Наши путешествия
Главная strelka Украина strelkaЧерниговская областьstrelkaКороп, Коропский районstrelkaДостопримечательности Коропаstrelka
strelkaЦеркви Коропа
Достопримечательности Села и поселки История

Церкви Коропа

Пустынно-Рыхловский монастырь

Пустынно-Рыхловский Николаевский монастырь расположен среди дубового леса на холме, что прилегает к небольшому лесному озеру. С трех сторон его окружают глубокие овраги. С севера узким перешейком территория монастыря сочетается с плато.

подробнее...

Вознесенская церковь

Вознесенская церковь

Каменный одноглавый храм возвышается в историческом центре Коропа и является его главной архитектурной доминантой. Ранее стоял обособленно посреди площади, а ныне - на церковном дворе сбоку от улицы.

Построен и освящен в 1764 году по заказу атамана Генеральной арматы (артиллерии) Петра Юркевича. Автор - вероятно архитектор Андрей Квасов или кто-то из его учеников: не исключено, что Максим Мосципанов, который именно в это время (1763-1765 гг.) Учился у А.Квасова в ранге «помощника архитектуры».

Церковь относится к типу башнеподобных квадрифолиевих тетраконх, т.е. центрических сооружений, которые были рассчитаны на круговой обзор, поэтому все фасады решены равноценно. Такой тип храма появился в Украине в середине XVIII в.

Несмотря на ремонты и перестройки в XIX в., во время которых изменена форма покрытия купола, стесан наличник окон экседр, пристроена каменная ризница и маленькие деревянные тамбуры перед входами, достопримечательность хорошо сохранила первоначальные формы. К центральному крещатму башнеобразному объему, увенчанному световым восьмериком с куполом и глухим фонариком по сторонам прилегают четыре низкие экседры, чем создается строго центристская структура с пирамидальным силуэтом и стремительным нарастанием масс к центру вверх. Экседры перекрыты конхами. В восточной содержится церковный алтарь. Каждое плечо башнеобразного центрального объема увенчанное высоким треугольным фронтоном, который имеет не конструктивное, а чисто декоративное значение.

Фасадный декор довольно сдержанный. Грани архитектурных форм закреплены пилястрами, стены экседр ритмично расчленены лопатками, карнизы – незначительного выноса. Окна экседр были окаймлены характерными для второй половины XVIII в. «Ушастыми» наличниками с рельефно выделенным замковым камнем (сохранился единственный такой наличник на окне алтарной апсиды). Разорванный карниз (с намеком на дорический фриз) и система декоративных арочек над круглыми окнами-розетками в тимпанах фронтонов являются образцами «архитектурного фольклора» и свидетельствуют об участии в строительстве храма народных мастеров, не имеющих надлежащего профессионального подготовки.

Внутреннее пространство единственное неразчлененное, в нем царит высотная раскрытость верха центрального участка. Сводом рамен центрального крестообразного объема являются подпружные арки для подкупольного восьмерика. Они имеют слегка стрельчатые очертания и в уровне пят и посередине стрелы подъема стянуты парными железными затяжками, поскольку стены недостаточно массивны, чтобы погасить распор купола. Переход от подпружных арок к восьмерику выполнен с помощью плоских треугольных пандативов. Восьмерик несет сомкнутый восьмилотковый свод. Интерьер хорошо освещено, поскольку в каждой Экседре (кроме алтарной), кроме дверного проема устроены еще по два окна очень удлиненных пропорций с лучковыми перемычками. Западная Экседра плоским перекрытием по деревянным балкам разделена на два яруса, в верхнем содержатся хоры. Декора в интерьере нет, за исключением нескольких карнизов отделяют сводчатые поверхности от вертикальных плоскостей стен, пилонов и экседр. В бане и на плоскостях пандативов фрагментарно сохранились росписи начала XX в. Иконостас выполнен в 1970-х гг.

Воскресенская церковь используется религиозной общиной по первоначальному назначению. Она является выдающимся архитектурным произведением эпохи перехода от барокко к раннему классицизму, продолжающий линию развития башнеподобных храмов-памятников эпохи барокко, которым свойственны центричность, скульптурность объемов, всефасадность, ступенчатое нарастание масс, высотное раскрытие внутреннего пространства.

Пгт. Короп

Церковь св. Ильи

Церковь св. Ильи

Каменная церковь расположена в историческом центре Коропа в пределах бывшей крепости.

Точная дата сооружения и первоначальное функциональное назначение неизвестны. Вероятно, построена в конце XVII или в начале XVIII в. Церковь тридольная, с южной прямоугольной в плане пристройкой. Состоит из массивного четверика нефа, стены которого имеют толщину свыше 2 м, небольшой полуциркульной апсиды и прямоугольного притвора. Наву и женскую перекрыто цилиндрическими сводами с распалубками над дверными и оконными проемами. Над нефом поднималась высокая четырехгранная башня. В толще южной стены нефа есть внутренний ход с лестницей на верхний ярус башни. В нижней части западной стены притвора сохранилась первоначальная бойница нижнего боя для ручного огнестрельного оружия, и свидетельствует о первоначальном оборонительное назначение этого культового здания. По предположениям первого исследователя этого памятника М.Цапенка, она могла быть башней-донжоном Коропской крепости в XVII в. или артиллерийским складом, поскольку Короп в XVII-XVIII вв. был местом постоянной дислокации «Военной арматы», то есть артиллерии Гетманщины.

В 50-60-х гг. XVIII в., Когда крепость потеряла оборонное значение, сооружение перестроено и, возможно, ей предоставлено другое назначение: достоверно для общественных или хозяйственных нужд, удлиненный двухэтажный корпус с двумя прямоугольными в плане ризалитами с юга, через которые были устроены отдельные входы на первый и второй этажа. Тогда же в стенах первоначального объема растесаны большие окна, а башню, превращенную в колокольню, увенчано восьмериком бане, на фасадах устроен скромный декор в духе позднего барокко с применением лопаток, розкрипованых карнизов и «ушастых» оконных наличников. В XIX в. первоначальный объем церкви плоским перекрытием по деревянным балкам разделен на два этажа. В конце XIX в. сооружение использовалось для учебных нужд. В 1930-х гг. башню и баню разрушили. Памятка была разрушена также во время второй мировой войны. С 1960-х гг. церковь взят на государственный учет как памятник архитектуры республиканского значения.

Ильинская церковь в Коропе - единственная из известных приходских церквей оборонного типа на Левобережной Украине.

Пгт. Короп

Церковь св. Феодосия

Церковь св. Феодосия

Каменная церковь находится на центральной площади исторического центра города на невысоком холме правого берега р.Короп. К площади обращена витарной апсидой, к реке выходит западным фасадом. Играет роль архитектурного акцента в застройке площади.

Построена 1910 рядом с городским Троицким собором (не сохранился) как теплая церковь. Первоначально имела световой восьмерик с куполом над крайним восточным компартиментом и колокольню - над западным (не сохранились).

Церковь относится к зальному типу, сейчас безбанная, прямоугольная в плане, с полукруглой алтарной апсидой и граненым деревянным тамбуром перед западным фасадом. Имеет высокий цоколь. В западной части - подвал. Фасады увенчанные антаблементом с фризом мелких ширинок и полосой зубчатой аркатурой под антаблементом. Стены расчленены лопатками. На углах здания и на осях лопаток над карнизом возвышаются маленькие декоративные башенки. Первоначально между ними проходил зубчатый парапет. Большие прямоугольные окна с лучковыми перемычками окаймлены широкой каймой невысокого рельефа с килевидными сандриками. На западном фасаде - невысокий фронтон. Весь фасадный декор характерен для историзма начала XX в. и выполнен под влиянием модных в то время мотивов русской архитектуры XVII в.

В интерьере единое пространство, имеет глубинно-осевое развитие, ритмично расчленено четырьмя полуциркульными арками, образуя пять компартиментов. На фасадах этим аркам отвечают лопатки. Перекрытия плоские балочные, апсида перекрыта конхой, пол деревянный, крыша щипцовая на деревянных стропилах, покрытый кровельной сталью. Декор в интерьере не сохранился.

В 1987 г. здание реставрировали и приспособили под дискотеку. При этом устроены две поперечные перегородки, сделано новое оформление интерьера. Фасады окрашены в два цвета: фон стены светлые желто-зеленые, лопатки, антаблемент и наличник - белые.

Памятка включена в Свод памятников истории и культуры Украины (том «Черниговская область»), однако до сих пор не поставлена на государственный учет и не внесена в Государственный реестр недвижимых памятников Украины.

Пгт. Короп

Церковь Успения Богородицы

Церковь Успения Богородицы

Каменная однокупольная церковь стоит в историческом центре возле пересечения улиц Чапаева и Горького, на оси последней. Визуально проглядывается с других улиц и видовых точек центра города, играет роль главной градостроительной доминанты.

Построена в 1900 и как доминанта была связующим звеном между двумя городскими площадями линейного типа - Торговой и Ярмарочной, которые расположены параллельно и разделены двумя рядами кварталов застройки.

Церковь крестообразная в плане, девятидольная, с удлиненной западной полукруглой апсидой. Над крестопоклонной полуциркульные арки несут четверик с цилиндрическим 8 оконным подбанником и сферическим куполом. Западное плечо пространственного креста перекрыто коробовым сводом, апсида - конховим, северное и южное плечи - пандативами; такими же сводами перекрыты низкие квадратные в плане помещения в межрукавьях. Арки имеют парные стальные затяжки.

Во внешних объемах подчеркнуты крещатость структуры и пирамидальный характер композиции. Повышенные мышцы архитектурного креста акцентированы на главных гранях треугольными фронтонами. Они накрыты щипцовыми крышами, а помещение в межрукавьях - пологими вальмовыми, что придает храму определенную монументальность. Фасады расчленованые пилястрами, большие арочные окна окаймлены профилированным наличником. Первоначально фасадные плоскости не были оштукатуренны, а решались в красной лицевом кирпиче с штукатуркой и побелкой только наличников вокруг окон. Карниз венчания небольшого выноса, с сухариками.

В советское время церковь была закрыта и полуразрушенная. В течение 1988-1993 гг. ее реставрировали с приспособлением под местный краеведческий музей. При этом засыпали подвал под западной частью храма, сделали отопление, восстановили сферический купольный свод крыши и баню по деревянным стропилам и кружалах укрыли кровельной сталью. Фасады получили двухцветную окраску: фон стены светло-серый, детали - белые. В 1997 церковь вернули религиозной общине.

Памятник является одним из поздних храмов неоклассицистического направления в рамках так называемого кирпичного стиля конца XIX - начала XX в. Включен в Свод памятников истории и культуры Украины (том «Черниговская область»), однако до сих пор не поставлен на государственный учет и не внесен в Государственный реестр недвижимых памятников Украины.

Пгт. Короп

Церковь св. Николая

Деревянная пятибанная церковь с колокольней стоит в центре села возле главной улицы, которая на восток от церкви имеет осевую ориентацию на нее. Учитывая значительные размеры и активный силуэт церковь является градостроительной доминантой.

Построена в 1908-1912 гг. на месте и взамен предыдущей одноименной деревянной церкви, возведенной в течение 1856-1857 гг., а в 1872 г. получила новую деревянную колокольню. В пределах церковной ограды содержится каменный одноэтажный дом церковного причта, построенный в конце XIX в.

Церковь крестообразная, девятисрубная, длиной 40 м, шириной 27 м. Высота колокольни около 37 м. Все компартименты равновысокие, в плане прямоугольные или квадратные (центральный сруб). Западное плечо удлиненное, к нему прилегает прямоугольный в плане тридольный притвор, над которым возвышается колокольня. В интерьере все срубы соединены большими арками трапециевидных очертаний. Центральный и краеугольные срубы несут массивные восьмиоконные восьмерики, потолки которых зашиты досками. Переход от четверней к восьмериков осуществлен с помощью промежуточных конструкций включают плоские треугольные пандативы и срезанную восьмигранную пирамиду.

На фасадах мышцы выделены треугольными фронтонами. Пять куполов церкви - это массивные восьмерики на приземистых глухих Четвериков, с шлемовидными глухими куполами. Такую же шлемовидную форму имеет и баня колокольни.

Колокольня четырехъярусная: первый ярус - это западный притвор церкви. Над ним возвышается невысокий четверик, несущий восьмерики с прямоугольными отверстиями колоколов по сторонам. С запада перед колокольней над главным входом в церковь - крыльцо со спаренными колоннами и треугольным фронтоном.

Памятка построена из брусьев на высоком кирпичном цоколе, в пределах которого находится полуподвальный этаж высотой 1,9 м. Все перекрытия плоские, по деревянным балкам. Вальмовые и щипцовые крыши по деревянным стропилам и купола по деревянным кружалам укрыты кровельной сталью. Снаружи стены ошальовани досками горизонтально встык, подоконная их часть - вертикально с нащельниками. Большие прямоугольные окна окаймлены фигурной каймой, на углах - накладные пилястры из досок. Карнизы украшены полосой мелких сухариков. На стенах в интерьере - масляные росписи 1912 и 1950-х гг. Иконостас датируется 1950 г.

Сейчас памятник используется по первоначальному назначению, как приходская церковь. Включен в Свод памятников истории и культуры Украины (том «Черниговская область»), однако до сих пор не поставлен на государственный учет и не внесен в Государственный реестр недвижимых памятников Украины.

Село Атюша

Успенская церковь

Успенская церковь

Построена в 1787 г. Памятник сохранился без существенных перестроек. Возможно, изменена форма завершений башенок на главном фасаде, покраска части лепных украшений, в интерьере сохранились фрагменты деревянной позолоченной резьбы.

Памятник в стиле русского классицизма, из кирпича, оштукатурен, в плане прямоугольник с полукруглой апсидой и двухбашенной композицией западного фасада, бесстолпный с полусферическим куполом. Порталы с трех сторон (северной, южной и западной) акцентированы портиками со спаренными колоннами ионического ордера. Окна расположены в два яруса: на нижнем – полуциркульные с решетками, на верхнем – круглые. Значительную роль в художественном облике памятника играет лепной декор, расположенный у порталов, в плоских нишах и на фризе портиков. Пространство двусветного объема памятника делится четко внутри на три части: восточную, центральную и западную, где расположены П-образные в плане хоры. Раскреповка углов, профилированного карниза в уровне пят арок, зеркала и медальоны подчеркивают строгую гармонию элементов, формирующих интерьер. Лепной декор, выполненный в четком спокойном ритме, украшает отдельные участки стен и своды. Свод апсиды экседры кессонирован обильно розетками.

Архитектура сооружения, пространственное решение интерьера и его декор ставят постройку в ряд выдающихся памятников своего времени.

Село Вишенки

Церковь Успения Богородицы

Небольшая одноэтажная деревянная церковь стоит в центре села в глубине застройки не проглядывается с улицы, от которой ее закрывают деревья и жилые дома.

Церковь была построена во второй половине XVIII в. (Существовала уже в 1770 г.) как Преображенская церковь Макошинского Николаевского мужского монастыря, основанного в начале XVII в. и восстановленного в 1660 г. Монастырь находился на правом берегу р.Десны вблизи пгт Макошино Менского района. Церковь стояла за пределами монастырской ограды. Монастырь был ликвидирован в 1786 по указу российской императрицы Екатерины II о секуляризации монастырской собственности в Украине. В 1798 г. монастырские каменные здания были разобраны. В начале XIX в. Преображенскую церковь разобрали, перевезли в с.Нехаевку и установили здесь на кирпичном цоколе. В 1941-1942 гг. с трех сторон перед входами пристроены тамбуры, а в 1975 г. в юго-восточном углу пристроена пономарня.

Церковь сложена из дубовых брусьев. Она крестообразная, пятисрубная, центральный сруб - квадратный в плане, мышцы - прямоугольные, укороченные, чем достигается определенная компактность структуры. Центральный сруб с помощью плоских треугольных пандативов несет световой восьмерик с окнами в гранях, расположенных по сторонам света. Эти грани опираются на балки, перекинутые через прогоны срубов. Потолки восьмерика и рамен зашиты досками. В интерьере, благодаря отсутствию между срубами стен или арок, создано единое центрическое внутреннее пространство.

Во внешних формах доминирует центральный восьмерик, увенчанный глухим граненым куполом сферических очертаний с фонариком. Южное плечо имеет вальмовую крышу, остальные ветви, а также тамбуры - щипцовые крыши по деревянным стропилам, покрытые кровельной сталью. Стены ошалеваны досками горизонтально встык. Прямоугольные окна обрамленные наличниками.

В интерьере росписей нет. Иконостас датируется 1950 г. Сейчас памятник используется по прямому назначению как приходская церковь. Это - редкий, чудом сохранившийся на Черниговщине образец деревянного монастырского храма XVIII в. Включена в Свод памятников истории и культуры Украины (том «Черниговская область»), однако до сих пор не поставлена на государственный учет и не внесена в Государственный реестр недвижимых памятников Украины.

Село Нехаевка

Церковь рождества Богородицы

Церковь рождества Богородицы

Построена в 1800 г. На северном и южном фасаде имеются следы перестроек. Построена в формах провинциального ампира из кирпича, четырехстолпная, крестообразная в плане с четырьмя пониженными помещениями во внутренних углах основных объемов, с полукруглой апсидой и примыкающей к притвору колокольней.

Основной объем и угловые камеры увенчаны карнизами, причем карниз пониженных камер проходит в уровне пят перемычек полукруглых проемов в лобовых гранях ветвей. Фасады декорированы лаконично: прямоугольные оконные проемы с плоскими наличниками и замковыми камнями, увенчанными дисками, лопатки и колонны. Торцы северной и южной ветвей завершены треугольными фронтонами. Восьмерик барабана, северная и южная ветвь и угловые камеры перекрыты сомкнутыми сводами, западная и восточная – полуциркульными.

В интерьере памятника центральное пространство определяется четырьмя массивными пилонами усложненной крестовой формы и подпружными арками, несущими перекрытия на восьмигранном барабане. Угловые помещения соединены с центральным нефом низкими арочными проемами.

Колокольня двухъярусная, вытянута по поперечной оси, небольшая по размерам, со сквозными арочными проемами.

Село Оболонье

Преображенская церковь

Построена в 1825–1840 гг.

Сооружение в стиле классицизма, кирпичное, оштукатуренное, одноглавое, крестообразное в плане. Увенчано куполом с декоративной главкой на цилиндрическом барабане. Угловые низкие камеры прямоугольные в плане. Основные объемы расчленены небольшого выноса пилястрами дорического ордера, которые несут антаблемент с фризом, украшенным триглифами и карнизом с модульонами. Прямоугольные ветви, углы которых подчеркнуты спаренными пилястрами, завершаются треугольными фронтонами. Барабан главы увенчан карнизом, поддерживающая часть которого решена в виде часто посаженных кронштейнов, полуциркульные оконные перемычки барабана – с рельефными замками.

Центральное место в интерьере занимает подку- польное пространство: на четыре пилона, образованных пересечением внутренних стен с арочными проемами, опираются подпружные арки, несущие барабан. В интерьере – развитой, большого выноса карниз с модульонами, обрамляющий основные объемы в уровне пят арок. Перекрытия ветвей – полуциркульные своды, главы – полусферическое.

Памятник относится к образцам сооружений в стиле русского классицизма на Украине.

Село Райгородок