Главная strelka Украина strelka Черниговская область strelka Чернигов, Черниговский район
Наши путешествия
Достопримечательности Села и поселки История Чернигова

Геральдика

Герб
Черниговского района
Герб Черниговского района

Геральдический щит имеет форму прямоугольника с полукругом в основе. Поле щита пересечен на серебряное и зеленое. В серебряном поле - герб города Чернигова. В зеленом - перекрещенные флаг и сабля, а над ними шесть золотых звезд.
Щит обрамлен золотым картушем с орнаментом из колосьев.
Серебряный цвет щита отражает миролюбие, благородство и чистосердечное жителей района.
Зеленый цвет является символом красоты Полесской земли и ее природных богатств.
Орел, герб города Чернигова, символизирует верность древней геральдической традиции, прерванной в 1917 году, свидетельствует столичный статус района.
Перекресток казацкого Черниговского полкового знамени с саблей является символом мужества и стойкости защитников земли на протяжении веков, символом пограничной местности.
Шесть золотых звезд символизируют шесть городов - центров казачьих сотен: Седневской, Олишевской, полковой сотни, Слабинской, Роищенской, Билоусько.

Флаг
Черниговского района
Флаг Черниговского района

Представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3 состоящее из двух равных горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, нижняя - зеленого.
В верхнем углу у древка на белом поле изображен герб района, высота которого составляет треть высоты флага.
Белая полоса символизирует верность, миролюбие и искренность.
Зеленая полоса символизирует изобилие и богатство Полесского края.

Герб
города Чернигов
Герб города Чернигов

Исторический герб города Чернигова представляет собой серебряный гербовый щит, на фоне которого изображен черный одноглавый орел со специфически расправленными крыльями. Гордо вытянутая шея, высоко поднятая голова, раскрытый клюв с выбросом языка символизируют всепобеждающий и жизнеутверждающее начало, силу, триумф. Широко расставленные лапы, традиционные для изображения черниговского орла, дополняют общее впечатление силы и отваги. В левой лапе орла находится золотой крест, символизирующий духовные основы, значение и влияние христианства в многовековой жизни города, одного из самых влиятельных духовных центров нашей Родины, который предоставил неисчерпаемую плеяду подвижников православия.

Флаг
города Чернигов
Флаг города Чернигов

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище белое полотнище соотношением 2 до 3, в центре которого размещен черный одноглавый коронованный орел левой лапой держит золотой крест.

Чернигов,
Черниговский район

Карта Черниговского района

Черниговский район (укр. Чернігівський район) – административная единица на западе Черниговской области Украины. Административный центр – город Чернигов.

Граничит на севере с Репкинским, на северо-востоке с Городнянским, на востоке с Менским и
Куликовским, на юге Козелецким районами Черниговской области. На западе (по Днепру и Киевскому водохранилищу) - с Чернобыльским районом Киевской и Гомельской областью Республики Беларусь.

Через район пролегает международная автотрасса Одесса - Санкт-Петербург, Юго-Западная железная дорога.

Население: 52 984 чел. (1.12.2011)

Площадь: 2547 км. кв.

план Черниговского замка

Чернигов - город областного подчинения, административный, экономический и культурный центр области. Расположен на правом берегу Десны. Важный узел железнодорожных и автомобильных путей, речной порт, аэропорт.

Население: 296 896 чел.(2011) Телефонный код: +380 462

Чернигов принадлежит к числу самых древних городов Украины-Руси. Ему, как определили археологи, более 1300 лет. Из всех городов Украины и России Чернигов сохранил не только большее количество древнерусских памятников, но и неповторимый ландшафт - зеленые холмы высокого правого берега реки Десны, увенчанные стремительными силуэтами храмов и башен. Благодаря этому город приобретает сейчас значения градостроительного памятника всемирного значения. Сейчас идет подготовка необходимых документов для включения Чернигова в «Список всемирного культурного наследия» ЮНЕСКО. В городе действует Национальный архитектурно-исторический заповедник «Чернигов древний», созданный постановлением Совета Министров Украины от 20 февраля 1967 года как филиал Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» в Киеве с передачей этому филиалу 11 памятников архитектуры Чернигова. Следующим постановлением, от 22 июня 1978 p., Создан самостоятельный заповедник, которому передан весь комплекс княжеского Детинца со Спасо-Преображенским и Борисоглебским соборами (XI-XIII в.), Коллегиумом, домом И.Мазепы, а также Екатерининскую и Пятницкe. церкви, Елецкий и Троицкий монастыри, комплекс Ильинских (Антониевых) пещер (XI-XVII вв.), курган «Черная могила» и курганный могильник на Болдиных горах (всего 34 достопримечательности). Таким образом, заповедник охватывает ценные территории и объекты исторического центра города.

История Чернигова

Территория Чернигова была заселена уже во II тыс. до н. э. По его окрестностям в урочищах Яловщини и Татарской Горке обнаружено поселение эпохи бронзы. В I тыс. н. э. на крутых берегах Десны, порезанных глубокими оврагами, существовало несколько славянских поселений северян: в пределах древней центральной части Чернигова на Валу, на Елецких и Болдиных высотах т.д.. Ученые считают, что они в VIII-IX вв. положили начало Чернигову.

Занимая выгодное географическое положение в бассейне Десны и ее притоков Сейма и Сноуи, город быстро рос. Десной и Днепром он был связан с Киевом.

Первое письменное упоминание о Чернигове относится к 907 году, когда киевский князь Олег после победоносного похода на Византию обязал греков «даяти уклады на руськыи грады: первое на Киев, та же на Чернигов, на Переяславль, на Полтеск, на Ростов, на Любеч и на прочая грады: по тем ибо городам седяху велице князья под Олгом сущее».

Вторым по порядку был назван Чернигов в этом договоре и тали, где шла речь о получении месячного содержания русскими купцами, которые прибывали в Константинополь. В договоре 944 года, заключенном с византийцами преемником Олега Игорем, тоже фигурирует Чернигов и снова - на втором месте. Т.е. в начале X в. Чернигов был центром княжества и одним из крупнейших городов Киевской Руси. Византийский император Константин Багрянородный среди важнейших городов Руси, в середине X в. вели торговлю с Константинополем, также упоминает Чернигов.

Город состоял из четырех укрепленных частей. Древнейшей из них был детинец - центральная административная часть. Он располагался на горе при впадении реки Стрижень в Десну, площадь его равна 15-16 десятин (теперь это территория современного парка на Валу). На детинце сосредоточены княжеский двор с хоромами, боярские дворы, главные соборы города. Он имел трое ворот: Водные, Киевские, Погорелые. С севера и запада к детинцу прилегала ремесленно-торговая часть - окольный град (внешний город), обнесенный рвом, валом и деревянными стенами. Его укрепления включали территорию современной площади Куйбышева, улицу Свердлова и доходили до р. Стрижня. Западная часть окольного града, распространявшейся в направлении Елецкого монастыря, называлась Третьяком. Ремесленно-торговые должности постоянно увеличивались и поэтому начал распространяться за пределы окольного града. Так возникло Предградьея. Оно занимало огромную территорию и включало район современного городского центрального рынка. Предградье тоже было обнесено рвом и валом. На берегу Десны лежала низменная часть города - Подол.

О могуществе древнего Чернигова свидетельствуют также многочисленные курганы IX-X вв. с захоронениями князей и дружинников. Большой интерес среди них представляют курганы Гульбище и Безымянный с захоронениями богатых бояр-дружинников конца IX - начала X века. Найденное оружие дружинника из кургана Гульбище - меч, щит, кольчуга, топор и др. Выдающимся археологическим памятником X в., единственным известным погребением древнерусского князя, является курган Черная Могила. Археологом Д. Я. Самоквасовым еще в 1872 - 73 гг. при раскопках обнаружены мечи, сабли, кольчуги, щит с медным оковкой, серпы, топоры, глиняная посуда, орнаментированные серебряным фризом два рога - сосуды для ритуального питья, костяные шашки и другие вещи, свидетельствуют о высоком уровне ремесла древней Руси.

Первым известным черниговским князем был один из сыновей Владимира Святославича - Мстислав, младший брат Ярослава Мудрого. Перед появлением в Чернигове он княжил в Тмутаракани. 1024, он захватил Чернигов. После смерти Мстислава Ярослав вновь объединил все земли. Незадолго до смерти, последовавшей в 1054 году, Ярослав разделил свои владения между сыновьями, отдал Чернигов Святославу, оставив за старшим сыном Изяславом Киев, соседней Переяслав достался Всеволоду. Князья сопредельных земель некоторое время жили в мире и согласии. 1060 они втроем шли против торков, в 1068 году - против половцев. br> Княжеские усобицы способствовали усилению нападений кочевников, приводили к разрушению хозяйства. Это тяжелым бременем ложилось на плечи трудящегося населения и в большой степени сдерживало развитие города.

После Любецкого съезда в 1097 г., признавшего наследственные права князей, Чернигов и Чернигово-Северское княжество были признаны за Святославичами.

80-90 годы XI века - время дальнейшего усиления и укрепления Чернигова.

В городе развернулось строительство, большой размах приобрел развитие ремесла и торговли. Возникают отдельные места для определенных видов товаров - т. н. ряды - признак того, что здесь появилось немало лиц, которые торговали одним и тем же видом товаров. Разбогатевшие бояре и дружинники возводили новые хоромы, князья - соборы и церкви, оборонительные укрепления. В это время, в частности, был построен новый княжеский двор, заложен Спасо-Преображенский собор, который стал, начиная с Мстислава, усыпальницей черниговских князей, основан Елецкий монастырь. В Чернигове создается епископия, что свидетельствовало о подъеме политического значения княжества. Вокруг города растет количество боярских сел, расширяются их вотчины, все больше свободного населения попадает в зависимость от феодалов.

После окончательного выхода из-под власти Киева Чернигов, будучи столицей отдельного княжества, продолжал оставаться значительным экономическим, политическим и культурным центром Руси. Здесь продолжали развиваться зализодобувного, кузнечное, гончарное, ювелирное и другие ремесла, строительное дело, культура. В XII веке в Чернигове построен Благовещенский, Борисоглебский соборы и Успенский собор Елецкого монастыря, ряд других сооружений. Древний Чернигов был одним из крупнейших культурных центров Киевской Руси. Здесь значительного уровня достигло образование, в основном распространилось среди состоятельных слоев населения, в частности князей, бояр, купцов. Высокообразованными в свое время людьми сыновья Ярослава Мудрого Святослав и Всеволод, что княжили в Чернигове. Всеволод владел пятью языками.

Для домашнего чтения семье Святослава был изготовлен т. н. «Изборник Святослава» - рукописная книга с прекрасно оформленными заглавными буквами, заставками и концовками. Греческий «премудрость» хорошо овладела дочь черниговского князя Михаила-Ефросинья благодаря боярину Федорову. Большую библиотеку, которая впоследствии стала основой библиотеки Киево-Печерского монастыря, собрал черниговский князь Святослав Давидович (Николай Святоша). Чернигов имел свое летописание и местную литературу, здесь складывались былины. Рассказы о Чернигове и его жителях занимают много места в «Повести временных лет», «Поучении» Владимира Мономаха, в Киевском летописи, который полностью посвящен борьбе Ольговичей с Мономаховичами, в «Слове о полку Игореве». Первым произведением жанра путешествий в древнерусской литературе было «Хождение» черниговского игумена Даниила, что в 1106-1107 гг. совершил путешествие в Палестину.

Культура Чернигова является составной частью культуры Киевской Руси, которая стала основой достижений трех братских народов - русского, украинского и белорусского.

Монголо-татарское нашествие задержала на несколько веков дальнейшее развитие Чернигова.

18 октября 1239 ордынцы появились под стенами Чернигова, который считался в то время городом «богатым воинами», «славным мужеством горожан», «крепким и многолюдным». Враги окружили его со всех сторон. Двоюродный брат Михаила Черниговского - князь Мстислав Глебович привел свое войско на выручку осажденным. Разгорелся ожесточенный бой. Осажденные пытались помочь воинам Мстислава Глебовича, начали обстреливать нападавших из метательных орудий.

После нашествия Чернигов теряет значение политического центра Чернигово-Север-толщины, уступив перед Брянском. Над черным слоем пожарища, оставленного монголо-татарами, археологи находят в основном только остатки керамики. Разрушения, причиненные городу, были очень велики.

Уцелевшее население завоеватели разделили на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч («тьмы»), обложили тяжелым налогом. В исторических документах тех времен встречается и «Черниговская тьма со всим выходы и даньмы». В городе появился татарский сборщик дани - баскак, которому рязанский князь вынужден был даже дарить земли: «отвесть поле по реке Проня». Через некоторое время вернулся из Польши князь Михаил. 1246 он поехал к Батыю просить «ярлык» на княжение. Здесь пытались заставить его выполнить унизительный обряд: вернуться на юг и поклониться изображению Чингисхана. Гордый князь ответил, что христианину не подобает поклоняться изображению мертвого человека. Как ни уговаривали его приближенные, он остался непреклонным и был убит татарами.

Очень медленно заживали раны, нанесенные нашествием. Ослаблением Руси воспользовались литовские феодалы, которые еще 1220 посягали на ее земле. В начале 60-х годов XIII века под руководством Миндаугаса вновь попытались захватить Чернигово-Сиверщину. В 1355 литовские войска еще раз появляются на черниговских землях. В течение 1355-1356 гг. вся Черниговщина, в т.ч. и Чернигов, попали под их власть.

Почти полтора века продержались здесь новые захватчики. Однако Чернигов и поддерживал тесные связи с остальными русскими землями, продолжал бороться с монголо-татарами, объединяясь в одно государство с центром в Москве. Так, в начале XV в. в Москву прибыло несколько украинских феодалов во главе с князем Свидригайло. Среди воинов, которые приехали с ними, большинство составляли выходцы из Чернигова. В последней четверти XV века движение за освобождение из-под литовского господства и воссоединение с братским русским народом стал массовым. Население Чернигово-Сиверщины отказалось повиноваться литовским панам. Наконец, в 1500 году на сторону России переходит ряд князей, в т. ч. и Семен Можайский, владевший Черниговом, Стародубом, Гомелем, Минском. Война между Литвой и Россией в 1501-1503 гг. закрепила Чернигов вместе с другими населенными пунктами Чернигово-Сиверщины и Смоленщины за Российским государством.

Воссоединения этих земель с российскими способствовало ослаблению социально-экономического(на Черниговщине в конце XVI в. Барщина составляла 2 дня, а на остальной территории Украины от 3 до 5), политического и ликвидации религиозного угнетения, дальнейшему развитию ремесла, торговли, строительного дела. В XVI веке русские торговые люди стали появляться в Чернигове еще чаще. Они приезжали сюда целыми обозами подвод и продавали собольи шубы, тулупы, шелковые и льняные полотна, изделия из кожи, оружие.

Чернигов был в то время пограничным городом, поэтому царское правительство позаботилось о его укрепления. В 1531 - 1534 гг. здесь построена деревянная крепость. Ее обнесли валом и глубоким рвом, установили 27 больших и множество мелких пушек.

Литовские феодалы не могли примириться с потерей Чернигова. Летом 1534 их войска опустошили окрестности Чернигова и другие города Чернигово-Сиверщины. Осенью того же года они снова подошли к Чернигову, но понеся большие потери, вынуждены были отступить. Во время переговоров в Москве 1542 литовские послы требовали возвращения Чернигова и других шести городов в обмен на пленных. Добивался польский король и великий князь литовский Сигизмунд II. Литовские и польские паны пытались захватить Чернигов в 1563 году во время Ливонской войны, однако безуспешно. Еще одну попытку овладеть городом совершили они в 1579 году, и мужественная оборона черниговцев заставила их снять осаду и отступить. Однако магнаты со своими наемниками продолжали разбоем. Один из них, М. Вишневецкий, в бессильной ярости тогда же сжег Чернигов и несколько других городов.

В начале XVII в. ставленник польской шляхты Лжедмитрий захватил Чернигов.

Через четыре года город Чернигов попал в руки польских интервентов, которым удалось закрепить его за собой по условиям Деулинского перемирия 1618 года на четырнадцать с половиной лет, а по Поляновскому миру 1634 года- навечно.

Сначала Чернигов входил в т. н. княжество Черниговское и подлежал администрации королевича Владислава, а после 1635 стал главным городом Черниговского воеводства. Здесь находился воевода, которого король назначал только из знатных польских феодалов, шляхта собиралась на сеймики. Польское правительство позаботилось не только о шляхте, но и о католическом духовенстве. Начались преследования православных, насильственное насаждение унии. Католикам был передан в Чернигове Борисоглебский монастырь, архимандритом Елецкого монастыря в 1628 году стал униат. Смоленский архиепископ даже поклялся, что в Смоленске, Чернигове и Стародубе всех православных приведет к унии. Чтобы увеличить доходы, в 1623 году (по другим сведениям 1620) король предоставил Чернигову магдебургское право. Все должности в городском самоуправлении заняла шляхта. Войт не избирался, а назначался королем - и обязательно из католиков.

7 июня севские воеводы, сообщив царю о событиях на Украине, подчеркивали, что народные массы стремятся воссоединиться с русским народом. 19 июня они уже докладывали: повстанческие войска завладели Черниговом, Нежином, Борзною и другими городами. Шляхта пыталась задержаться в Черниговской крепости, однако 15 июня мещане вместе с казаками выбили ее оттуда. Город навсегда освободился от польского ига. Оно стало центром Черниговского полка.

Чернигову, расположенному на северных рубежах освобожденной территории, угрожали войска литовского гетмана Радзивилла. Поэтому здесь в свободное от походов время находился весь Черниговский полк во главе с Небабой. Весной 1651 года сюда подошли Киевский и Нежинский полки. В июне польско-литовская шляхта начала наступление на Украину с севера. Незначительные группы казаков, охранявших переправы через Днепр, не могли сдержать врага. М. Небаба немедленно выступил из Чернигова навстречу захватчикам. Преобладающее численностью и вооружением войска Радзивилла нанесли казакам поражение. 6 июля героически погиб в бою и М. Небаба.

Казаки отступили в Чернигов. За ними двинулись и польско-литовские войска, надеясь на легкую победу. Наказной полковник С. Пободайло мобилизовал все имеющиеся силы на оборону города. Радзивилл предложил черниговцам сдаться, но получил решительный отказ и отошел на Смоленщину.

Возвращение на Черниговщину шляхты после Белоцерковского договора 1651 года вызвало новые выступления населения против иноземных захватчиков, за воссоединение Украины с Россией.

Радостно встретили черниговцы решения Переяславской рады. 28 января 1654 они торжественно приветствовали российское посольство В. Бутурлина и в Спасо-Преображенском соборе поклялись быть верными союзу с русским народом. Присутствующих во время церемонии было 1105 человек. Союзу с русским народом черниговцы, как и весь украинский народ, остались верными навеки. Казаки Черниговского полка помогали жителям и казакам Стародубского полка защищать Стародуб от шведских захватчиков, принимали участие в Полтавской битве 1709 года.

Воссоединение Украины с Россией способствовало дальнейшему развитию хозяйства и культуры города. Расширяются и укрепляются его связи с российскими городами.

Царское правительство, способствуя дальнейшему развитию торговли и ремесла, в 1655, 1666 и 1690 гг. подтвердил право Чернигова на самоуправление и предыдущие «вольности». Но эти подтверждения почти ничего не давало городским низам. Все выборные должности в магистратуре - войта, бурмистров, райцев, лавочников, как правило, занимали многочисленные представители имущих мещанских и офицерских семей, которые пытались переложить на плечи трудящихся все бремя налогов. Формы и размеры налогов не были четко определены, поэтому представители властей могли не только сами избежать их уплаты, но и нажиться за счет мещан и казаков.

план Черниговского замка
Черниговский замок, фрагмент
"Абрис Чернигвский" 1706 г.

Оставаясь пограничным городом Русского государства, Чернигов постоянно укреплялся. В 1670-1680 гг. крепость заново перестроили. 1719 расширили. После этого она занимала всю территорию нынешнего парка на Валу. Конце XVIII в., Когда границы Русского государства передвинулись далеко на запад, крепость потеряла свое значение и в 1799 году была ликвидирована.

С ликвидацией царизмом полкового устройства и созданием Черниговского наместничества, Чернигов с 1782 г. становится центром наместничества, а с образованием 1796 Малороссийской губернии, 1802 г. Черниговской губернии - центром губернии. В связи с этим городское самоуправление было сведено на нет. Городская дума, которая пришла на смену магистрата, хотя и оставалась выборным органом, но с 1796 г. полностью подчинялась губернатору. Без его разрешения она не совершала ни одного мероприятия. На нее возлагался надзор лишь за торговлей и благоустройством. Мещане, составлявшие большинство населения, были поставлены в узко сословные рамки. им разрешалось заниматься ремеслом и торговлей. Они платили государству многочисленные налоги, выполняли различные повинности. На их средства содержалась квартира губернатора и других высших губернских чиновников, полиция, тюрьма, пожарная команда, богадельня и т.д..

Во время Отечественной войны 1812 года жители Чернигова обнаружили высокий патриотизм. Многие вступало в казацкие полки и ополчения, мужественно сражались с вражескими войсками. Черниговский драгунский полк отличился в Бородинском сражении. Жители Чернигова приняли на себя заботы о эвакуировано белорусское население. В Чернигове размещались учреждения Белостока, Рогачева, Могилева.

После воссоединения Украины с Россией возрастает роль Чернигова как одного из центров развития культуры. Еще в конце XVII века в Чернигове открылась приходская школа. 1786 таких школ уже 6. 1700 начал работать среднее учебное заведение - коллегиум, созданный на основе славяно-латинской школы, которую сюда перевели из Новгорода-Северского. Сначала в нем было четыре класса: инфима, синтаксима, поэтика, риторика. В 1748 году открыли пятый класс - философию. Здесь изучали грамматику, историю, географию, математику, философию, латинский и греческий языки, однако уровень преподавания был невысоким из-за недостаточной подготовки преподавателей. Нуждающиеся студенты жили в бурсе, для которой по приказу архиерея выдавались дрова и несколько раз в неделю ржаной хлеб и крупа на кашу. Эта выдача была такой жалкой, что бурсакам каждый день приходилось после уроков ходить по городу под окнами, петь религиозные песни и просить милостыню. Срок обучения в коллегиуме был семь лет. 1776 его реорганизовали в духовную семинарию. Работало в Чернигове также первое народное училище (главная народная школа), которая состояла из четырех классов. Был открыт в Чернигове и т. н. свободный пансион, где учились дворянские дети мужского пола.

В 1805 году на базе народного училища была открыта губернская гимназия. В последующие годы начали работать уездное и приходское училища. Накануне реформы 1861 года в Чернигове было 5 учебных заведений: гимназия, три училища и духовная семинария. В них обучалось 538 человек, преимущественно дети дворян. Кроме того, было 3 приходские школы.

В 1860-1862 гг. в городе работала «воскресная школа» для взрослых, где обучалось до 90 человек. «Воскресная школа» имела прогрессивное направление и поэтому была закрыта царскими властями.

Значительными центрами культурной жизни были типографии. В первой половине XVII в. здесь действовала типография Кирилла Ставровецкого. 1646 года в ней, в частности, напечатано сборник стихов и статей К. Ставровецкого «Перло многоценное». 1679 в Чернигов перевели из Новгорода-Северского типографию, основанную JI. Барановичем. Она выдала произведения И. Галятовского, И. Максимовича, Д. Ростовского и других украинских писателей XVII в. Книги печатались украинском, польском и церковнославянском языках.

До первой половины XIX века относится начало издания первого журнала на Черниговщине. В 1838 году начала выходить газета «Черниговские губернские ведомости». В газете сотрудничали писатель этнограф В. Шишацкий-Иллич, историк А. М. Лазаревский и другие.

Во второй половине XIX в., Когда в России стал быстро развиваться капитализм, определенные изменения происходили и в Чернигове. Однако в это время он не сложился как промышленный центр, а оставался по-прежнему, сосредоточением ремесленно-кустарных промыслов. Строительство в городе обусловливало рост кирпичных заводов и их мощностей.