владения, в том числе и Бугаевская, были также переданы этом монастырю.
1763 настоятельница Киево-Подольского монастыря Святых Флора и Лавра Феодора Смаржевская построила деревянную Великобугаевскую церковь Рождества Богородицы. Перед этим существовала древняя деревянная Великобугаевская церковь Преображения Господня, которое было перестроено 1846 г.
При отобрании Московским царством монастырский имений 1787 имение в Великой Бугаевке стало государственной собственностью, а его крестьяне стали государственными.
В Великой Бугаевке стояла 3-я мушкетерская рта, которая приняла участие в Восстании Черниговского полка 1826г.
По состоянию на 1885 г. в бывшем собственническом селе, центре Великобугаевской волости Киевского уезда Киевской губернии, проживало 2692 чел., насчитывалось 306 дворов, существовали 2 православные церкви, школа, 5 постоялых домов и лавка. В селе было волостное правление и квартира станового пристава .
По переписи 1897 года количество жителей возросло до 3425 человек (1592 мужского пола и 1833 – женского), из которых 3379 – православной веры.
После развала 1917 г. Московской империи Великая Бугаевка вошла в состав Украинской Народной Республики. Вслед за тем в ее пределах произошли события, которые были связаны с борьбой украинского народа за отстаивание ее независимости.
8 апреля 1919 г. в Великой Бугаевке после одного из боев с московскими оккупантами останавливался на отдых атаман Зеленый с частью своей дивизии.
21 апреля 1919 г. в Великой Бугаевке прибывала и некоторое время стояла там пехота дивизии атамана Кармелюк.
1920 г. в Великой Бугаевке был окончательно установлен московский оккупационный режим.
В 1999 г. продолжено исследование могильника Черняховской культуры у с. Великая Бугаевка Васильковского района, Киевской области.
Раскопки проводились усилиями совместной экспедиции Института археологии НАН Украины (отдел археологии ранних славян) и НПУ им. М.П. Драгоманова (Лаборатория археологических исследований). Во время раскопок было исследовано более 600 кв. м площади могильника, где раскопано 13 захоронений (NN 52-64). Общая площадь могильника исследована за все годы работы экспедиции таким образом составила около 1500 м. Общее количество захоронений, исследованных на могильнике достигает 64.
В состав погребального инвентаря входили: гончарная посуда фибулы, пряжки, бусы и др. Интерес вызывает находки в двух захоронениях скорлупы птичьих яиц, которые найдены в сосудах и у скелета. Совокупность находок из культового слоя и захоронений из раскопок подтверждают предыдущие наблюдения по датировке могильника в пределах IV- нач. V в.
Кроме того, экспедицией проведено обследование поверхности поселения. В 200 метрах к северу от могильника было исследовано частично разрушенные захоронения эпохи бронзы. После этих исследований захоронения вблизи Черняховского могильника вводится новые шифры достопримечательностей поблизости с. Великая Бугаевка: могильник Черняховской культуры – «Великая Бугаевка», Черняховские поселения при могильнике – «Великая Бугаевка-1» , захоронения эпохи бронзы (возможно могильник) – «Великая Бугаевка-2».

ВЕЛИКАЯ ОЛЬШАНКА (укр. Велика Вільшанка) – село, центр Великоольшанского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 978 чел. (2001 г.) Великая Ольшанка
Расположено на левом берегу реки Раковка, притока Стугны, отделяющая деревню от Малой Ольшанки Обуховского района. Расстояние до районного центра – 16 км. Великая Ольшанка
Достопримечательности
В селе находится женский монастырь в честь Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» – подворья Свято-Троицкого Ионинского монастыря.
Мемориал Второй Мировой Войне.
История
Впервые в исторических документах село упоминается в 1762 году.
В 1855 году жители села принимали участие в крестьянском движении, известном под названием Киевского казачества.
На территории с. Великая Ольшанка найден клад римских монет II -III вв. н.э. и комплекс вещей в погребении раннеславянской Черняховской культуры ( IV в. н.э.). В урочище Корнеева Дубине раскопан курган времен Киевской Руси. Через село проходит большой оборонительный вал того же периода, который соединяется с Барахтинским и Митницким валами.

ВЕЛИКАЯ СОЛТАНОВКА (укр. Велика Солтанівка) – село, центр Великосолтановского сельского совета, в который, кроме того, входит населенный пункт Хлепча.
Население – 713 чел. (2001 г.)
Расположено в 11 км от районного центра и в 5 км от железнодорожной станции Корче на правом берегу Стугны.
История
В окрестностях села обнаружены остатки поселения скифских времен (VII-VI вв. до н.э.) и найдены древнерусские пряслица из красного шифера.

ВИННИЦКИЕ СТАВЫ (укр. Вінницькі Стави) (старые названия – Середина Слобода, Середишка) – село, центр Винницко-Ставского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 657 чел. (2001 г.)
Расположено в 35 км от районного центра, в 5 км от автострады Киев-Одесса и в 18 км от железнодорожной станции Устимовка.
Достопримечательности
Церковь Пресвятой Троицы
История
Образовано в 1701 году.
В начале января 1826 г. через село проходил восставший Черниговский полк во главе с С. Муравьевым-Апостолом.

ГВОЗДОВ (укр. Гвоздів) – село, центр Гвоздовского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 450 чел. (2001 г.)
Расположено в 15 км от районного центра.
История
На территории Гвоздов обнаружены орудия труда эпохи неолита. В 4 км от села есть городище времен Киевской Руси. В 1873 году здесь найден клад - монеты XI-XII (10 серебряных гривен) и XIV вв., а также оружие периода освободительной войны украинского народа 1648-1654 годов .
Впервые в исторических документах Гвоздев упоминается 1415 г.
В досоветскую эпоху в селе существовала деревянная церковь Рождества Богородицы, построенная в 1790 г.
В мае 1918 года в с. Гвоздов произошло восстание крестьян против немецких оккупантов.

ГЛЕВАХА (укр. Велика Солтанівка) – посёлок городского типа, центр Глеваховского поселкового совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб Глевахи Флаг Глевахи
Население – 9393 чел. (2010 г.)
Расположено в 15 км юго-западнее Киева, в междуречье Глеваха и Бобрицы (приток реки Ирпеня). Западнее села проходит железная дорога Киев-Одесса, на восток – автострада Киев-Одесса.
История
Свое название поселок получил от названия небольшой речки Глеваха, которая имела очень глинистое русло. Когда-то река впадала в Бобрицу – приток Ирпеня. Сегодня р. Глеваха превратилась в небольшой заиленный ручей. А вот на глину поселок богат и сегодня, и даже целый уголок поселка называется Глинянко.
Впервые в исторических документах Глеваха упоминается в 1471 году, когда здесь жило 8 семей .
Как свидетельствуют археологические источники заселения территории поселка началось еще в эпоху бронзы. На территории современной Глеваха было найдено курган XI века до н.э. В нем было обнаружено захоронение вождя местного земледельческого племени. В это время завершился процесс сплошного разделения труда, интенсивно развивается пашенное земледелие и скотоводство, формируются и развиваются общинные ремесла, используют упряжного коня и колесницы, выделяется племенная верхушка, парная семья, возникают большие этнокультурные образования.
Найденная посуда представлена мисками, чашками, тюльпаноподобными горшками, орнаментированными валиками, и т.д. Племена, населявшие территорию поселка относятся к восточнотишинецкой культуры ХХII-XI в. до н.э. и были скотоводческо-земледельческими. Они занимались подсечным земледелием, имели деревянный плуг и упряжку волов. Глеваха
Эпоху раннего железа или скифские времена VII в. до н.э. - IV в. н.э. представлено курганным погребением VI в. до н.э. Курган был раскопан в 1950 г. археологом О.И. Тереножкиным. При раскопках обнаружено захоронение знатного скифского вождя. Найдено большое количество вещей: глиняная посуда, бляшки от конской узды, бронзовая подвеска от обушка, шпильки, ожерелье, наконечники к стрелам, меч-акинак.
Позже, в раннеславянские времена, на территории п. Глеваха проживали люди в укрепленном городище, раскопанном археологами в северо-западной части поселка. Найдено большое количество костей различных животных, зерна ячменя, ржи, проса, пшеницы. Раскопали большую гончарную мастерскую с готовым посудой: кувшинами, кружками, мисками. Это говорит о том, что древние жители были не только земледельцами и охотниками, но и умелыми гончарами.
Во времена Киевской Руси через территорию поселка пролегал очень важный путь из Киева в Васильков и далее на Белую Церковь. Эта дорога в древности называлась Большак. Сегодня в память о давних временах сохраняется в названиях улиц и железнодорожной остановки «Дорожная». Жизнь на территории поселка в те времена то замирала, то возрождалась из-за постоянных набегов с юга кочевых племен.
После монголо-татарского нашествия в середине XIII века на территории п. Глеваха долгое время постоянной человеческой жизни не существовало. Жизнь начинает возрождаться в начале XIV века, когда земли Киевщины вошли в состав Литовско-Русского княжества. А после разгрома в 1367 году Великим Литовским князем Ольгердом монголо-татар, на территории стало вообще спокойно, что способствовало возрождению хозяйства.
В конце ХIV в начале ХV в. в урочище Глинянка появляются первые поселенцы земледельцев и охотников. Территория поселка в то время была покрыта густыми дубовыми и сосновыми лесами, в которых водилось много разных зверей. В окрестных реках и озерах было много рыбы, водоплавающих птиц. Основным орудием было земледелие, а также охота на бобров и заготовка их меха, что в то время приносило значительную прибыль.
Именно это обстоятельство и привлекло взгляд литовских князей. Своей грамотой литовский князь в 1471 году передает окрестные земли вместе с селом Глевахой в собственность властителю (помещику) Гриньковичу. Право Гриньковича и его потомков на эти земли не раз подтверждались польскими королями Сигизмундом, Феофаном и Владиславом.
20 декабря 1565 г. Киево-Михайловский монастырь купил село Глеваху со всеми угодьями Семена Гриньковича, киевского воеводы за 30 коп литовских денег. В начале XVII в. монахи Киево-Михайловского монастыря руками Глеваховских крестьян построили на реке большую двухколесную мельницу. Она находилась ниже по реке за три версты от Глевахи. Со временем у мельницы возник хутор Малютянка, который считался частью Глевахи.
Во время национально-освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого мужское население приняло в руки оружие и пошло в казацкую армию воевать с поляками, а женщины и дети пошли в Будаевка, Белогородку, и на хутор Малютянка. Через село неоднократно проходили как казацкие, так и польские войска, и село было полностью уничтожено. Первые годы после войны в селе никто не жил.
И только в конце XVII в. в селе начинает возрождаться жизнь. После присоединения Киевщины к России село Глеваха переходит в собственность казны монастырских владений, а позже – в государственную казну. Жители села становятся государственными крестьянами. Они традиционно занимаются земледелием, скотоводством, охотой, пчеловодством. Развитые некоторые ремесла: ткачество, теслярство, лимарство (производство конской сбруи).
В 30-х годах XIX в. село Глеваха становится волостью. Здесь находилась волостная управа, сельское училище и запасной магазин с хлебом. В 1838 году была сделана перепись жителей села и их хозяев. В селе проживало 581 человек и 644 женщины, которые занимались земледелием и животноводством, разводили домашнюю птицу. В селе насчитывалось 138 домов.
Реформа 1861 г. почти ничего не изменила в положении крестьян. В 70-х годах на западе села построили железную дорогу Киев-Фастов, что значительно изменило жизнь жителей села. Часть мужчин пошла работать на железную дорогу, в депо станции Боярка. Начинает расти население. По данным Киевского статистического комитета в 1900 году в селе Глеваха было 495 крестьянских дворов с количеством жителей – 2345 человек. Больших кулаков в селе не было. Большинство населения было неграмотным, хотя в селе работала начальная школа, где преподавал все предметы один учитель.
Революционные события 1905-1907 годов не обошли и Глеваху. В селе 5 октября 1905 состоялся еврейский погром. Жители села, хотя и не принимали лично участие в нем, но и не осуждали погромщиков, которые прибыли в село из Боярки. Политическими делами крестьяне интересовались очень мало.
В 1914 году началась Первая мировая война. Многих мужчин забрали в армию и отправили на фронт. В августе 1919 года село стало ареной двухнедельных ожесточенных боев советских и петлюровских войск. В апреле 1920 года в село вступили поляки, вскоре его оставили. А в июне вернулись красные, теперь уже окончательно.
С началом Второй мировой войны многие мужчины были мобилизованы в армию. Женщины и подростки работали на сооружении оборонительных рубежей вокруг Киева. В селе разместили зенитную батарею. Поэтому село подвергалось жестокой бомбардировке немецкими самолетами. В воздушных боях в небе над селом было сбито 4 фашистских самолета.
31 июля 1941 фашисты вступили в село. Они сразу арестовали и расстреляли коммунистов Олейника Н.И., Николаенко С.Я., Петуха К.В. Начиная с 1942 г. большие группы Глевахской молодежи было отправлено на каторжные работы в Германию. Этим занимались местные полицаи во главе со старостой Комиссаренко А. В это время в Глевахе действует подпольная группа во главе с учителем П. Вовченко. Подпольщики распространяли листовки, где рассказывали о положении на фронте и призывали к борьбе с фашистами. Весной 1943 г. группа была разоблачена и всех арестовали. Руководители группы были расстреляны в Василькове.
6 ноября 1943 после короткого, но жестокого боя, село Глеваха было освобождено советскими войсками.
После освобождения села была проведена мобилизация мужчин призывного возраста в советскую армию. Не обученных и даже не полностью обмундированных их бросили в бой, где они почти все и погибли. Это произошло в районе станции Козятин. За период войны на фронте погибли 309 глевахсчан и еще 29 человек гражданского населения.
В 1973 г. село стало поселком городского типа.

ГРЕБЕНКИ (укр. Гребінки) – посёлок городского типа, центр Гребенковского поселкового совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб Гребенки
Население – 6993 чел. (2001 г.)
Расположено в 30 км от районного центра и в 12 км от железнодорожной станции Устимовка.
День пгт – 14 октября.
Достопримечательности
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
История
Село Гребенки основано в начале XVII в., когда с целью заселения земель Белоцерковского староства, которые то и дело опустошали татары (1612, 1615, 1617, 1626) , жителям предоставлялись т.н. «Слободы» – освобождение от налогов в течение 10-15 лет. Одним из таких поселений на важном торговом пути из Киева в Польшу, Венгрию, Чехию, Валахии и на местные ярмарки в Тараще, Умани, Богуслава были Гребенки. В исторических документах поселение встречается под названием Гребенники, Угребенники. Южная часть его называлась Саливонках и в документах часто упоминается вместе с Гребенки, как один населенный пункт.
В 1622 году Гребенки вместе с Саливонках и деревней Пинчуками стали владением шляхтичей Черниевских .
Во время освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого жители с. Гребенки принимали активное участие в борьбе против польско-шляхетского гнета.
Увеличение размеров барщины и других повинностей во второй половине XVIII в. вызвало недовольство крестьян, которое вылилось в открытое выступление во время гайдамаков. В 1768 году гребенковцы встречали отряд М. Швеи. Повстанцы убили в Гребенках пяти шляхтичив. Крепостнический гнет особенно усилился после того, как польский король Станислав Понятовский в 1775 году подарил Белоцерковское староство графу К. Браницкому. Стремясь увеличить доходы от своих владений, новый владелец села заставлял крестьян отрабатывать барщину по 5-6 дней в неделю и выполнять другие повинности.
После второго раздела Польши и воссоединения Правобережной Украины с Левобережной в составе Российского государства Гребенки вошли в Васильковский уезд. Село осталось в собственности графа Браницкого.
В экономической жизни Гребенок после реформы важную роль играл сахарный завод, построенный в 1873 г. В 1881 г. он сгорел, но через два года М. Браницкая построила новый, производительностью 127 тыс. пудов сахара за сезон. В 1900 году на заводе работало 720 рабочих, из них 250 местных жителей. Рабочие работали по 12-14 часов в сутки в ужасных условиях.
Браницким принадлежал кирпичный завод, на котором работало 12 рабочих. В Гребенках действовали также 2 водяные мельницы, более 10 мельниц, маслобойня, несколько кузниц.
В начале XX в. в селе оживилась торговля, которая имела, в основном, розничный характер. В Гребенках было 6 магазинов и ларьков, два раза в месяц, в воскресенье, проходили базары, на которые приезжали также крестьяне и ремесленники из соседних уездов.
В 60-х годах XIX в. Гребенки стали центром волости, в состав которой в 1900 году входило 10 сел. По переписи 1897 года в Гребенках насчитывалось 659 дворов и 3528 жителей. В селе находилась волостная управа, суд, казенная почтовая станция, почтово-телеграфное управление. Дома были преимущественно деревянные, обмазанные глиной, с соломенной кровлей. Настоящего бедствия нанесла селу пожар, который произошел 8 июня 1880 года. Вследствие его сгорела значительная часть села.
Местные власти очень мало внимания уделяли медицинскому обслуживанию населения. В начале XX в. в Гребенковской больнице работали врач, фельдшер, акушерка и еще один фельдшер принимал больных в медпункте сахарозавода. В селе была лишь одна двухклассная церковная школа, где обучалось 50 детей. В 1908 г., когда построили еще одну, которая подчинялась министерству образования, количество учащихся возросло до 160, их учили 4 учителя. Три четверти взрослого населения оставалось неграмотным.
Страшной тяжестью легла на плечи трудящихся первая мировая война. Многих мужчин было мобилизовано и отправлено на фронт. В марте 1917 года в селе состоялся митинг, на котором выступил представитель Киевского комитета РСДРП. После митинга крестьяне разрушили памятник Александру II, стоявший у волостной управы, вынесли из помещения управы портрет Николая II и растерзали его. На следующий день они начали распределять имущество экономии и сахарного, но в село вступили военные отряды во главе с комиссаром Временного правительства.

ДАНИЛОВКА (укр. Данилівка) – село, центр Даниловского сельского совета, в который, кроме того, входят Села и поселки Бобрица, Кожуховка и Липовый Скиток.
Население – 3600 чел. (2001 г.)
Расположено по обоим берегам обмелевшей реки Бобрицы (приток Ирпеня). Расстояние до районного центра – 14 км, до железнодорожной станции Васильков – 4 км.
Селом протекает р. Бобриця.
Достопримечательности
В память об умерших во время голодомора стоит Мемориальный комплекс: протянутые из земли руки держат буханку хлеба.
Онуфриевская церковь (с. Липовый Скиток).
История
Вблизи с. Бобрицы раскопаны курганы скифского времени (VII-IV вв. до н.э.). До наших дней у с. Даниловка сохранились Змиевы валы и остатки крепости, построенной в XVII веке.
Первыми поселенцами в этом крае были племена полян и русичей.
В начале второго тысячелетия в Даниловке стояла православная церковь. В 1667 году ее сожгли поляки.
Из летописи известно, что в 1242 году село называлось Данилов Град. В 1242-1245 гг. Даниил Галицкий поставил по р. Бобрица деревянную крепость и поселил 70 стражников, охранявших Киев от монголо-татарской орды. Это сооружение почти 20 лет было надежной защитой, пока не нашелся предатель, каким был сын Даниила Галицкого Лев.
В 1245-1247 гг. итальянский мономах Плано-Карпини – переводчик Папы Римского Иннокентия III – дважды побывал в Даниловке. Здесь он вел переговоры с монголо-татарами. В дороге он заболел, поэтому прожил в селе 10 дней.
Во второй половине XVII в. людей присоединили к Забирскому приходу Николаевской церкви. Восточнее Бобрицы насыпали гору, и поляки, которые защищались от нападения врагов со стороны Киева, над болотом возвели бастионы.
В 1636 г. С. Даниловка было продано Яном Солтанов за 9000 злотых Стефану Аксака – киевскому судье.
После изгнания поляков были возобновлены права собственности монастырей на землю и имущество. Поэтому и Даниловка во времена Богдана Хмельницкого была отдана в собственность Киево-Михайловскому монастырю.
В 1760-1765 гг. Василий Новосельцев делал перепись населения, согласно которому в Даниловке было 31 дом, насчитывалось 70 жителей. Топографические зарисовки Боплана воспроизводят благосостояние, культуру, архитектуру села – на них изображены жители, улицы, дома, одежда.
В годы временной немецко-фашистской оккупации в Липовом Скитке с января 1942 г. действовала антифашистская подпольно-диверсионная группа, возглавлял ее В.Г. Бондаренко. В сентябре 1942 года группа влилась в партизанский отряд, которым командовал Герой Советского Союза А.С. Грисюк.
В период Голодомора 1932-1933 гг умерло от голода более 600 жителей Даниловки. В знак глубокого уважения и уважения к людям на первом кладбище есть памятники, выгравированы имена от умерших от голода, а на кладбище № 2 - мемориальный комплекс: протянутые из земли руки держат буханку хлеба.
В 1941-1945 гг. во время Второй мировой войны около Даниловки действовал партизанский отряд под руководством Бондаренко.

ДЗВОНКОВОЕ (укр. Дзвінкове) – село, центр Дзвонковского сельского совета, в который, кроме того, входит населенный пункт Перевоз. Герб с. Дзвонковое Флаг с. Дзвонковое
Население – 135 чел. (2001 г.)
Расположено в 36 км от районного центра.
Селом протекает р. Ирпень
Достопримечательности
Вблизи села расположен Дзвинковский заказник, находящийся в ведении Боярской лесной опытной станции, которая подчиняется Национальному аграрному университету.
С 2008 в селе восстанавливается православная церковь, разрушенная коммунистами в 1930-х годах. Церковь относится к юрисдикции УПЦ КП. с. Перевоз с. Перевоз
Памятник жертвам Голодомору (с. Перевоз)
Памятник загиблим у ВВВ (с. Перевоз)
История
С 1917 – в составе УНР.
С 1920 – постоянное российско-большевистская присутствие.
К 1929 здесь была приходская церковь, кладбищенская часовня и импозантная памятник садово-паркового искусства. После Голодомора все разрушено.
При временной немецко-фашистской оккупации в с. Перевоз с декабря 1941 по ноябрь 1943 г. действовала подпольная антифашистская группа в составе 27 человек, которую возглавлял А.М. Гнидобора. За связи с партизанами фашисты сожгли значительную частую с. Дзвонковое и расстреляли 10 подпольщиков.

ДИБРОВА (укр. Діброва) – село, центр Дибровского сельского совета, в который, кроме того, входит населенный пункт Багрин. Герб с. Диброва Флаг с. Диброва Багрин
Население – 407 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (2013 г., с. Багрин)

ДОСЛИДНИЦКОЕ (укр. Дослідницьке) – посёлок городского типа, центр Дослидницкого поселкового совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 1910 чел. (2011 г.)
Расположено на юге от Столицы Украины на расстоянии 60 км по Одесской трассе, от трассы до поселка на запад – 3 км. Территория – преимущественно ровная местность, вокруг черноземные земли и лесополосы, неподалеку много ручьев, прудов и озер, река Протока.
История
Поселок был создан в 1948 году. На месте поселка был образован Центрально украинский машиноиспытательная станция. Развитие поселка Дослидницкое происходило вместе с развитием испытательной дела в Украине.
В 1976 г. на базе украинской государственной зональной машиноиспытательной станции был организован Всесоюзный научно-исследовательский институт по испытаниям машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства
Посёлок городского типа с 1984 г.

ЗАСТУГНА (укр. Застугна) – село, центр Застугнянского сельского совета, в который, кроме того, входят Села и поселки Беспятное, Зозули, Кулибаба и Червоное.
Население – 413 чел. (2001 г.)
Расположено на правом берегу реки Стугна. Расстояние до районного центра – 1 км, до железнодорожной станции Васильков-II – 1 км. Через село проходит автострада Киев-Одесса.
История
Возле с. Зозул сохранились остатки поселений эпохи бронзы и раннескифского времени.

ЗДОРОВКА (укр. Здорівка) – село, центр Здоровского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 1342 чел. (2001 г.)
Расположено на левом берегу реки Стугна, в 5 км от районного центра, в 3 км от железнодорожной станции Васильков-I.
История
В 1855 году жители с. Здоровка участвовали в крестьянском движении, известном под названием Киевского казачества.

ИВАНКОВИЧИ (укр. Іванковичі) – село, центр Иваноковичского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 974 чел. (2001 г.)
Расположено в 23 км от районного центра и в 6 км от автострады Киев-Одесса.
Достопримечательности
Храм иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
История
Вблизи села Иванковичи раскопано 2 кургана эпохи бронзы, в одном из них найдена формочка для отливки бронзовых копий. Исследованы также 2 кургана скифского времени (VI в. до н.э.). В кургане, который называется Острая могила, обнаружены остатки чешуйчатого панциря и другие вещи. Вблизи Иванковичи, в урочище монастыря найдены римские монеты II в. н.э.
Село основал Ян Острожский. Также он построил деревянный костел, который сейчас разрушен. В древние времена эта местность называлась Билокняжим полем, и через нее проходил старинный путь из Киева через Васильков в Белой Церкви.
В архивных материалах описания киевского замка, на которые ссылается М. Грушевский, существует упоминание о селе, датированное 1552 годом. При этом в нем говорится об опустошении села, что свидетельствует о его еще более раннем существовании.
До 1947 года – село Янковичи.

КАЛИНОВКА (укр. Калинівка) – поселок городского типа, центр Калиновского поселкового совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб с. Калиновка Флаг с. Калиновка
Население – 5704 чел. (2001 г.)
Расположено в 11 км от районного центра на электрифицированных железнодорожной линии Киев-Фастов.
Достопримечательности
Храм пророка Божиего Илии
История
Калиновка основана в конце XIX в. в связи со строительством железнодорожной станции Васильков-I.
Поселок создан 1 января 1958. До этого земля относилась к с. Кожуховка.

КОВАЛЕВКА (укр. Ковалівка) – село, центр Ковалевского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 1646 чел. (2001 г.) с. Ковалевка
Расположено в 45 км от районного центра и спускается к пруду, созданному на реке Каменка.
Достопримечательности
В центре села построен православный храм Рождества Пресвятой Богородицы.
С 2007 года строится православный женский монастырь.
История
Село основано в XVI в. По народным преданиям село основал кузнец Мина Назаренко.
В 1753 г. в с. Ковалевка построили деревянный храм равноапостольного князя Владимира.
В 1797 г. образовался Васильковский уезд, в Ковалевке содержалось волостное управление, в который входило: Кищенцы, Винницкие Пруды (Слобода), Паляничинцы, Пологи, Устимовка, хутор Хагдим. В Ковалевке проживало 3548 человек, насчитывлось 358 дворов.
В январе 1826 года у с. Ковалевка состоялся бой восставшего Черниговского полка с верными царю войсками.
В 1905 году крестьяне села участвовали в выступлении против помещицы Браницкой, руководил им крестьянин Д. Сулима.
В 1996 г. был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы.

КОДАКИ (укр. Кодаки) – село, центр Кодаковского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб с. Кодаки
Население – 1236 чел. (2009 г.)
Расположено в 15 км от районного центра.
Достопримечательности
В 1989 году построен мемориальный комплекс погибшим в ВОВ.
1990 году установлен Крест памяти жертвам голодомора 1932-33 гг.
Бюст Ольги Диптан
с. Кодаки с. Кодаки с. Кодаки








История
Основано в X ст. князем Киевской Руси Изяславом, который решил для укрепления южных окраин родной земли переселить черных клобуков. Впоследствии поселение превратилось в мощную крепость
В начале ХІІІ в., во время монголо-татарского нашествия, жители мужественно защищали крепость: полегло более трехсот монгольских воинов из тысячи.
В 1762 г. в селе построена Свято-Покровская деревянная церковь на месте, где сейчас расположено старое кладбище. Первый священник был Федор Сулима. Говорят, что церковь построена была еще казаками. В 1959 г. коммунисты под предлогом борьбы с культовыми сооружениями разобрали Свято-Покровскую церковь. Из дерева, которому почти триста лет построили школу в Петровском.
В июне 1912 г. в селе прошла забастовка крестьян, работавших на свекольной плантации графини Браницкой.

КРУШИНКА (укр. Крушинка) – село, центр Крушинского сельского совета, в который, кроме того, входят Села и поселки Борисов, Деревянки, Зализное, Зелёный Бор и Малая Бугаевка.
Население – 347 чел. (2007 г.)
Расположено в 1,5 км от районного центра. Через село течет речка Крушинка. Село имеет несколько прудов - Оленевка, Рябенкове и Дачное. с. Крушинка
Достопримечательности
Храм Воздвижения Честного Креста Господня был освящен 12 декабря 2012 г. Рядом с храмом построена колокольня. с. Крушинка с. Крушинка
У сельсовета поставлен мемориал односельчанам, погибшим во Второй Мировой войне. Два памятных знака – Серебряный Солдат и большой ромбический постамент с фамилиями Крушинцев, отдавших свою жизнь в войне.
История
Вблизи с. Крушинка находится скифский курган VI в. до нашей эры. Так же возле села были казацкие курганы XVI века. Хотя их было до 200 единиц, после активной распашки полей осталось только несколько.
Известна с XVI века. Через село проходила Белоцерковская дорога, которую часто использовали купцы.
Во второй половине XIX в. село – в составе Великобугаивской волости Киевского уезда Киевской губернии Российской империи. В селе было 75 дворов с 724 жителями, православная церковь, постоялый дом.
В начале XX века село находилось в составе Глевахской волости. Основным занятием населения было земледелие, часть ездила на заработки в Киев, работала на ближайшей железнодорожной станции Боярка и почтово-телеграфной станции в Бугаевке. Действовали православная церковь, церковно-приходская школа, кузница, магазин, фельдшерский пункт, 12 ветряков.
В годы Второй Мировой войны село подверглось советской и немецкой оккупации. Крестьян принудительно вывозили на работы в Германию. Хотя, по словам односельчан, там условия труда иногда были даже лучше, чем в Советском Союзе.
С начала двухтысячного возле села начали возводить котеджные городки. Практически все поля возле села уже выкуплено и на них, практически на всех, уже растут новенькие дома.

КСАВЕРОВКА (укр. Ксаверівка) – село, центр Ксаверовского сельского совета, в который, кроме того, входит населенный пункт Ксаверовка Вторая.
Население – 1282 чел. (2001 г.)
Расположено в 21 км от районного центра автомагистрали Киев-Одесса и в 20 км от железнодорожной станции Устимовка
История
Село основал в 80-х годах XVIII в. гетман Ксаверий Браницкий и назвал его своим именем. Это было небольшое поселение.
После воссоединения Правобережной Украины с Россией село вошло в состав Васильковского уезда. Браницкие владели огромными массивами земли, часть которой сдавали в аренду.
С 1861 года с. Ксаверовка стала волостным центром. Здесь находилось волостное управление во главе со старшиной и суд. Староста сельской общины и старшина, которых выбирал сход крестьян, следили за уплатой налогов, выполнением повинностей и полностью зависели от царских чиновников – судебных следователей и полиции. Большую власть имел мировой посредник. За невыполнение повинностей вплоть до 1903 года крестьян подвергали физическим наказаниям.
Борьба трудящихся с. Ксаверовка против помещиков, за землю, за улучшение условий своего существования еще более обострилась в период революции 1905-1907 гг. В 1906 году в помещичьем имении были сожжены почти все кладовые с хлебом. Виновников полиция не нашла.
Власти мало заботились о здравоохранении и образовании. Крестьяне умирали, не дождавшись медицинской помощи. Врача в селе не было, а малоквалифицированные фельдшера не могли подать больному необходимую помощь. О низком уровне народного образования свидетельствует то, что в начале XX в. 80% крестьян с. Ксаверовка были неграмотными. Церковноприходскую школу посещало 60-70 детей преимущественно зажиточных крестьян. Все группы учил в одной комнате учитель-дьяк. Лишь в 1908 году построили двуклассную школу министерства образования, в которой три учителя обучали 90 учеников. Но и после этого большинство детей оставалась вне школы.
Советская власть в Ксаверовке была установлена в январе 1918 года.

ЛОСЯТИН (укр. Лосятин) – село, центр Лосятинского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 1450 чел. (2001 г.)
Расположено в 38 км от районного центра, в 6 км от автострады Киев-Одесса и в 18 км от железнодорожной станции Белая Церковь.
По территории села протекает река Протока.
Через Лосятин проходит одна из ветвей Змиевых валов.
Достопримечательности
В селе установлен бюст дважды Героя Социалистического Труда С.Д. Виштак.
История
Вблизи с. Лосятина на могильнике с 27 курганов раскопано один курган эпохи бронзы.
Основано в XVI веке. Прежнее название — село Высокая Гребля.

ЛУБЯНКА (укр. Луб’янка) – село, центр Лубянского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 280 чел. (2001 г.)

МАЛАЯ СОЛТАНОВКА (укр. Мала Солтанівка) – село, центр Малосолтановского сельского совета, в который, кроме того, входит населенный пункт Скрипки.
Население – 1346 чел. (2001 г.)
Расположено на обоих берегах реки Стугна. Расстояние до районного центра – 12 км, до железнодорожной станции Мотовяливка – 2 км.
История
Вблизи с. Скрипки исследованы поселения позднескифских времен (IV-III вв. до н.э.). Неподалеку проходят Змиевы валы. В окрестностях села найдено много древнерусских пряслиц из красного шифера X-XII веков.
Впервые в исторических документах село упоминается в 1581 г.

МАРХАЛЕВКА (укр. Мархалівка) – село, центр Мархалевского сельского совета, в который, кроме того, входит населенный пункт Зайцев.
Население – 1247 чел. (2001 г.)
История
Впервые в исторических источниках село Мархаловка упоминается в описании земель Киевского Софиевского монастыря, который был составлен в 1776 г., после первого раздела Польши в 1772 г.
Во времена польского владычества в 1656 году земли села принадлежали польскому Маршалик Будаивского уезда киевского воеводства.

МАРЬЯНОВКА (укр. Мар’янівка) – село, центр Марьяновского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 1017 чел. (2001 г.)
Расположено в 21 км от районного центра и в 4 км от автострады Киев-Одесса.
Достопримечательности
В Марьяновке находится Мемориальный музей-усадьба И.С. Козловского, в состав которого входят дом семьи Козловских, памятник выдающемуся певцу и парк.
История
Возле с. Марьяновка в прошлом веке было 57 курганов, из них раскопаны 3 – «Оленевка» (эпохи бронзы , III тысячелетия до н.э.), «Три брата» и знаменитая «Перепятиха» скифского времени (VI в. до н.э.). В кургане «Перепятиха» найдено много посуды и золотые бляшки в виде крылатого грифона, железное оружие, бронзовое зеркало и другие вещи. Этот курган был известен еще в XII в. О нем есть летописное упоминание под 1151 годом. Легенда рассказывает, будто княгиня Перепятиха в ночном бою по ошибке убила своего мужа Перепята, который возвращался из похода. Она думала, что это враг. На рассвете, узнав о своей ошибке, она покончила с собой. Воины над их телами насыпали две могилы. Находящуюся возле с. Марьяновка, в народе называют «Перепятиха», вторую – у Фастовец – «Перепять». На кургане «Перепятиха», в раскопках которого в 1845 году принимал участие Т.Г. Шевченко, установлена мемориальная доска.
Окрестности с. Марьяновка были заселены уже в ХII веках. Первые письменные упоминания об этом селе происходят с последней трети XVIII в.
В 1774 году Белоцерковское староство сейма Речи Посполитой, как и несколько других старинных украинских городов, были подарены польскому королю Станиславу II Августу, а он раздал их своим вельможам. Белая Церковь и окружающие земли с 100 тысячами населения были подарены Францишку-Ксаверію Браницькому. В середине XIX в. эти земли были разделены между его внуками – графами Александром, Владиславом-Михалом и Константином-Гжегожем Браницкими.
Браницкие имели земельные владения в Васильковском, Каневском, Звенигородском, Черкасском, Радомышльском уездах.
Православное население с. Марьяновка было приписано к приходу Ксаверовской церкви, а католическое население – до прихода Мотовиловского костела.
Позже владения от Белой Церкви до Киева перешли к графине Марии Браницкой. Она имела 99 имений, управляли которыми ее родственники. Браницкая предоставляла земли в аренду полякам.

МЫТНИЦА (укр. Митниця) – село, центр Мытницкого сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 779 чел. (2001 г.)
Расположено в 9 км от районного центра вдоль автострады Киев-Одесса.
История
Мытница возникла в XVII в. После заключения «Вечного мира» на границе между Россией и Польшей было открыто таможню, где брали пошлину за товары, которые ввозили в пределы Русского государства. Отсюда и происходит название села.
У Мытницы есть два курганы и проходит одна из веток Змиевых валов. Более 100 лет после этого вала проходила граница между Россией и землями, которые захватила Польша.

ОЛЬШАНСКАЯ НОВОСЕЛИЦА (укр. Вільшанська Новоселиця) – село, центр Ольшанско-Новоселицкого сельского совета, в который, кроме того, входят Села и поселки Петровка, Степановка.
Население – 395 чел. (2001 г.)
Расположено в 45 км от районного центра и в 30 км от железнодорожной станции Устимовка.
История
Село основано в 1851 году переселенцами из села Великой Ольшанки, откуда и происходит его название.

ПИНЧУКИ (укр. Пінчуки) – село, центр Пинчуковского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 614 чел. (2001 г.)
Расположено в 21 км от районного центра. с. Пинчуки
Достопримечательности
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
История
Основание населенного пункта Пинчук пришлось на конец X – начало XI в. (950-1015) и было связано с борьбой Великого княжества Киевского с печенегами.
Великий князь Киевский Владимир, укрепляя свое государство, создавал военные поселения. Одним из них были Пинчук, расположены когда-то в вырубленной дубраве, а потому название происходит от пней срубленных деревьев – Пинчуки.
В 1922 г. здесь выкопали горшок с серебряными монетами, на которых было изображение князя Владимира. Эта находка подтверждает версию об основании князем военного поселения Пинчуки.
В 1159 г. поселение Пинчук отдано Киевском Печерскому монастырю, который владел им до середины XVI в.
В начале 2-й половины XVI в. литовский князь Сигизмунд Август отдал поселение Пинчук в собственность господину Черниевскому, который владел им до 2-й четверти XVII в. Таким образом, село попало в крепостную зависимость.
Господин Черниевский основал имение и поставил своего эконома, который взимал с крестьян натуральный налог. В XVII в. крестьяне отрабатывали барщину по 1-2 дня в неделю.
Грамотой короля Станислава Августа Понятовского от 13 декабря 1774 с. Пинчуки были подарены графу Ксаверию Браницкому, потомки которого владели селом до 1861 года, а поместьем – до 1918 г.
В 1786 г. крестьяне с. Пинчук убили арендатора корчмы.
В 1880-е гг. в селе поднялся бунт против намерений графини Браницкой ухудшить условия жизни крестьян, и он был жестоко подавлен.

ПЛЕСЕЦКОЕ (укр. Плесецьке) – село, центр Плесецкого сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 3849 чел. (2001 г.)
Расположено в 18 км от районного центра и в 5 км от железнодорожной станции Мотовиловка.
История
История возникновения села Плесецкое идет со времен Киевской Руси.
В 1950 году в Плесецком исследовано древнерусское городище IX-XII вв., которое было крайним западным пунктом оборонительной линии укреплений времен Киевской Руси на реке Стугна. В XV-XVII вв. на месте городища построен замок, у которого расположился поселок. На карте Боплана, составленной в XVII в., Плесецкое обозначено как крепость.
Во времена монголо-татарского нашествия было ареной боевых действий, что подтверждается археологическими находками.
В XVII в. Плесецкое принадлежало роду Аксака.
Универсалом гетмана Б. Хмельницкого от 11 января 1651 село подчинялось Киево-Братскому монастырю, что было подтверждено царем Алексеем Михайловичем. В ходе освободительной борьбы XVII века село было опустошено.
Универсалом гетмана Мазепы от 29 июня 1702 разрешалось образования слободы и заселения территории выходцами из Правобережной Украины. С монастырских времен в Плесецком на месте старой была построена новая церковь Сретения Господня (закончена в 1784 г.).
В 1786 на территории Российской империи состоялась секуляризация земельных владений Православной Церкви, и село стало казенным имением.
По состоянию на 1886 г. в селе Васильковской волости Васильковского уезда проживало 2930 человек, насчитывалось 536 дворов, существовали православная церковь, школа, 5 постоялых домов и 5 лавок .
В дореволюционное время жители села имели тесные связи с революционными организациями Киева и Петербурга.
В годы Второй мировой войны на территории села действовал партизанский отряд имени Героя Советского Союза Грилюка. В селе находится памятник погибшему первому секретарю ЦК ЛКСМ Украины Я. Хоменко. О боях за освобождение села от фашистских оккупантов свидетельствуют памятники и обелиски погибшим.
После аварии на ЧАЭС в 1986 году в село переселили жителей села Варовичи из Полесского район Киевской области.

ПОГРЕБЫ (укр. Погреби) – село, центр Погребовского сельского совета, в который, кроме того, входит населенный пункт Заречье.
Население – 422 чел. (2001 г.)
Расположено в 37 км на юг от Киева между холмами в долине реки Стугна, в месте впадения ее правого притока реки Барахтянки и в 7 км от г. Василькова.
История
Свою историю с. Погребы ведут еще со времен Трипольской культуры. Вблизи села в 1899 году было найдено и исследовано трипольское поселение. Трипольские племена в районе погребов изготовляли керамические изделия, хозяйственную и бытовую посуду, разную по форме, со спиральным орнаментом. Дома строились из глины на деревянном каркасе. Развивались ремесла: бронзовое литьё, гончарное, ткацкое, обработка камня, плетение.
При впадения реки Барахтянка в речку Стугна исследовано неукрепленное поселение (VI-V вв до н.э.) скифов, жители которого в основном занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыбалкой. Возле с. Погребы было найдено скифское погребение-курган «Чортуха».
Вблизи с. Заречье выявлено древнерусское городище X-XII века.
Первое упоминание о селе Погребы в письменных источниках датировано 1159 годом и связано с грамотой князя Андрея Юрьевича о передаче села во владение Киево-Печерского монастыря. Погребы в дальнейшем сыграли важную роль в жизни Киевского княжества и даже Киевской Руси. Так, например, для защиты от половцев, печенегов, татар, турок при Великом князе Владимире в XI столетия в Погребах (в районе кирпичного завода) была построена мощная крепость.

ПОЛОГИ (укр. Пологи) – село, центр Пологовского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 1331 чел. (2001 г.)
Расположено в 45 км от районного центра и в 5 км от железнодорожной станции Устимовка.
История
Село основали казаки в XVII в.
2 января 1826 г. через с. Пологи проходил восставший Черниговский полк во главе с офицерами-декабристами.
В 1905 году в селе состоялось выступление крестьян против помещика.

ПОРАДОВКА (укр. Порадівка) – село, центр Порадовского сельского совета, в который, кроме того, входит населенный пункт Руликов.
Население – 227 чел. (2001 г.)
Расположено в 12 км от районного центра и в 8 км от железнодорожной станции Мотовиловка.
История
В окрестностях сел Порадовка и Руликов найдено много пряслиц из красного шифера времен Киевской Руси.

ПУТРОВКА (укр. Путрівка) – село, центр Путровского сельского совета, в который, кроме того, входят Села и поселки Березенщина, Кобцы и Крячки.
Население – 1567 чел. (2001 г.)

ПШЕНИЧНОЕ (укр. Пшеничне) – село, центр Пшеничненского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 630 чел. (2001 г.)
История
Село было взято на учет 1988 года, сельский совет образован в 1990 году.

РОСЛАВИЧИ (укр. Рославичі) – село, центр Рославичевского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 255 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Храм Преображения Господня
История
Как свидетельствует украинский краевед Лаврентий Похилевич в труде «Сказания о населенных местностях Киевской губернии» (1864 г.): «РОСЛАВИЧИ село в 3-х верстах от Гвоздова, при истоках ручья Рославки, расположено между горами. Жителей обоего пола 1173. Среди самого селения на возвышенной горе уцелели остатки старинного замка, состоящие из земляных валов, а равнина к югу от Рославич усеяна камнями, оставшимися от каких-то зданий. Это место ныне называется Городком. По мнению местного священника Рославичи есть сокращенное Ростиславичи и обязаны своим основанием одному из князей этого имени. Село до 1787 года принадлежало Киево-Софийскому монастирю».
Современный исследователь исторической психологии Мирослав-Любомир Чепа считает, что село было «княжеским городом» Ростислава Всеволодовича, погибшего неподалеку в реке Стугна в 1093 году.
Село до 1787 года принадлежало Киево-Софийскому монастырю.

САЛИВОНКИ (укр. Саливонки) – село, центр Саливонкиского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 2649 чел. (2001 г.)
Расположен на трассе республиканского значения Киев-Одесса. Село расположено в 30 км от райцентра Васильков и в 60 км от областного центра и столицы Украины Киев.
История
Название села происходит от имени первого поселенца – деда Саливона. В первой половине XX века село называлось Саливинки.
В 1879 году в слое торфа на территории села найдены два кремневых наконечника для стрел и человеческий череп. Эта находка свидетельствует о том, что на территории Саливинок жили люди еще во времена нового каменного века – неолита, который датируется по Киевщине 8-6 тысячелетиями до н.э.
Еще одной достопримечательностью древности Змиев вал, который начинается от сахарного завода и тянется через Гребенки к Устимовке.
Саливинки, как и вся Васильковщина, находились на Перепетово поле. Впервые Перепетово поле упоминается в летописи за 1151 г. в связи с княжескими междоусобицами. 5 мая 1151 на территории современных Саливинок и Гребенок состоялась битва между войсками Изяслава Мстиславича и Юрия Владимировича.
После монгольского нашествия вся территория южной Васильковщины была опустошена и начала заселяться населением в XVI веке. После распада Золотой Орды и победы русско-литовского войска над татарами на реке в 1362 году, почти вся Украина вошла в состав Русско-литовского княжества. Но в результате Люблинской унии 1569 года Украина вошла в состав Польши. Было создано Киевское воеводство с тремя уездами: Киевским, Овруцким и Житомирским. Уезды делились на волости. Волостным центром здесь стал Васильков.
Основную роль здесь играл казацкий строй, который сложился к началу XVII века. На Правобережье Киевщины были полки Киевский, Фастовский и Белоцерковский полк (образован в 1621 году). Окрестные села, среди которых были Саливончици (Саливинки), подчинялись Белой Церкви, ее полковой администрации. В связи с усилением феодального, национального и религиозного гнета казачество и крестьянство Саливинок, Гребенок, Лосятина, Пинчук активно участвовали в восстаниях под руководством К. Косинского и С. Наливайко. После восстания под предводительством М. Жмайла для укладки казацкого реестра в Василькове и селах Васильковщины стояло пятнадцатитысячное польское войско под командованием Казановского.
В 1630 году во время восстания казаков и крестьян под руководством Т. Шрясила повстанцы разгромили польское войско под Копачев в трех милях от Василькова и Гребенок на территории современных Саливинок.
Первая половина XVII века характеризовалась большими успехами казачества в борьбе против крымских татар. Но в 1640 году крымские татары, пользуясь ослаблением казацкого войска после поражения в восстаниях Павлюка и Чуни и Острянина в 1637-38 годах, жестоко ограбили Белоцерковщину и юг Васильковщины. Вместе с другими селами были и ограблены и Саливинки.
Во время освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого Васильковщина и в том числе Саливинки стали ареной для жестких боев украинских и польских войск. Прямых столкновений на территории Саливинок враждующих сторон не зафиксировано в исторических документах, но Саливинки стояли на пути переходов как польских, так и украинских военных отрядов.
23-25 августа 1651 на территории Трстинки, по соседству с Саливинки, произошли ожесточенные бои между казаками и польскими войсками. Потери с обеих сторон были велики. Польско-литовское войско отступило на запад. Был подписан хоть и тяжелый, но выгодный для Украины Белоцерковский договор, согласно которому казацкий реестр составлял 20 тысяч.
После смерти Богдана Хмельницкого Васильковщина вновь стала ареной ожесточенных военных сражений казачьих войск с польскими, татарскими, московскими войсками. Разгорается жестокая гражданская война между левобережными и правобережными гетманами, которые ориентировались вместе с казацкой старшиной, которая их поддерживала, на Москву, Варшаву, Стамбул.
7 октября 1658 под Васильковом казацкие войска под предводительством Выговского потерпели поражение от московских войск под командованием воеводы Шереметева. Но в этом же году московские войска под Конотопом потерпели сокрушительное поражение с огромными для них потерями от казацких и татарских войск возглавляемых И. Выговским.
Ю. Хмельницкий подписал 15-17 октября 1680 г. Слободищенский трактат с поляками и приказал казачьим войскам прекратить военные действия. Правобережные и левобережные гетманы, которые ориентировались на Москву и Варшаву начали гражданскую войну между собой, которая превратила правобережье на руины. Татары, поддерживая то одну группировку казацкой старшины, то вторую, превратили не только юг Киевщины, но и все Правобережье в пустоту.
На Васильковщине эта пустота завершилась после того, как польский полковник Пиво-Запальский в 1671 году сжег Васильков и истребил его население. Казацкий летописец Самойло Величко писал в начале 80-х годов XVII века: «От Корсуни и Белой Церкви, затем на Волынь..., видел много городов и замков. Безлюдные и пустые они, ставшие пристанищем и жильем только для диких зверей».
Согласно Андрусовскому перемирию 1767 г. и «вечным миром» 1687 г. Левобережье с Киевом и Васильковом отошло к Московскому царству, а правобережье – к Речи Посполитой. Граница между двумя государствами пролегала через село Мытницу, которая принадлежала к Московскому царству.
Жители Саливинок и окружающих сел были или выбиты, или перебрались на север Киевщины или Левобережья.
После осады и взятия турецкими войсками Чигирина в 16 году правобережное казачество перестало существовать.
Возрождение правобережья связано с именем Белоцерковского полковника Семена Полия. В 1694 году он просил гетмана Ивана Мазепу дать разрешение на переход его с казаками в Васильков и Триполье. А потом он выбрал для формирования своего полка бывший полковой город Фастов, где из жителей проживала забыта Богом и смертью старушка.
А в селе Лосятин на месте древнерусской крепости Соколово Полий, по преданию, построил укрепленный замок. Это место до сих пор называют Замковищем. Под защитой казаков Полия возрождалась Васильковщина. В Саливинки и окружающие села вернулось уцелевшее население.
Это была последняя попытка возродить правобережное казачество. Но после ареста в 1704 году царским правительством Семена Полия и Прутского мира 1711 правобережное казачество было ликвидировано.
27 сентября 1711 г. вышел указ Петра I о передаче Правобережной Украины Речи Посполитой, казакам и населению предложено переселиться на Левобережье. Казацкой старшине даже была компенсация за оставленные владения. Переселение продолжалось 4 года. В 1714 году Белая Церковь и также земли Гребинковщины были переданы польским правительственным комиссарам. Значительное количество населения Саливинок и окружающих сел переселилась на территории, которые вошли в состав России. Но многие жители не хотели бросать насиженные места и остались. Кроме того, польские магнаты и шляхта, чтобы привлечь крестьян в свои имения, объявляли об освобождении их от феодальных повинностей на определенный период – от 5-7 лет и более. Кроме того, ожесточенная антифеодальная борьба не дала возможность польской шляхте сразу обложить крестьян тяжелыми феодальными повинностями.
В 1793 году Правобережная Украина отошла к России. В 1797 году Васильков стал уездным городом, Глеваха и Гребенки – центрами волостей. В Гребенках была постовая станция и несколько постоялых дворов.
Но социальный и национальный гнет еще усилился в I половине XIX века. В школах и учреждениях вводился русский язык. Увеличивалась барщина.
В 1905 году в с. Саливонки произошло волнения крестьян, которое было жестоко подавлено казаками. Один из организаторов выступления X. Васян был отправлен в Сибирь на каторгу.
В годы временной немецко-фашистской оккупации колхозники помогали партизанам и танковому десанту, который ворвался в деревню в ночь на 14 ноября 1943 года. М.Л. Голинок прятала тяжелораненых танкистов. Гестаповцы схватили ее, но, несмотря на пытки, патриотка не выдала советских воинов. Старшему лейтенанту И.П. Бочарников, который героически погиб в боях за село, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

СОКОЛОВКА (укр. Соколівка) – село, центр Соколовского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб с. Соколовка
Население – 489 чел. (2001 г.)
Расположено на крайнем юге Васильковского района, в 38 км от районного центра и в 16 км от железнодорожной станции Белая Церковь.
Село окружают три больших озера, сформированные после насыпи дамб на реке Протока и небольшой пруд, находящийся неподалеку от бывшей фермы. Реку Протока пересекает мост, через который направляется грунтовая дорога на соседнее село Лосятин.
История
В окрестностях с. Соколовка сохранились два городища, одно из них, согласно легенде, – остатки древнерусского города Соколова. Думают, что отсюда и происходит название села. Возле с. Соколовка раскопано кочевницкий курган X-XII вв., в котором найдено захоронение всадника с лошадью.

ТРОСТИНКА (укр. Тростинка) – село, центр Тростинского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб с. Тростинка с. Тростинка с. Тростинка
Население – 824 чел. (2001 г.)
Расположено в 17 км от районного центра.
Достопримечательности
В селе есть деревянная церковь Рождества Богородицы, которая была построена в 1745 году. В 1840 г. ее подняли на каменный фундамент.
Мемориал ВВВ
История
Впервые село упоминается в исторических документах 1432 г.
До 1900 года – село называлось Чмелев.

ТРОСТИНСКАЯ НОВОСЕЛИЦА (укр. Тростинська Новоселиця) – село, центр Тростинско-Новоселицкого сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 253 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
В селе есть церковь, памятник воинам Второй мировой войны, озеро.

УСТИМОВКА (укр. Устимівка) – село, центр Устимовского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 1869 чел. (2001 г.)
Расположено в 45 км от районного центра и в 1,5 км от железнодорожной станции Устимовка.
Достопримечательности
Памятник-стела в честь советских солдат-односельчан, погибших в годы Второй мировой войны.
История
Между селами Устимовка и Ковалевка в январе 1826 г. войска, посланные царем, разгромили повстанцев Черниговского полка во главе с С. Муравьевым-Апостолом.
В 1905-1907 гг. в с. Устимовка произошли крестьянские волнения.

ШЕВЧЕНКОВКА (укр. Шевченківка) – село, центр Шевченковского сельского совета, в который, кроме того, входят Села и поселки Червоное и Червоное Поле.
Население – 153 чел. (2001 г.)
Расположено в 25 км от районного центра.
История
Возле с. Червоное обнаружено захоронение эпохи бронзы и скифских времен.
История села Шевченковка начинается с 1928 года. Именно тогда среди необжитой степи возникло три населённых пункта: хутор Червоное выходцы из села В.Ольшанка, село Шевченковка (Поселок) выходцы из села Тростинка и хутор Червоное Поле выходцы из сел Барахты и Погребы. Краевой историк Николай Поликарпович Таран из Гребенков считает, что все три хутора существовали и раньше. По его мнению, хутора были основаны в конце XVII века.
При временной немецко-фашистской оккупации гитлеровцы сожгли деревню.

ЯЦКИ (укр. Яцьки) – село, центр Яцковского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Население – 821 чел. (2001 г.)
Расположено в 30 км от районного центра.
История
Впервые в исторических документах село упоминается 1726.
В период временной немецко-фашистской оккупации в селе действовала подпольная антифашистская группа.