Наши путешествия
Главная strelka УкраинаstrelkaКиевская областьstrelkaБроварский районstrelkaСела и поселки Броварского района
Села и поселки Достопримечательности История

Села и поселки
Броварского района

БОБРИК (укр. Бобрик) – центр Бобрицкого сельского совета, в который, кроме того, входит село Фрунзовка. Герб села Бобрик Флаг села Бобрик
Находится в 30 км от районного центра, в 4 км от железнодорожной станции Бобрик.
Население – 2016 чел. (2001 г.)
История
Было основано в 1610 г. Здесь жили люди, которые занимались бобровым промыслом. Позже это было типичное казацкое военное поселение с 90% казацким населением.
В 1859 г. в казачьем селе Семиполковской волости Остерского уезда Черниговской губернии, жил 1061 человек, насчитывалось 123 дворовых хозяйства, существовала православная церковь.
В годы Второй мировой войны за боевые подвиги 147 жителей села удостоены наград.

БОГДАНОВКА (укр. Богданівка) – центр Богдановского сельского совета, в который, кроме того, входит село Залесье. Герб села Богдановка Флаг села Богдановка
Расположено на левобережной низменности Днепра. Расстояние до районного центра – 10 км, до Киева – 37. На расстоянии 5 км к востоку от села проходит железнодорожный путь Киев-Москва.
Население – 3007 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Мемориальный комплекс погибшим в Второй мировой войне.
Храм святой мученицы Параскевы
История
На протяжении всего существования села, его название оставалась неизменной. Существуют различные версии происхождения названия села. Согласно польской люстрации Остерского замка 1616 года, село было основано шляхтичем Степаном Аксак.
Предания говорят, что якобы на территории современного села была стоянка войска Богдана Хмельницкого, здесь остались первые поселенцы, наделенные Богданом землей. Здесь когда-то первым поселенцем был Богдан, который был изгнан за «плохое поведение» из казацкого войска. Этот перевод довольно точно предоставляет численность населения первого поселения – 20-40 человек. Существует также еще два перевода, которые противоречат друг другу. Здесь была песчаная неурожайная земля, вот люди и говорили: «Что Бог дал, то и хорошо». А по второму преданию, здесь протекала небольшая река, брала свое начало из Десны и текла в Трубеж. Весной речушка разлилась, здесь было красиво, вот и говорили люди: «Это место нам Богом дано». По характеру второе предание древнее. Для казенных крестьян Богдановские земли были бедны, а для древнего Севера лесисто речная земля была богатой и зверем, и рыбой, и лесом.
Речушка с того перевода, разливалась среди полей и лесов, – это Пристань, вытекающая из болота Мелятичи и через Рудню и Бобрик течет в Трубеж. Именно здесь, как уточняет один из переводов, первые поселенцы – монахи, у озера основали монастырь. Имели мельницу, мололи зерно, занимались охотой. Это описание классического монастырского средневекового хозяйства. Очевидно, это поселение монахов времен Ефрема, переяславского епископа, который в своем граде Милятичи устраивал благотворительную лечебницу.
Святой Ефрем прославился своей подвижнической деятельностью. Он первым на Руси организовал широкую сеть лечебниц, больниц для немощных монастырских старцев. Если эта гипотеза верна, то имеем феномен первого названия – Богдановка. В это время была на всей Руси Богдановка, богом данная земля.
С 1616 по 1648 годы село находилось в собственности семьи Аксак. В 1646 году отмечено реформой Остерского староства.
В 1650 году Богдановка, как и другие села, переходят во владение Даниила Выговского.
В 1654 году право Выговских на землю закрепляется указом царя Алексея Михайловича. По Румянцевской переписи 1787 года – это казенное село, в котором проживает 237 казенных людей в 54 домах. В древности на месте нынешнего села росли большие леса, было много озер, болот.
Село Богдановка относится к категории сел, с давнего времени расположенных в левобережной части низменности Днепра.
В 1850 году Калитянская и Богдановская станции имели 36 лошадей, а Броварская – 45 лошадей. А уже в 1862 году после строительства Санкт-Петербургского шоссе Семиполковская и Залесская станции имели по 75 лошадей, а Броварская – 105.
В 1859 году в казенном селе Семиполковской волости Остерского уезда Черниговской губернии, проживало 1003 человека, насчитывалось 122 дворовых хозяйства, существовала православная церковь.
В Богдановке не было помещиков или дворян, поэтому восстаний против царизма не было. После реформы 1881 г. земли остались еще долго за теми, кто их освоил.
Активных участников революционных действий 1905-1907 гг в селе не было. Отдельные крестьяне, работавшие на заводах в Киеве, участвовали в забастовках.
Период, когда создались в селе колхозы, был очень тяжелым для крестьян. Не миновал деревню и страшный голодомор 1932-1933 гг В селе наиболее выручала от голода рыба, которую ловили на болотах те, кто еще держался на ногах. Кроме рыбы собирали в лесу разные ягоды, грибы и этим себя поддерживали.
Война пришла неожиданно. С начала войны военнообязанные были мобилизованы в Советскую армию. Около 450 человек ушло из села. В период с 1942 года по 1943 год вывезено на работы в Германию около 200 человек молодежи. В селе было организованное сопротивление населения против фашизма, но не было единого руководителя. Партизанский отряд им. Щорса действовал в окрестностях, жители оказывали им помощь. Фашисты, заняв село, вели себя вызывающе: захватывали дома крестьян, у которых поселялись сами, отбирали у людей последнее. В помещении сельского совета разместили штаб-квартиру и полицейское отделение. Отступая, оккупанты дотла сожгли село, уцелела одна хата. После освобождения села от немцев 23 сентября 1943, на тле началась восстановление села и колхозов. За период с 1944 года по 1958 годы было построено 550 домов, площадью 1650 кв. м. В 1948 году была построена школа на 240 мест.
В 1967 году начато строительство новой школы, каждый житель села отработал не менее трех дней на ее строительстве.
С 1978 г. по 1987 г. по газификации села, построена новая поликлиника.

ВЕЛИКАЯ ДЫМЕРКА (укр. Велика Димерка) – посёлок городского типа, центр Великодымерского поселкового совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб села Великая Дымерка Флаг села Великая Дымерка
Находится в 34 кс от Киева, в 12 км от райцентра, в 2 км от железнодорожной станции Дымерка.
Население – 9564 чел. (2011 г.)
В селе построен завод безалкогольных напитков фирмы «Кока-Кола», работают закрытое АО «Мономах», обувные фирмы «Valex», «Korvale», две автозаправки, фермерские хозяйства «Агро Украина» и «Тур».
На территории села действует участковая больница, детский сад «Журавлик», 3 заведения общественного питания, 4 парикмахерские, 29 предприятий торговли, 2 обувные мастерские.
Достопримечательности
Храм Покрова Божией Матери
Мемориал в честь павших в ВОВ
История
Пгт Великая Дымерка имеет более чем 600-летнюю историю. С древних времен жители этих краев занимались земледелием, скотоводством, охотой и ремеслом. В народе ходят легенды, будто в Дымерке намного раньше, чем в окрестных селах начали делать дымоходы в домах. Отсюда и первоначальное название – Дымарка (позже Дымерка). Другое происхождение названия связывают с тем, что дымерцы занимались варкой смолы, дегтя, выжиганием угля, – «дымными ремеслами».
В Ипатьевской летописи от 1158 рассказывается, что князь Ярополк Изяславович подарил монастырю «Небельскую волость». Очень вероятно, что в это время Дымерка попала под власть Киево-Печерской Лавры.
В 1240 году татаро-монголы во главе с ханом Батыем захватили Киев, разрушили его и Печерский монастырь. 240 лет господствовали пришельцы на Руси. На смену татарским поработителям в край пришли новые польские магнаты. В государственном историческом архиве имеются сведения о том, что в 1392 году село, которое входило в Остерскую волость было отдано «Митьке Сокир из рода Гольшанских». Вот этот год и взят за отсчет времени от основания.
С 1624 г. право собственности на с. Дымерка имеет княжна Анна Корецкая.
В 1628 г. селом обладают князья Аксаке.
В 1630 г. во время казацкого восстания против правительства Речи Посполитой под руководством Тараса Трясила казаки напали на отряды шляхты и разбили их под с. Дымерка.
С 1636 г. село (или часть Дымерских земель) упоминается как собственность сына Степана Аксака – Михаила.
В 1650 г. Дымерка переходит во владение Петра и Яна Выговских – киевских воевод.
В 1651 г. с помощью казаков Екатерина Аксак захватывает деревню, а с 1680 г. по указу царицы Софьи Алексеевны Романовой «село Дымерка с деревней Богдановкой утверждено за Киевской Лаврой».
В 1764 г. в селе насчитывается 102 двора, 174 дома, 641 житель. Возле села находилось озеро Куливщина, о котором также упоминалось в документах.
В XVII столетии через с. Дымерка проезжают российские императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II. С этими событиями связано ряд местных преданий.
В 1750-1751 гг., как свидетельствуют архивные документы, велись долгие ссоры за обладание землями дымерцев между Киево-Печерской Лаврой, Киево-Выдубицким и Киево-Фроловских монастырями. Монастырская барщина в Дымерке в эти времена составляла 2 дня в неделю с каждого двора и с одной души. В 1777 году в Дымерской вотчине восстали крестьяне, прогнали лаврских управителей и выбрали администрацию из местных жителей.
По материалам переписи 1767 г. в с. Дымерка находился монастырский дом. На главной киевской дороге стоит трактир. При деревянной церкви Покрова есть школа, в которой учил дьяк Тимофей Малаш. В селе был «гошпиталь», в котором жили обездоленные, искалеченные, слепые люди.
В 1780 г. село Дымерка принадлежало Киевскому полку, Гоголевской сотне, епархии Киево-Печерской Лавры.
От 10 апреля 1786 по указу царицы Екатерины II феодальное владение монастырей Украины было отобрано в казну, монастыри взяты на полное содержание государства. После этого указа Дымерские крестьяне становятся казенными. С этого времени началось расслоение крестьян. Одни богатели, а другие беднели.
Дымерцам памятные 1804, 1821, 1853 годы. В 1804 году саранча опустошила все поля, а в 1821 году сильная засуха не дала вырастить урожай. Это грозило страшным голодом, и населению оказана помощь. В 1853 году вспыхнула эпидемия холеры. К счастью, она забрала только двух жителей села.
К строительству мощеного шоссе из Киева в Новгород, а позднее и Петербурга, дорога была грунтовая и проходила от развилки с Броваров через ныне жилой массив, над лесом. А дальше по Броварской и Залесской улицам села Дымерки она шла на Семиполки и Чернигов. Этим путем 15-летним юношей в начале сентября 1829 г. ехал Тарас Шевченко в обозе дворовых крепостных Энгельгардта из Киева на Вильнюс, куда молодой господин был назначен адъютантом при генерал-губернаторе. Позже об этом пути Тарас Шевченко писал: «Дальний путь, господа – братья знаю его, знаю. И за сердце хватает как его вспомню». Т.Г. Шевченко, бывая в Броварах, слышал перевод людей о обездоленной обиженной панычом-солдатом девушку, которая утонула на пути на Московию. В народе говорят, что этот случай произошел в озере возле Дымерки. Позже этот эпизод Т.Г. Шевченко описал в своей знаменитой поэме «Катерина».
В 1868 году со стороны Нежина пошел первый поезд до г. Бровары по построенной железной дороге, которая пролегла мимо с. Дымерка. Бровары стали пассажирским вокзалом Киева. В 1910 году через цепной мост был проложен трамвайный путь от Почтовой площади до Броваров. Сначала трамвайные вагончики тянули лошади, а затем вступил в строй моторизованный трамвай. Жители Дымерки пешком и лошадьми по старому Броварскому пути добирались до Броваров, а далее трамваем ездили в Киев. Трамвай функционировал до 1941 года.
Во второй половине XIX века в селе начались обучения крестьянских детей. Дети ходили учиться к сельскому дьяку, учились в его доме, который стоял напротив дома священника. Дети учились читать церковно алфавиту, считать и писать цифры. Позже сельская община купила дом с колодцем и сараем у какого-то хозяина села, где теперь сельский парк. Здесь и была организована сельская школа. Она имела одну классную комнату и комнату для учителя. Обучение в школе длилось 3 года. Эту школу закончили 30 человек, в том числе и одна женщина. В 1899-1900 годах в Великой Дымерке была построена школа на средства местных органов самоуправления. Первая школа была построена против нынешней школы комбината и имела три классные комнаты и квартиры для учителей. До 1905 года обучение в школе было трехлетним. В 1905 году третий класс закончили 8 человек. В 1906-1907 годах срок обучения в школе был продлен на один год.
Здравоохранение в то время было еще в худшем состоянии, чем образование. Ни медпункта, ни больницы Дымерка не имела. Лишь в 1902 году был открыт фельдшерский пункт. Позже медпункт переведен в домик железнодорожного мастера. В 1909 году он сгорел. К 1923 году медпункта в В. Дымерке не было.
В 1923 году образованы Броварский, Гоголевский, Семиполковский районы.
В 1924 г. в село В. Дымерка перевели районный центр Семиполковского района. В те времена жители Дымерки основывают ряд поселений – Калиновку, Малую Тарасовку, Захаровку. Закончено строительство школы недалеко от церкви. Сначала в ней разместился райисполком.
В 1930 году был ликвидирован Великодымерский район. Окружающие села перешли под управление Киевского горсовета.
В 1933 году вспыхнул голодомор, умирали не только отдельные жители, но и целые семьи. После организации колхозов началось строительство животноводческих помещений, парниковых хозяйств, построено 2 мельницы, маслобойня, пекарня и др.. Закладывались сады и ягодники. С тех пор начали выращивать экзотические в то время овощи: помидоры, перец, баклажаны. В 1937 году электрифицированы жилые дома дымерцев.
В апреле 1937 г. Бровары стали районным центром, к которому было присоединено и с. Великая Дымерка.
За годы пребывания в селе районной власти здесь построено большое количество административных и культурно-бытовых учреждений: Дом райисполкома (где теперь школьный комбинат), аптеку, клуб на 1000 мест, где разместилась библиотека, читальный зал, просторное фойе; левое крыло было отведено для кружков художественной самодеятельности, где в довоенный период разместилась поликлиника. Чуть позже в 1937 году было закончено строительство больницы на 100 коек, с родильным отделением. В селе был свой радиоузел.
17 сентября 1941 село оккупировали немецкие войска, вошли с северной стороны. Жители деревни побросали свои дома и уходили в направлении с. Богдановка. В канун освобождения села Красной Армией гитлеровцы сожгли более 942 дома граждан села, а также школу, больницу, дом культуры, помещение сельского Совета, все колхозные помещения и т.п. Село Великая Дымерка было освобождено Красной Армией 23 сентября 1943. В центре села на братской могиле растут цветы, в дни праздников труженики, ученики и ветераны почитают память погибших у мемориала.

ГОГОЛЕВ (укр. Гоголів) – центр Гоголевского сельского совета, в который, кроме того, входит село Заря. Герб села Гоголев Флаг села Гоголев
Население – 4537 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Церковь Рождества Богородицы
Деревянная земская больница, которая была построена в конце XIX века.
История
Прошлое Гоголева историки отождествляют с летописным градом Носовым на Руди, который упоминается около 1148 г.
Бурное развитие Гоголев получил в начале XVII века. В то время была построена сильная крепость, несколько церквей. Городок получает статус городского самоуправления (Магдебургское право). По королевскому указу 25 февраля 1625 г. Гоголеву пожалована «вольность местная», полная судебная власть передано городскому правительству на вечные времена.
В 1628 году в польских источниках значится Гоголев (Chocholow) с шестью хозяйствами (дымами) и десятью земельными наделами.
В 1649 году здесь формируется Гоголевская казацкая сотня. В последующие века Гоголев прославился своими ярмарками, вырос до наибольшего городка Остерского уезда Черниговской губернии, стал центром Гоголевской волости.
В XVII в. жители Гоголева принимали участие в одном из казацких восстаний и были уничтожены имперскими русскими войсками, о чем в своем труде «История России» вспоминает историк С.М. Соловьев. Там же, во время восстания Брюховецкого, упоминается гоголевский священник Исаакий.
В 1651 году упоминаются пределы Гоголевского староства Переяславской земли, на основе которого была сформирована Гоголевская сотня Переяславского полка.
В городке Гоголев гетманскими войсками 24 августа 1658 был схвачен Яков Барабаш, при попытке Ромодановского переправить его, после поражения противогетманских войск под Полтавой, под охраной в Киев к воеводе Василия Шереметева.
После ликвидации Войска Запорожского в Гоголев и округе растет количество населения – на землях под Киевом поселяется немало запорожских казаков.
В 1859 году в казачьем городке проживало 3665 человек (1771 человек мужского пола и 1894 - женского), насчитывалось 604 дворовых хозяйств, существовали 2 православные церкви и Винокуренный завод, происходило 3 ярмарки в год и базары.
В начале XX века – городок Гоголев Остерского уезда Черниговской губернии Российской империи. После установления советской власти – село Гоголев Броварского района Киевской области.
15 января 1921 в с. Гоголев был еврейский погром. Банда Ромашко в количестве 60 человек обезоружила местную милицию и убили несколько семей местных жителей-евреев.
30 апреля 1921 в Гоголев был уничтожен махновский отряд.
Во время немецкой оккупации в годы Второй мировой войны были расстреляны практически все местные евреи. Многие жители погибли на фронтах Второй Мировой.
В районе села действовали советские партизаны, относительно деятельности которых существуют противоречивые сведения, нередко терроризировали и местных жителей. После войны это объяснялось "сотрудничеством с немцами", но скорее всего убийство было совершено из личных и бытовых мотивов.
После войны в с. Гоголев было восстановлено хозяйство, местные колхозы (впоследствии совхозы) входили в состав лучших хозяйств республики.

ЖЕРДОВА (укр. Жердова) – центр Жердовского сельского совета, в который, кроме того, входят села Вольное, Захаровка, Куйбышево, Малая Тарасовка, Михайловка, Подлесье. Герб села Жердова Флаг села Жердова
Находится в 25 км от районного центра, в 7 км от железнодорожной станции Бобрик.
Население – 349 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Свято-Михайловский храм
История
Поселение основано в 1858 году в Жердовой долине, возле леса, недалеко от железнодорожной станции. Позднее вокруг с. Жердово, на свободных землях возник ряд поселений – хуторов: Подлесье, Свободное, Захаровка, Первомайское, Куйбышево, Михайловка. Перед первой мировой войной основываются помещичьи капиталистические экономии – Мацька и Карнаухова.
Во время Второй мировой войны фашисты сожгли почти все село. За послевоенные годы оно полностью восстановлено.

ЗАВОРИЧИ (укр. Заворичі) – центр Заворичского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб села Заворичи Флаг села Заворичи
Раскинулось на правом берегу Трубежа, при впадении реки Гниздной. В южной части села находится железнодорожная станция.
Население – 2241 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Свято-Георгиевский храм
История
Летописные данные свидетельствуют об учреждении этого поселения еще князем Владимиром Великим в 980 г. Очевидно, открытое археологами Заворицкий городище-городок, относится именно к тому времени. Заворицкий городок входил в Трубижскую систему оборонительных сооружений XIV вв. Местные предания рассказывают о событиях 1223 г. Значительная роль с. Заворичи, как укрепленного места у трубижской переправы и в средневековье. Здесь находилась резиденция польско-королевского наместника, жила «окраинная» шляхта. В документах 1628 г. Заворичи упоминаются, как городок.
С началом освободительной борьбы Богдана Хмельницкого здесь формируется Заворицкая казацкая сотня.
Известно, что с 16 века до 1917 года Заворичи принадлежали известному роду белорусских шляхтичей — Оскеркам. Последний представитель рода в начале 20 века построил в селе дворец, вокруг которого разбил роскошный парк. Ныне сохранились лишь остатки усадьбы Оскеркив.
После революции здесь работает торфо-предприятие Цукротресту, филиал института пушного зверя.

ЗАЗИМЬЕ (укр. Зазим’я) – центр Зазимского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб села Зазимье Флаг села Зазимье
Находится в 12 км от районного центра и железнодорожной станции Бровары.
Население – 2172 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Свято-Воскресенская церковь
Легенда об источнике «Кипячка»
Ферма ВИП Страус
История
Из исторических документов мы узнаем о происхождении села Зазимье на Придесенье. В 1113-1125 г. великим князем Киевским был Владимир Мономах. Он выдал свою дочь Агафью за князя Всеволода Городецкого, который жил в Городце Остерском на берегу Десны. Великий князь выделил молодому семейству часть роскошных земель левобережного Придесенья на Киевщине. Князь Всеволод Городецкий в 20-х годах XII в. основал здесь поселение, носящее ныне название Зазимье и Летки, в начале они назывались Зазимовье и Литковичи. Так назвал эти села летописец.
Само название Зазимовье имеет интересное происхождение. В те далекие времена территорию современного села занимали рукава древней Десны, и первое поселение, здесь находилось, было как бы на острове. При въезде в село есть давнее урочище «привратников». Это была южная часть острова, на котором находился детинец: княжеский зимний дом-терем, двор, деревянный храм Преображения Господня. К этому берегу причаливали корабли и здесь была переправа. Далее, на северном берегу этого острова, за княжеским двором селились люди, работавшие на князя.
Это поселение людей имело место за зимним двором князя и поэтому называлось оно сначала За-зимне, позже название трансформировалось в Зазимье. Впоследствии Десна стала менять русло, отходить на север в результате чего рукав Десны с Южной части острова превратился в болото, которое в одном месте жители запрудили – сейчас это место называется Старая Гать.
Князь Всеволод умер в 1140 г. Еще при его жизни в 1136 г. Остер и Придеснянские земли перешли во владение сына Владимира Мономаха – Юрия Долгорукого. В 1139 г. эти земли перешли во владение князя Всеволода Ольговича Черниговского. Между двумя княжествами (Киевским и Черниговским) шла междоусобная война за эти земли. Они часто переходили от одного князя к другому. В 1240 г. Придеснянские земли разделили судьбу всей Руси – нашествие татаро-монгольского ига. Вся южная Русь была оккупирована татарами.
В XIII-XIV вв. поднимается Великое княжество Литовское, постепенно отвоевывает у татар русские земли - сначала Галицкую и Волынскую (сред. XV в.) затем Надднепровское земли в том числе и Придесенья. В 1362 г. литовское войско великого князя Ольгерда вместе с украинскими ополченцами победило татар на р Синие Воды в результате чего Киевская, Переяславльська, Подольская, а затем Чернигово-Северская земли вошли в состав Литовского княжества. В 1426 г. Остер с прилегающими землями был передан великим князем Витовтом удельному князю Дмитрию Сокире. Он заново отстроил в Зазимье новую деревянную церковь на месте старой, которую сожгли татары. В конце XV в. Зазимье унаследовала дочь Дмитрия Сокиры – Мария Трабская. Она была бездетной и поэтому после ее смерти литовское правительство отдало земли виленского воеводы Ольбрихту Гаштольду (1505 г.). Именно в это время (XV-XVI вв.) происходили набеги крымских татар на Персию и государства Европы. В 1494 крымский хан Менгли-Гирей выпалил города и села между Черниговом и Киевом. Зазимье были уничтожены полностью. В документах 1615 г. село вспоминается, как новоотстроенное. В XVI в. Троещина, Погребы, Зазимье, Пуховка и другие села переходят во владение Киево-Печерского монастыря.
В 1569 г. согласно Люблинской унии Киевские и Черниговские земли, Волынь и Брацлавщина перешли в Польшу. С этого момента многие земли Украины подвержены католичеству. Эти земли были поделены между польской шляхтой и магнатами. Народ, населявший эти земли подвергался социальному, национальному и религиозному давлению, шла так называемая полонизация населения.
Самым дерзким шагом полонизации была Брестская уния 1596 г. - присоединение Киевской митрополии до Римского престола. С этого момента католики и униаты насильно забирают у православных земельные наделы, церкви, монастыри, православным людям запрещается учиться в высших школах, занимать высокие государственные должности. Создаются нетерпимые условия для православных. Киевский митрополит Михаил Рогоза, принявший унию, передал католикам Софиевский и Выдубецкий монастыри. А все земли, принадлежавшие православным монастырям, не принявших унию, в том числе Киево-Печерский, он отобрал и передал униатским. Такая судьба была и у Зазимье. Село передали униатскому Софийскому монастырю и сделали его резиденцией Киевского епископа, а деревянный храм Преображения Господня стал костелом Св. Николая.
По инициативе архимандрита Киево-Печерского монастыря Петра Могилы в 1630 г. часть сел, в том числе и Зазимье, с помощью казаков освободили от католиков, а костел святого Николая вновь освятили в честь Преображения. Православной Церкви было возвращено Софиевский монастырь, все земли и села (в том числе и Зазиме) было оставлено за монастырем. В 1633 г. Петр Могила смог в Польском Сейме отстоять права Православной Церкви и восстановил Киевскую митрополию. В XVII в. монахи Свято-Софиевского монастыря построили на краю села под лесом стеклозавод, работавший до конца XVIII в.
В 1648 г. украинское население поднялось на освободительное движение против польского господства. Гетманом Богданом Хмельницким стала создаваться регулярная армия, был создан Киевский полк в состав которого входили сотенные города. В составе Киевской сотни Киевского полка были Зазимье и Погребы – они ближе к Киеву. В 1651 г. Киевский полк во главе с Антоном Ждановичем защищал Киев от нападения польско-литовского войска. В январе 1654 г. в Переяславе и в марте в Москве был заключен межгосударственный договор. В этом договоре Украина получила статус автономии в составе России. В 1667 г. Польша и Россия подписали Андрусовский мир, по которому Левобережная Украина с Киевом оставалась за Россией, а правобережная за Польшей. В конце XVII нач. XVIII в. на правом берегу против поляков боролся фастовский полковник Семен Палий. Его стремление было – объединить левобережную и правобережную Украину. Известно то, что жену он себе нашел в селе Зазимье и даже венчался в сельской церкви.
В 1706 г. был перестроен деревянный храм в с. Зазимье «стараниями Софиевского монастыря и доброхотов». Имеется исторический документ XVIII в., в котором управляющий с. Зазимье иеромонах Савва просил благословения у настоятеля Софийского монастыря архимандрита Тимофея (Щербацкого) на сбор пожертвований для ремонта Зазимского храма среди запорожских казаков.
Ценные сведения по истории Придесенья и с. Зазимье находим в генеральном описании Левобережной Украины 1765-1769 г. «Румянцевская опись Малоросии». В ней говорится, что с. Зазимье размещается у реки Козаркы (ныне Козарка – озеро). Видимо в то время сегодняшние озера Хома и Коноплянка-Козарка были еще рукавом Десны и деснянские воды протекали у села и впадали в реку Днепр. Зазимье принадлежало Киево-Софиевскому монастырю. В селе была деревянная церковь в честь Воскресения Христова, возле церкви школа, монастырский двор, которым руководил священник Григорий Калиновский. При этом дворе работала винокурня на три котла. Сырье для винокурни покупали на ярмарках в Киеве, Борисполе и Броварах. Вина изготовляли по 400 ведер в год. Кроме этого была еще пасека на 50 ульев и одна водяная мельница. В селе насчитывалось 28 дворов посполитых крестьян и один безземельный дом, население составляло 266 человек. Ежегодно в казну монастыря с одного двора нужно было оплатить один рубль две копейки кроме того, один человек из двора обязан был отработать 5 дней в неделю на монастырском хозяйстве.
В сентябре 1781 г. на Левобережной Украине было создано Киевское, Черниговское и Новгород-Северское наместничества. Полковое военно-административное устройство, существовавшее со времени национально-освободительной войны, было ликвидировано. Было также изменено устройство казацкого войска Левого берега – оно был переформирован в 10 регулярных полков Российской армии.
Согласно описанию Киевского наместничества 1770-1780-х г.г. в его состав вошли территория бывших Киевского, Лубенского и Миргородского полков. Село Зазимье с другими селами левого берега Придесенья вошли в состав Остерского уезда Киевского наместничества. Как и везде здесь занимались земледелием и животноводством. На полях сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу, просо и горох. Заготавливали и обрабатывали коноплю и лен. При каждом дворе был надел земли, на котором крестьяне выращивали огурцы, петрушку, лук, чеснок и многое другое. Из домашних животных выращивали коров, волов, овец и незаменимых для сельского труда лошадей.
Благоприятные климатические условия, как для животноводства, земледелия так и для жизни и труда людей: плодородные почвы, густые леса, просторные луга, много водоемов – озер, рек, источников. В этих землях было много садов, целебных трав и чистый воздух.
Указом Екатерины II в 1782 г. монастырские земли Киевщины и Черниговщины были зачислены в государственную казну. Села Зазимье, Погребы, Пуховка и др.. стали казенными, поэтому крепостничество не коснулось крестьян этой местности. По сравнению с крепостными эти крестьяне имели выгодное положение.
В 1796 г. наместничества, как административно-территориальные единицы были упразднены. Эти земли вошли в состав Малороссийской губернии, а в 1802 г. была создана Черниговская губерния, к которой отошел Остерский уезд. В XIX в. стремительно развивалось сельское хозяйство, улучшается торговля, развиваются товарно-денежные отношения. Быстро увеличивается население в этом крае.
Главным занятием по-прежнему было земледелие и животноводство. Жители с. Зазимье большое значение уделяли рыбной ловле, охоте, пчеловодству, выжиганию, добыче угля, производству кирпича и березового дегтя. Уголь и кирпич поставляли в Киев, деготь продавали по селам. Пряли нити из шерсти, льна и конопли. Состоятельные зазимцы имели водяные мельницы на реке Десна. Молотить зерно приезжали из Броваров, Требухов, Красиловки и с других соседних сел.
Через Зазимье проходил торговый путь, соединяющий Чернигов с Киевом. Купцы ехали через Остер, Летки, Зазимье и далее до Киева. У Новоселок была сооружена переправа через Десну. От реки лежала грунтовая дорога через с. Зазимье в Бровары. Благодаря торговле зазимцы всегда имели пользу. Так как своего хлеба не хватало, потому что было мало пахотных земель, они продавали сено и покупали хлеб. Некоторые крестьяне, чтобы заработать хлеб ежегодно летом ходили на заработки до черноземных районов Черниговщины, Киевщины и Полтавщины. Заменяли также на хлеб и лесоматериалы. Важное значение для развития хозяйства имела Санкт-Петербургская шоссейная дорога, проходившая через Бровары, и «Киево-Воронежская» железная дорога, которая проходила возле Броваров.
В 1875 г. году был освящен новый большой кирпичный храм в честь Воскресения Христова. Средства выделил уроженец Зазимье архиепископ Павел (Суботовский). Колокольня была пристроена в 1900 году.
В 1914-1917 через р. Десна был построен деревянный мост от которого шла дорога на Вышгород. От Деснянского моста в с. Зазимье был насыпан земляной вал-дорога. Вся эта дорога от Зазимского леса к Десне была плотно вымощена крепкими сосновыми брусьями. Российские генералы рассчитывали, чтобы можно было быстро перебрасывать войска через Белоруссию и северную Украину дальше на запад. Мост через Десну был разрушен в июле 1920 г., когда происходили бои между польскими и советскими войсками.
В апреле 1920 года по отказу крестьян на попытки комиссаров 12-й большевистской армии реквизировать сельских лошадей (поскольку это бы неизбежно привело к невозможности сельхозработ и голода) началось восстание крестьян против советской власти.
Для подавления восстания был выслан отряд из ста человек из Черниговского губернского ЧК, который прибыл в село. Повстанцы впустили отряд в село, пытаясь вступить в переговоры. После того, как договориться не удалось, начался бой. Чекисты заняли оборону в нескольких домах, но после продолжительного боя были уничтожены. Таким образом, крестьянам удалось убить 99 чекистов, которым во времена советской власти поставили памятник напротив церкви. Один из ста чекистов смог убежать от разъяренных крестьян и добежал до хутора, который находится под лесом и сейчас включен в состав населенного пункта. В 20-х годах он оставил статью с воспоминаниями в газете об этом восстании.
Восстание продолжалось больше месяца, к нему присоединились жители соседних сел Летки, Требухов, Погребы а также городка Борисполя. 8 мая на Зазимье начали наступать многочисленные регулярные войска. Это были части 7-й дивизии, отряд арсенальцев и матросов Днепровской флотилии. С Броварской железнодорожной станции по селу стреляли из дальнобойных орудий. Обстреливали село также из пушек, установленных на катере, который стоял в реке Кодак за погребом (Кодак – приток Десны). Красные конники нажали большими силами и прорвали оборону со стороны Погребов. Части этой дивизии заняли деревню 8 мая в субботу. Большинство сельского населения заранее убежали в лес. Над Зазимье была совершена жестокая расправа. Запылали дома, усадьбы, сожжено было церковь, школу. Следы от разрывов пуль и огня на карнизах и стенах церкви есть и сейчас. Огонь уничтожил прекрасные высокохудожественные росписи, иконы внутри храма. Красные командиры угрожали совсем уничтожить «бандитское» село. Прибывали новые и новые отряды грабителей. Женщины были в отчаянии. Возглавляемые священником Киром, они пошли навстречу очередному отряду красноармейцев в Копийчиного моста (дорога на с. Пуховка). Встретив командира, упали на колени и просили прекратить поджоги и грабежи. Ведь дети не виноваты. Командир проявил гуманность. Бесчинства были прекращены. Часть повстанцев переправилась на правый берег Днепра в районе Вышгорода, на территорию, занятую шестой стрелковой дивизией УНР и союзной 3-й польской армией.
В родное село повстанцы смогли вернуться только после того, как его заняли поляки 11 мая. Зазимье было одним из самых восточных освобожденных населенных пунктов, занятых поляками.
Впоследствии многие из зазимцев отступили в Польшу с 6-й дивизией УНР, участвовали в боях против большевистского войска. Многие участники восстания были казнены большевистскими захватчиками в ЧК Остра и Чернигова.
Во время советской власти село Зазимье носило ярлык «бандитского». Во время второй мировой войны все ближайшие села были сожжены немецкими захватчиками. Село Зазимье минимально пострадало из-за того, что школьный учитель немецкого языка Тарковский рассказал немцам историю восстания.

КАЛИНОВКА (укр. Калинівка) – центр Калиновского поселкового совета, в который, кроме того, входят села Димитрово, Перемога, Скибин. Герб села Калиновка Флаг села Калиновка
Находится в 7 км от районного центра, в 9 км от железнодорожной станции Бровары.
Население – 3731 чел. (2011 г.)
Достопримечательности
Храм Покрова Божией Матери
Установлен монумент погибшим солдатам охранного полка НКВД и киевским ополченцам.
История
Основано село Калиновка в 1928 г. в урочище Калиновый Кущ.
В 1941 г. на рубеже сел Калиновка - Красиловка - Рожевка проходила линия обороны.
16-17 сентября 1941 года на участке первого батальона 227 полка противник силой до двух пехотных полков при поддержке танкового батальона и двух артиллерийских дивизионов пытался прорваться по дороге в районе Калиновки в Киев. Многократные атаки врага были отбиты с большими для него потерями. 18 сентября враг направил главный удар в направлении пути, который обороняла первая пулеметная рота полка. Атака фашистов была отбита винтовочно-пулеметным огнем. Всего оборона Киева на Калиновском рубеже продолжалась 15 дней. Дальнейший путь солдат и офицеров 227-го полка навсегда затерялся среди лесов и болот Калиновки.
В послевоенное время построена школа, библиотека, проложена асфальтовая дорога для соединения с Броварами.
15 апреля 1966 образован Калиновский сельский совет с центром в с. Калиновка (подчинено также: Победа, Скибин, Димитрово).
По состоянию на 1 января 1968 г. на территории сельсовета проживало 2 187 человек, из которых 831 - в Калиновке. С ноября 1995 г. на территории сел Калиновского сельсовета действуют храмы Украинской православной церкви Московского патриархата, Церковь евангельских христиан-баптистов.
В 2003 г. Калиновка Броварского района стала относится к категории поселков городского типа.

КАЛИТА (укр. Калита) – центр Калитовского поселкового совета, в который, кроме того, входит село Опанасов. Герб села Калита Флаг села Калита
Находится в 33 км от районного центра, в 12 км от железнодорожной станции Заворичи.
Население – 5418 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Храм святителя Николая
История
Нынешнее село Калита имеет древнерусские корни, но впервые упоминается в польской люстрации 1628 г. Основателем села по преданию считается легендарный Калита, который приплыл сюда на лодке. В средние века здесь было военное казацкое поселение состоятельных «выборных» казаков.
В 1859 г. в селе казачьем и собственнической Семиполковской волости Остерского уезда Черниговской губернии, проживало 1554 человека (793 лиц мужского пола и 761 – женского), насчитывалось 199 дворовых хозяйства, существовала православная церковь.
Поселок расположен на ветреном возвышении, удобном для построения ветряков, а потому здесь издавна процветало мирошництво – молоть зерно привозили со всех соседних поселений. Старожилы рассказывают, что еще в начале 20 века здесь действовало 62 ветряка. Золотой ветряк и стал символом поселка.
Свой статус поселка городского типа Калита получила в 1973 году

КНЯЖИЧИ (укр. Княжичі) – центр Княжичского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб села Княжичи Флаг села Княжичи
Находится в 4 км от районного центра, в 4 км от железнодорожной станции Княжичи.
Население – 5207 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Спасо-Преображенский монастырь
История
По преданию, еще в княжеские времена, здесь имел свой дворец Соловей Разбойник. Позднее здесь жил князь, очевидно, Владимир Мономах.
Первые летописные упоминания о Бронь-Княжий относятся к 1125-1147 гг Польская королевская грамота упоминает о Княжичи, как поселение монахов в 1489 году. Издавна через село при переправе через речку Дарница проходил древний торговый Залозный путь. В средние века Княжицкие земли принадлежат семье Албеевичив-Солтан. В начале XIX века село становится центром Княжицкого волости.
Впервые название Княжичи упоминается в грамоте польского короля Казимира к киевскому воеводе Юрию Пацу от 7 июля 1489 г.
Как пишет Дмитрий Ратников в своей книге: «Известный краевед Дмитрий Гамалий представляет сведения о заселении броварских земелях в 1581 году: в Зазимье проживало четыре семьи и два загородникаы, которые имели лишь временные огороды, в Погребах проживало 10 семей и 10 загородников, в Княжичах – четверо оседлых людей ».
В 1764 году в селе находились 43 двора, где было 189 жителей.
В Княжичах была церковь Преображения Господня, дата постройки которой неизвестна. В 1885 году к церкви была достроена колокольня, о чем имеется описание и чертежи в Черниговском областном государственном архиве. По данным 1902 г. церковно-приключенческой школы еще не было.
После реформы 1862 года монастырские и государственные земли были переданы общине. Последний передел земли проводился в 1890 году. Освоение новых земель шло путем расчистки леса.
В 1933 году село поразил голод. По воспоминаниям очевидцев тех событий в «Княжичах не осталось ни одной собаки, кота или голубя. На территории колхоза была организована столовая для работников коллективного хозяйства. Кто производил дневную норму, получал паек – суп или гречаники из гречневой половы. Дети из школы ходили на работу в колхоз тоже - перебирали картофель. Умерших от голода составляли на телегу и вывозили на кладбище, где складывали в общую моголу, прикидывали листьями и затем закапывали».
В борьбе с гитлеровцами на фронте и в партизанских отрядах, во время оккупации погибли 264 княжичан.
За освобождение села в сентябре 1943 года особенно отличились советские танкисты. Тогда село дважды переходило из рук в руки. Таких ожесточенных боев не велось за ни один населенный пункт в районе.
20 мая 1962 в Княжичах открылась типичная средняя школа на три этажа, рассчитана на 520 ученических мест.

КРАСИЛОВКА (укр. Красилівка) – центр Красиловского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб села Красиловка Флаг села Красиловка
Находится в 10 км от районного центра, в 8 км от железнодорожной станции Бровары на берегу степной речушки Красиловки.
Население – 3494 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Свято-Михайловский храм
История
Красиловка – это древняя монастырская вотчина Киево-Печерской Лавры. Первое письменное упоминание о ней происходит из польской люстрации 1636 г. Первооснователем считается легендарный Красилов.
По переписи 1666 г. здесь платили налоги 20 крестьянских дворов.

КУЛАЖИНЦЫ (укр. Кулажинці) – центр Калужницкого сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб села Кулажинцы Флаг села Кулажинцы
Одно из самых маленьких и отдаленных поселений района на левом берегу Трубежа, вблизи Басанский лесов.
Население – 334 чел. (2001 г.)
История
Перевод доносит до нас древнее название села Куйловець (Кийловець) - Киевец на Трубеже. В 1712 г. сельцо было пожаловано царем Петром I молдавскому боярину Семену Афендику.
К началу XX века здесь была усадьба с украинизированной семьей Афендиков. Они были сотниками казацкой старшины, как офицеры русской армии отличились храбростью в войне 1812 г., имели дружеские отношения и поддерживали Тараса Шевченко.
В революции 1917-1920 гг и в 1941-1943 гг село оказалось в центре партизанского края.
В разные времена оно относилось в Козелец, Бобровице, Басани, Нежина.

ЛЕТКИ (укр. Літки) – центр Летковского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб села Летки Флаг села Летки
Раскинулось на левом берегу реки Десны, в 33 км от районного центра и железнодорожной станции Бровари.
Население – 2499 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Николаевская церковь
Покровская церковь
Мемориал павшим во Второй мировой войне
Курган, под которым покоятся погибшие воины УНР во время Летковского боя (1918 г.). На кургане стоит крест и надпись: «Здесь похоронены украинские казаки, зверски замучены большевиками». (Фото 33)
Монумент жертвам Голодомора
«Неизвестный солдат»
История
Первое упоминание – под 1426 годом. По некоторым данным с. Летки (Литковичи) вместе с соседним Зазимовьем (ныне – с. Зазимье) основан в 1128 году удельным Остерским князем Всеволодом Давидовичем Городецким – зятем великого князя Владимира Мономаха (мужем дочери последнего Агафий).
Первое письменное упоминание о с. Летки – как о владении князя Дмитрия Секиры, предоставленное ему, как властителю Остра, литовским князем Витовтом – принадлежит к 1426 г.
Средневековая история с. Летки (в разных источниках – Литковичи, Большие Летки, Леткивцы, «маленький Остер») была тесно связана с Остром и Остерским княжеством (староством). Здесь жили украинские бояре и польская шляхта. По данным ревизии старосты 1622 г. – 14 летковских боярских дворов служили Остерском старости на 14 лошадях, т.е. поставляли по коню от двора.
Из-за недостатка пригодной для сельскохозяйственного производства земли уже в средние века в Летках доминировали ремесла и торговля. С 17 века Летки имели статус городка. После перехода под власть Выдубицкого монастыря в городке создано цеховое братство, функционировала мануфактура – большая монастырская гута.
Летковское Братство и объединенный кузнечно-бондарно-рымарский цех образованы при летковской церкви Святого Николая грамотой Феодосия Угличского (в то время игумена Выдубицкого монастыря, почитаемого в православии святого) от 10 февраля 1687 года.
При церкви Св. Николая Чудотворца (а позже – Покровской) хранилось знаменитое Летковское Евангелие (около 1595 года), один из четырех известных волынских рукописных Евангелий 16 века (три другие – Пересопницкое, Волынское и Хорошевское), которые полностью или частично написаны на староукраинском языке. В 20 веке Летковское Евангелие исчезло, хотя существуют версии, что оно скрыто местными жителями.
В 1907 году по инициативе Трофима Короля, и поддержке местного священника о. Бориса (Александровский), состоялось собрание общины с. Летки, на котором летковцам было предложено создать Кредитовое Общество. Члены общества должны внести деньги наличными в его кассу (размер взноса не ограничивался). Собранный таким образом начальный капитал планировалось использовать для открытия ряда предприятий (то есть создание рабочих мест).
Собрания проходили на Базарной площади, у Покровской церкви, звон которой не раз созвал летковцев на них.
Сначала община отнеслась к инициативе скептически и настороженно. Членами общества стали только несколько десятков человек. На второй сходке присоединились уже более 300 человек, 10 семей для этого поставили свое имущество под залог.
Первым коммерческим проектом кредитного общества стало общество «Лозоплет», специализированное на производстве плетеной мебели из лозы. Для обучения местных мастеров были приглашены учителя из Вышгорода, что обошлось Кредитному Обществу в значительные средства. На острове Любич «Лозоплет» начал высаживать специальные виды белой и красной лозы, необходимые для производства.
Вскоре «Лозоплет» начал еженедельно отправлять в Киев обоз телег с готовой продукцией, которая имела огромный спрос. Проект окупился за полгода и начал давать прибыль, которую Кредитовое Общество направило на открытие новых предприятий. Работники «Лозоплета» имели высокую заработную плату.
Летковцы поверили Королю окончательно. Началось массовое вступление в Кредитное Общество. В 1908 году его членами были уже более трети жителей городка (более 1000 человек).
Традиционно летковцы держали много скота и занимались скотоводством, поэтому Трофим Король предложил Обществу заняться дублением, для получения высококачественной кожи, и наладить производство обуви.
В течение 1908-1910 годов созданы три цеха дубления кожи, один из которых был настоящим заводом площадью в несколько гектаров. Руководил им Кузьменко (его сын позже стал зятем Трофима Короля). В процессе выделки кожи применялась чешская технология, внедрением которой занимались опытные нанятые специалисты, в обязанности которых входила подготовка местных специалистов. Для пошива обуви Кредитовое Общество создало специальный Сапожный цех.
Налажен высев масличных культур, которые были приспособлены к землям, малопригодным для земледелия (рыжей, рапс и др.). За три года сырья уже хватало для работы трех маслобоен.
Успехи Летковского Кредитного Общества получили значительный резонанс по всей Российской империи.
Утром 9 сентября 1911 года к летковской пристани причалил пароход, на котором в Киев на торжества по случаю открытия памятника Александру II следовал Николай II со своим двором (в частности, императрицей Александрой Федоровной, премьер-министром Столыпиным и графом Витте). Встречая императора, церковный хор исполнил «Боже, царя храни». Староста села на полотенце, вышитом словами гимна, преподнес Николаю II каравай. Затем царю подарили сапоги, сделанные сапожником Кузьменко. В знак благодарности император наградил Сапожный цех золотыми часами.
Кредитовое Общество воспринималось летковцами, как продолжатель традиций Летковского братства. В частности, были восстановлены некоторые братские ритуалы. Летковский бой
Летковский бой 2 февраля 1918 года. После боя под Крутами (бой, который состоялся 16 (29) января 1918 года на железнодорожной станции Круты под поселком Круты и вблизи с. Памятное) небольшой отряд в составе 24 юнкеров Киевской военной школы им. Богдана Хмельницкого отступал в направлении Киева. Поездом они доехали до станции Бобрик (далее она была захвачена войсками Муравьева), пешком прошли через село Семиполки и лесом дошли до Леток. Там отряд стал на ночлег.
Уже на рассвете в село вошли большевики-муравйовцы, и воины УНР вступили с ними в бой. 20 бойцов погибли, 4-х – казнили. Позже крестьяне свезли погибших и похоронили их в братской могиле. На этом месте был насыпан курган, на котором установили крест.
Летковская республика. В 1920 году городок участвовал в восстании против регулярных частей Красной армии. Восстание возглавил легендарный летковец Трофим Король. Было провозглашена Леткивская республика. Восстание жестоко подавили, более 100 повстанцев расстреляны. Позже многие его участники репрессированы.
С начала 20-х годов с. Летки потеряли статус городка и далее упоминаются как село. В 1929 году создан первый колхоз, куда летковцы, которые никогда не знали крепостного права, вступали без особого энтузиазма.
Многие летковцы умерли во время Голодомора (точная статистика неизвестна). До сих пор часть центрального кладбища (всего их в Летках четыре) носит название «Тридцать третий».
Во время немецко-фашистской оккупации 2/3 села были сожжены. Совершались казни местного населения, в том числе 7 человек повешены, 10 – сожжены, 12 – расстреляны. От начала 1942 года массовый характер набрала принудительная депортация трудоспособных людей в Германию.
4 октября 1943 в районе с. Летки началась переправа через Десну танков 5 гвардейского танкового корпуса генерала Андрея Кравченко – впервые в мире по дну реки.

ЛЕТОЧКИ (укр. Літочки) – центр Леточковского сельского совета, в который, кроме того, входит село Соболевка. Герб села Леточки Флаг села Леточки
Находится в 40 км от районного центра и железнодорожной станции Бровари.
Население – 422 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Храм Успения Богородицы
Храм святителя Николая (Северное кладбище)
История
С. Леточки (Мали Летки, Коленцы) известны из письменных источников 1552 г. как поселение, принадлежавшее к Остерскому замку. Рядом с селом находится одно из крупнейших древних городищ Украины. Село вплоть до 1905 г. принадлежало к владениям семьи киевских казацких полковников и сотников Солонин. Екатерина Лукьяновна Солонина – героиня шевченковской «Княгини».

МОКРЕЦ (укр. Мокрець) – центр Мокрецкого сельского совета, в который, кроме того, входит село Бервица. Герб села Мокрец Флаг села Мокрец
Село Мокрец находится на левом берегу реки Трубеж, в 48 км от районного центра, в 2 км от железнодорожной станции Заворичи.
Население – 1004 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Свято-Троицкий храм
История
Польская люстрация 1636 г. вспоминает слободу Мокорець. Ее по преданию основали казаки, когда у Заворичи стояла казацкая сотня. Мокрецы и Заворичи – это двойное село на левом и правом берегах Трубежа на расстоянии одного километра друг от друга.
Во времена крепостного права село принадлежало дворянским семьям Солонин, Афендиков, Барановский.
Советская власть в селе была установлена лишь 1929 г.

ПЛОСКОЕ (укр. Плоске) – центр Плосковского сельского совета, в который, кроме того, входит село Першотравневое. Герб села Плоское Флаг села Плоское
Находится в 25 км от районного центра, в 15 км от железнодорожной станции Бобрик.
Население – 2007 чел. (2001 г.)
День села – 3 июня.
Достопримечательности
Церковь Покрова Богородицы
История
В судебных документах 1624 г. с. Плоское упоминается как собственное владение княгини Марьяны Корецкой. Там же говорится, что княгиня «осадила» выходцев из Дымерки на собственной почве. С. Плоское отмечено на карте Боплана, изданной в 1662 г.
Поселения при реке Плоская Руда (Смолянка) состояло преимущественно из казацкого населения Гоголевской сотни. Право собственности на Плосковской земле принадлежало семье Выговских, а позже Фроловскому монастырю.
За период с 1920 по 1965 административное подчинение с. Плоского менялось, село принадлежало:
с 1920 года Гоголевской волости Остерского уезда Черниговской губернии
с 1923 года Гоголевскому району Киевского округа Киевской губернии
с 1925 года Великодымерскому району
с 1927 года Броварскому району
с 1930 года Великодымерскому району
с 1963 года Бориспольскому району
с 1965 года и в настоящее время Броварскому району.

ПОГРЕБЫ (укр. Погреби) – центр Погребского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб села Погребы Флаг села Погребы
Находится в 12 км от районного центра и в 15 км от железнодорожной станции Бровары.
Население – 2087 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Храм Успения Божией Матери
История
В окрестностях с. Погребы (на берегу Десны) зафиксированы памятники эпохи мезолита. Жители позднего палеолита и мезолита коллективно охотились на стадных животных, усваивали примитивное рыболовство. Совершенствование охотничьих орудий способствовало росту производительности труда, появилась возможность обеспечить себя продуктами питания и оседать на определенных территориях (исследовано подобное поселение в урочище Ланы вблизи Погребов). Круглые или овальные, небольшие, наземные (иногда несколько углубленные в землю) жилья покрывали шкурами животных. Из вещей, найденных в урочище Ланы во время раскопок есть украшения – бронзовый браслет, заколка, также было найдено два фрагмента антропоморфных женских фигур, несколько орнаментированных пряслец.
В период энеолита неподалеку от с. Погребы зафиксировано 20 археологических памятников, в Погребах найдено несколько фрагментов керамики и тюльпаноподобную сосуд лужицы типа.
Много исторических, летописных, археологических, фольклорных свидетельств указывает на то, что с. Погребы были поселением еще в XIV в. Местное предание называет первым основателем села рыбалку. При раскопках археологи нашли здесь печать Ратибора – воеводы времена князя Владимира Мономаха. По другому преданию здесь находились погреба киевских монастырей с запасами овощей и меда.
Первое письменное упоминание относится до 1545 г. по люстрации Киевского замка. Издавна село относится к Киевской казацкой сотне Киевского полка. С отменой гетманщины село переходит в казенное ведомство.

ПУХОВКА (укр. Пухівка) – центр Пуховского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб села Пуховка Флаг села Пуховка
Раскинулось на левом берегу Десны, в 18 км к северо-востоку от города Бровары.
Население – 1996 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Храм Покрова Божией Матери
История
Возле села обнаружены остатки поселения трипольской культуры (конец III тысячелетия до н.э.) и исследованы могильник раннеславянской зарубинецкой культуры (II в. до н.э.).
Жители городка Пухова оказали сопротивление татаро-монголам в 1240 г., за что городок был и уничтожены «в пух и прах». Другое его название – Деснянский городок, который был основан князем Владимиром Великим еще в 980 г.
Село не раз разрушалось речными наводнениями, переносилось в другое место. В средние века село было известно под названием Комаровка, и было уничтожено польским войском в 1637 г. Село было монастырским, но административно принадлежало Гоголевской сотне.
Самым бурным периодом в его жизни были 1860-1920 гг, когда население с. Пуховка выросло в шесть раз.

РОЖЕВКА (укр. Рожівка) – центр Рожевского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб села Рожевка Флаг села Рожевка
Население – 494 чел. (2001 г.)
История
Многие исторические, летописные, археологические свидетельства указывает на то, что село Рожевка было заселено еще во времена медно-каменного века – энеолита (4-3 тыс. до н.э.).
На территории села находится четко выраженное древнерусское городище. По преданию здесь жили поляне, тогда как везде вокруг – северяне. Рожевка - это единственное поселение района, расположенного на холмах, над оврагами, в живописной местности.
Рядом, в урочище Царей Яр, находился средневековый замок князя Юрия Ивановича Половця-Рожиновського. «Черниговские епархиальные ведомости» называют его Клоп-городком и дают подробное описание. Там же приводится и имя основателя с. Рожевка – Ян Аксак.
В раннем средневековье с. Рожевка имела статус «города», в рожевской церкви московские бояре в 1654 г. приводили к присяге окрестное население на верность московскому царю. В более поздние времена село на церковных землях пришло в упадок.
Как сообщают «Черниговские епархиальные ведомости» поселения, ныне называется Рожевка в 30-х годах ХVII веке основал Ян Аксак. Затем эти земли от благородной семьи Аксаке перешли к владениям семьи гетмана Выговского.
В 1802 году непосредственным обладателем с. Рожевка была Киево-Печерская лавра.
Киево-Печерская лавра была чрезвычайно влиятельной и авторитетной религиозной единицей, умело и профессионально осуществляла свое дело. Такой вывод можно сделать из того, что почти во всех селах, даже малых, по инициативе и на средства Лавры и населения в XVII-XVIII века были построены церкви, а во многих селах – школы.
В 1766 году в Рожевке, где жили в то время всего 100 человек, действовала церковь Святого Николая Чудотворца Киевской духовной консистории, которая позже сгорела от удара молнии. Взамен ее в 1808 году построили новую церковь, также Святого Николая. При церкви работала церковно-приходская школа, где грамоты учил священник. К сожалению, в 1920 году церковь разрушили поляки.
В 1921 году объявлена новая экономическая политика (нэп). Село оживало, но облегчения не было продолжительным. С 1929 года началась принудительная коллективизация. Ужасной трагедией был голодомор 1932-1933 годов. Печально сложилась и судьба рожевской церкви. Восстановленные в 20-х гг богослужения были прекращены в 1936 году. Тогдашнее руководство требовало уничтожить церковь, разобрать ее, что сразу было и сделано сельскими активистами. Строительные материалы использованы для сооружения колхозных складов, а земля предоставлена под застройку жителям села.

РОЖНЫ (укр. Рожівка) – центр Рожневского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб села Рожны Флаг села Рожны
Раскинулось на левом берегу реки Десна. Расстояние до районного центра и железнодорожной станции в г. Бровары – 25 км, до Киева – 36 км, до аэропорта Борисполь – 45 км.
Население – 1208 чел. (2001 г.)
Почвы супесчаные. На окраине села находится лес, запасы торфа, песка.
Достопримечательности
Храм Рождества Богородицы
История
Село Рожны основано в 1240 г.
Во время Второй мировой войны было сожжено почти все село.

РУДНЯ (укр. Рудня) – центр Рудневского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб села Рудня Флаг села Рудня
Находится в 25 км от районного центра, в 2 км от железнодорожной станции Бобрик.
Население – 2251 чел. (2001 г.) Храм Рождества Богородицы с. Рудня
Достопримечательности
Храм Рождества Богородицы
История
По польским источникам с. Рудня было основано в 1616 г. известным феодалом Степаном Аксак. Дмитрий Гамалий первое письменное упоминание о селе выводит от 1590 г. В польских люстрациях 1622-1628 гг упоминается как слобода Руда. Часть населения села составляли казаки, часть – посполитые.
В 1753 г. Ефим Дараган купил с. Рудня вместе с селами Семиполки, Мостище, Святое у сыновей бывшего переяславского коменданта Матфея Андреевича Хераскова – Александра, Петра и Михаила – за 9000 рублей.
В 1762 г. по наследству село перешло сыну Василию, позже – сестре Василия Екатерине Галаган.
В 1859 году в казенной деревне Семиполковской волости Остерского уезда Черниговской губернии, проживало 894 человека, насчитывалось 113 дворовых хозяйств, существовала православная церковь.

РУСАНОВ (укр. Русанів) – центр Русановского сельского совета, в который, кроме того, входит село Перше Травня. Герб села Русанов Флаг села Русанов
Раскинулось на правом берегу реки Трубеж, в 30 км от г. Бровары и 47 км от г. Киева.
Население – 1685 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Храм Свято-Николаевский
История
Русановский городок был основан, согласно летописным данным 980 г., при князе Владимире Великом. В летописях упоминается с 1147 г. под названием Русотина. Предание называет первопоселенца человека по имени Руслан. «История городов и сел УССР» учредителем села называет Саву Русановича. В документах 1508 Савва Русанович упоминается как крупный землевладелец. Родовид Русанович прослеживается на протяжении веков, вплоть до нашего времени. Другой крупный коренной, легендарный род – Соловей.
В 1652 г. Павел Алеппский отмечает Русанов, как значительный ремесленный центр с православным храмом.
В 1859 году в казачьем селе проживало 1175 человек, насчитывалось 196 дворовых хозяйств, существовал православный храм.
Впоследствии Русанов был типичным казенным селом. В 1897 году в селе проживало 2127 чел.

СВЕТИЛЬНЯ (укр. Світильня) – центр Светильнянского сельского совета, в который, кроме того, входит село Гребельки. Герб села Светильня Флаг села Светильня
Расположено на реке Трубеж, в 30 км от районного центра Бровары и около 45 км на северо-восток от Киева.
Население – 1050 чел. (2012 г.)
Достопримечательности
Памятник археологии «Древнерусское городище XI-XIII вв.»
Свято-Михайловский храм
История
Светильня возникла как укрепление при переправе через реку Трубеж на древней Басанской дороге. Для обороны от кочевых племен была построена система укрепленных крепостей-городищ вокруг Киева, которые стали опорными пунктами в борьбе с печенегами. О том, что река и деревня были пограничные, свидетельствует местная поговорка: «Светильня – Заворичи – Бервица – Мокрец и мира конец».
Древний град на Трубежском рубеже обороны основан в 980 году великим князем Владимиром. Местное городище (памятник археологии «Древнерусское городище XI-XIII вв.») является крупнейшим в системе трубежской обороны.
Первое письменное упоминание о селе относится к 1362 г. и связано с именем князя Половца-Рожиновского.
В XVII веке заселяли преимущественно казаки. В 1658 г. село атаковали московские войска, что стало прелюдией к полномасштабной украинско-московской войне 1658-1659 гг., в которой с. Светильня вместе с Борисполем, Броварами была вырублена и сожжена.
В XIX веке действовали два сословных общества – сельское и казацкое. Позже землями с. Светильня владели разные владельцы, преимущественно небогатые дворяне.
В 1897 году село насчитывало 1837 душ.

СЕМИПОЛКИ (укр. Семиполки) – центр Семиполковского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб села Семиполки Флаг села Семиполки
В с. Семиполки берет свое начало малая река Пилявка. Село расположено на границе с Козелецким районом Черниговской области.
Население – 3050 чел. (2012 г.)
Достопримечательности
В селе установлен памятник в честь замученных голодом жителей с. Семиполки.
История
Впервые село упоминается в документах 1240 г. корда жители оказали сопротивление татаро-монголам и были уничтожены ними.
Основателем села был шляхтич Богинскоий.
В период казацких войн, как и в соседнем с. Гоголев, в Семиполках возникает небольшая казацкая крепость. Село было одним из крупнейших казацких сел, которая была заселена богатыми выборными казаками..
По архивным церковным документам местная церковь Святой Троицы была построена в 1647 г. в центре старинного укрепления, подчинялась Киевской метрополии Вселенского патриархата.
После подписания мартовских статей в 1654 г. окрестные земли и леса переходят в собственность казацкой старшины, среди которых род Дараганов и к русской церкви (в селе были земли и промыслы Киево-Печерской лавры).
Во времена гетмана Ивана Мазепы были исправлены мосты и установлено почтовое движение по Старому пути, построено почтовую станцию и постоялый двор. Тогда на пересечении Уланской дороги (улицы) и нового большака и возник новый центр села – Базарная площадь.
После поражения под Полтавой, село хоть и осталось в подчинении казацкой старшины, но значительную его часть, некоторые окружающие боры и земли прибрали к своим рукам выходцы из российского военного руководства. До 1728 года, часть села Семиполки и «прочии маетности» принадлежали Лопухину, киевском коменданту. С 1728 года эти земли переходят во владение переяславского коменданта, кавалергарда Хераскова. От братьев Матвея и Михаила Хераскових, сыновей коменданта, в 1753 году эти земли по купчей переходят к киевскому полковнику Ефиму Дарагану, в 1762 году – до его сыну Василию, и далее к Екатерине Галаган.
Украинские, старшинские, казацкие роды Галаганов и Дараганов хорошо известны. На улице Уланской Ефим Дараган строит свой дворец. В этом дворце в 1787 г. во время путешествия императрицы всероссийской Екатерины II ее встречал киевский наместник. А раньше, в 1744 году, Переяславский полк во главе с Херасковим встречал здесь последнюю императрицу Всероссийскую из рода Романовых, дочь Петра I-го, любовницу близкого родственника Дараганов, фаворита императрицы Кирилла Разумовского – Елизавету Петровну, на которой закончилась монаршая династия рода Романовых.
С прокладкой в 1861 Санкт-Петербурзьського шоссе образуется Семиполковского волость. Происходили регулярные ярмарки, село получает статус города.
С 1880 года, село становится волостным городком с подчинением 12 сел. В селе были земская школа, библиотека.
Некоторое время до 1923 года, на месте Семиполковской волости был и Семиполковский район.
Во время Второй Мировой войны село оказалось в центре немецкого наступления 1941 года через Остер на Киев. В 1943 г. в селе при отступлении немецкой армии, было сожжено более 1000 дворов. Сохранился дом, в котором размещался штаб чехословацкой бригады, где жил генерал Свобода – будущий президент Чехословакии.

ТРЕБУХОВ (укр. Требухів) – центр Требуховского совета, в который, кроме того, входит село Переможец. Герб села Требухов Флаг села Требухов
Расположено на расстоянии 6 км от железнодорожной платформы «Княжичи», 9 км от Броваров и 17 км от Киева.
Население – 6446 чел. (2012 г.)
Достопримечательности
Церковь Святой Покровы
Братская могила в центре села.
История
Согласно официальной "Истории городов и сел УССР", на месте Требухов было поселение Иваничи, которое разрушили татары. В 1633 г. здесь была основана Требуховка. Но в книгах киевского воеводы это село упоминается еще раньше, в 1629 г. Того же 1629 г. происходил судебный процесс Даниловича с игуменом Бельским за эти земли.
С 1508 г. владения принадлежали Михайловскому монастырю, позднее Вишневецким и Аксак.
Селились здесь на монастырских землях, становились монастырскими людьми. Монастырские люди занимались, как и везде в те времена в нашем крае, лесным промыслом. Монастырские промыслы были здесь довольно значительными, потому Требухов становится одним из крупнейших сел. К монастырским людям подселяются и казаки из хутора бориспольского сотника. Село становится монастырско-казацким. Как монастырское, село не принимало активного участия в казацких войнах. Не было оно зависящим ни от Вишневецкого, ни от Аксака. Монастырские крестьяне Требуховской вотчины платили хлебный налог за землю, за пастбища, за венчание в церкви, за переезд через монастырские реки, за помол в мельнице. А еще платили подушную подать и подать государству на содержание войска.
К началу 17 в. эти земли принадлежали киевским монастырям. В 1634 г. Данилович, родовитый русский дворянин, обладатель Борисполя и Одесского замка на Волыни, основывает здесь поселение. На месте сожженного в древности села Вольница стояло два дома и два города. Это возрождение с. Требухов в средние века. Трудно найти точные истоки Требухов, но понятно, что возник он значительно раньше 17 в. Ведь и соседнее село Дударков, которое тоже входило в Остерский уезд, известно по письменным источникам от 1615 г.
В 1698 году Бровары, как Гоголев и другие села и поселки нашего края, были разрушены войсками графа Шереметева. В 1680 г. Бровары вместе со всеми угодьями и окружающими селами (Троещина, Требухов, Дударков, Красиловка) гетманом Иваном Самойловичем были переданы Киево-Печерской лавре.
Но в целом монастырские повинности не были слишком обременительны, и село росло и развивалось. В 1737 г. здесь было 77 монастырских дворов и 20 казацких, 799 душ населения.
Требуховцы участвовали в гайдамацком движении. В 1747 г. польская военная комиссия допрашивала Требуховца Никоненко. Во время допроса гайдамак умер.
В 1784 г. в Требухов уже насчитывалось 185 домов, было 44 казацкие дворы. Наверное, казаки и монастырские люди жили в селе отдельно, своими уголками.
В 1858 г. здесь 371 двор, а в 1897 г. - 672 двора и 3417 душ населения. По количеству населения Требухов уступал лишь Броварам, Гоголеву и Дымерке.
В с. Требухов еще в 1874 г. открыто одно из первых в районе земских школ - Требуховское сельское начальное народное училище. В 1931 г. здесь был первый выпуск семилетки, а в 1936 г. - десятилетки. В 1929 г. здесь обучалось 309 учащихся, в 1940 г. - 720, а в 1963 г. - 1000 учащихся.
Накануне революции село жило небогато, но крестьянские хозяйства имели равномерные состояния. На один двор приходилось по две десятины земли. Крупнейшим землевладельцем был местный священник Галаган. Он имел 70 десятин, но это были земли не личные, а церковные. Земли не хватало, и Требуховцы шли в Таврию, к немцам-колонистам на заработки.
Весной 1920 г. крестьяне выступили против советской власти. В обороне села приняло участие около 300 крестьян, вооруженных вилами, обрезами. В ответ село обстреляли из пушек, атаковали конницей, сожгли. Говорят, что погиб каждый десятый житель села.
В 1930 г. в с. Требухов возникает первый колхоз "Долой границы", в который вошли 9 хозяйств. И собрать урожай колхоз не смог. Не обмолотилися даже в ноябре, и урожай сгнил в скирдах. Газета «Пролетарская правда» писала, что председатель сельсовета, он же секретарь парторганизации, Кривенко защищает кулаков. Защищает тем, что хлебозаготовки в 5690 пудов председатель распределил не на 70 кулацких хозяйств, а на 217.
Осенью 1941 г., прикрывая Бориспольскую дорогу, здесь стоял в обороне на Рудке харьковский партизанский отряд. Но разве могли задержать 90 партизан 4 немецких дивизии? Половина харьковчан погибли и похоронены в братской могиле в центре села. В годы немецкой оккупации из села на работы в Германию было вывезено 330 человек, 23 из них погибли. Из 3916 требуховцев призыва 1941 г. с войны не вернулись более 400. Погибли почти все ребята – выпускники Требуховской школы 1939-1941 гг
Осенью 1943 г. с. Требухов оказалось в центре событий битвы за Днепр. В селе находился штаб Воронежского фронта. Именно во время пребывания его в с. Требухов Воронежский фронт был переименован в Первый Украинский. Здесь находились Хрущев, Ватутин, Жуков. Штаб пользовался гоголевским полевым аэродромом. Здесь размещались и штабы 38-й армии и 3-й танковой армии генералов Москаленко и Рыбалко. Как видим, Требухов в это время был этакой военной столицей, где разрабатывались планы освобождения Киева, откуда была прямая связь с Москвой.
В послевоенные годы Требухов прославился своими садами. Фрукты вагонами отправляли в Россию. В 1963 г. в селе было 400 гектаров садов, большой плодопитомник, выращивали 100 сортов плодовых деревьев. Долгое время этим садовым хозяйством заведовал большой профессионал и одновременно энтузиаст садоводства В.Н.Рогач. С 1959 г. Требуховский колхоз «Октябрь» становится опытно-показательным хозяйством района. Его посещают многочисленные иностранные делегации.

ШЕВЧЕНКОВО (укр. Шевченкове) – центр Шевченковского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки. Герб села Шевченково Флаг села Шевченково
Население – 3392 чел. (2012 г.)
История
Шевченково – один из самых молодых поселений Броварского района. Возникло оно в 1868 году – в связи со строительством железной дороги Курск-Киев, как основная железнодорожная станция Остерского уезда. Называлась станция Бобрик, по названию ближайшего села. Через сто лет поселение возле станции получило название Шевченково.
Во время гражданской войны Шевченково не раз оказывалось в центре бурных событий.
В советский период здесь функционировала большая МТС.