Главная strelka Украинаstrelka Черниговская областьstrelka Бобровица,Бобровицкий районstrelka Достопримечательности Бобровицы
Наши путешествия
Достопримечатльности Села и поселки История

Достопримечательности
Бобровицы

Бобровицкий районный историко-краеведческий музей

Бобровицкий районный историко-краеведческий музей

Бобровицкий районный историко-краеведческий музей - расположен в центре города.

Строить музей начали в 1984. Торжественно открыли в 1986, в дни празднования Победы.

В экспозиции музея представлены вещи 16-18 века, а именно: посуда, керамика, предметы из металла, бронзы и меди, старинные иконы, полотенца, предметы одежды и предметы быта.

В экспозиции также экспонируются документы, фотографии и личные вещи, связанные с жизнью и деятельностью изобретателя первого автоматического оружия Якова Рощепия, выдающегося поэта Павла Тычины, украинского ученого, литератора и просветителя Анатолия Погребного и известного художника, автора украинской гривны Василия Лопаты.

Представлены и документы, касающиеся жизни и деятельности декабристов Сергея и Марии Волконских, Александра Поджио. В частности, на территории района находится единственное захоронение декабристов в Украине.

Для посетителей представлено 6 экспозиционных залов:

– Путешествие в далекое прошлое родного края.

– Бобровиччина в период реформы 1861 года.

– Украинская революция. Бобровицкий район в предвоенный период. Голодомор 1932-1933 годов.

– Бобровиччина в Второй мировой войне.

– Развитие района на современном этапе.

– Выдающиеся личности - наши земляки.

Бобровица ул. Ивана Франко, 1.

Церковь Успения Богородицы

Церковь Успения Богородицы

Крещатая в плане, девятисрубная, однокупольное, с колокольней деревянная церковь стоит на окраине села вблизи опушки на холме над прудом. Рядом с церковью - старый сельский погост.

Построена в 1895 г. вместо падшей предыдущей деревянной церкви. Имеет структуру, типичную для епархиальных церквей последней трети XIX в.: Центральный квадратный в плане четверик увенчан световым восьмериком, переход к которому в интерьере решен с помощью плоских треугольных пандативов и промежуточной конструкции в виде усеченной восьмигранной пирамиды. Восьмерик венчает купол параболических очертаний с фонариком и куполом.

На фасадах стены шалеваны досками встык: ниже уровня окон - вертикально, выше - горизонтально, что создает определенный декоративный эффект. Все окна прямоугольные, окаймленные простыми наличниками с треугольными сандриками. Эти элементы декора, а также крупные стреловые кокошники, завершающие грани восьмериков бани и колокольни, придают зданию определенное своеобразие.

Памятка используется по первоначальному назначению.

с.Кобижча

Церковь св. Параскевы Пятницы

Церковь св. Параскевы Пятницы

Небольшая пятисрубная, крещатая в плане, однокупольная деревянная церковь стоит на невысоком холме в центре села, в тылу уличной застройки. Такое расположение ослабляет композиционно-видовое влияние церкви как архитектурного акцента.

Построенная на средства и усилиями местной православной общины уже при советской власти, в 1922 г. Воспроизведена традиционнаядля народной деревянной архитектуры Левобережья планировочно-пространственная структура приходского храма.

Центральный четверик квадратный в плане. С помощью плоских треугольных пандативив он несет широкий световой восьмерик с зашитым досками потолком. В западной части бабинца - небольшие хоры в виде балкона. С запада к бабинца вдоль центрального входа пристроены небольшие прямоугольные в плане кладовые, в результате чего по центру западного фасада образовалась лоджия. Алтарь пятистенный, значительно уже чем центральный четверик. Основные компартименты соединены трапециевидными арками. Все потолки, кроме бабинца, плоские. Окна прямоугольные, окаймленные простой каймой; в световом восьмерике они имеют скошенные верхние углы - форма, характерная для архитектуры так называемого украинского модерна 1910-1920-х гг.

Масличные росписи в интерьере выполнены в 1970-х гг. Резной деревянный иконостас датируется 1870-и гг. Его перевезли сюда из Чернигова в 1929 г. Характерными резными элементами иконостаса являются ажурные экседры над царскими вратами, сами царские врата, а также полуколонны.

Здание используется по прямому назначению и является уникальным памятником украинской церковной архитектуры советской эпохи, удостоверяющий очень важный факт: после падения Российской империи и отмены синодальных ограничений в Украину, даже при большевистского правления, сельские общины начали возводить деревянные храмы в несколько модернизированных архитектурных формах эпохи Гетманщины. Это - наглядное свидетельство прочности народных архитектурных традиций.

с.Макаровка

Вознесенская церковь

Вознесенская церковь

Каменная, крещатая в плане однокупольная церковь расположена на равнинной местности в центральной части села среди высоких деревьев, которые существенно снижают доминантную композиционную роль памятника в застройке поселения.

Церковь начали строить в 1852 г., а освятили после 1859. Первоначально она построена тридольной, однокупольной, с полукруглой апсидой и прямоугольным в плане удлиненным бабинцом. В последней трети XIX в. к центральному компартименту с юга пристроили прямоугольный в плане боковой придел во имя Пресвятой Троицы. Одновременно с севера к центральному компартименту пристроили такую же пристройку, так что здание в целом сохранило симметричную структуру. В конце XIX в. Свято-Троицкий боковой алтарь расширили пристройкой с востока прямоугольного в плане алтарного помещения. В то же время к апсиде с севера пристроили маленькую квадратную в плане ризницу. Во второй половине XX в. перед западным порталом храма устроили деревянный тамбур. На протяжении XX в. памятник претерпел некоторые потери, в частности утраченные первоначальное венчание бани, а также каменные фронтоны на боковых ветвях пространственного креста (сейчас эти треугольные плоскости зашиты досками).

На пересечении ветвей возвышается массивный световой восьмерик, покрытый невысоким палаточным навесом. В гранях восьмерика по сторонам - арочные окна, спаренные в виде бифориев, а в диагональных гранях - такие же ниши. Ребра восьмерика акцентируют пилястры, опирающиеся на консоли. В основные объемы угла подчеркнуты массивными пилястрами. Плоскости стен прорезаны высоко расположенными арочными окнами вытянутых пропорций, фланкированные пилястрами и увенчанными довольно примитивными треугольными сандриками. Северный и южный порталы решены в формах «русско-византийской» стилистики - перспективными порталами с килевидным завершением Архивольты.

Памятка используется по первоначальному назначению.

с.Новая Басань

Церковь Успения Богородицы

Церковь Успения Богородицы

Крестообразный в плане, однокупольный, каменный храм с колокольней стоит на ровном месте в центре села. Южным фасадом выходит на площадь, чем обеспечивается хороший обзор этой главной архитектурной доминанты поселения.

Строительство начато 1801 средства графа К.Г.Розумовского, которому принадлежал Новый Быков. Церковь, освященна в 1804 г., Строилась по тому же проекту, по которому в 1803 г. возведена Воскресенская церковь-усыпальница К.Разумовского в Батурине.

Композиция здания характерна для классицистических церквей начала XIX в.: Алтарная апсида вытянута, полукруглая в плане; удлиненное западное плечо закруглено, к нему вплотную прилегает колокольня типа «четверик на четверике», завершеная сферической восьмигранной баней с высоким шпилем. Западный вход в церковь акцентировано пристенным четырехколонным портиком тосканского ордера со спаренными колоннами. Северный и южный выступы на главных гранях имеют глубокие четырехколонные портики тосканского ордера с треугольными фронтонами. Сферическая баня на световом цилиндрическом подбаннике, увенчанная глухим фонариком. В подбанниках прорезаны круглые оконные проемы.

Здание имеет изысканный и лаконичный декор в стилистике высокого классицизма: колонны несут полный антаблемент с тонко профилированными обломами, он как горизонтальная тяга опоясывает все здание. Большие прямоугольные окна устроены в плоских арочных нишах, над которыми размещены декоративные элементы в виде круглых ниш, вписанных в квадраты.

В 1970-х гг. в боковых плечах были устроены хоры в виде настила по стальным балкам двутаврового сечения. Иконостас и росписи в интерьере датируются 1970-и гг.

Памятка используется по первоначальному назначению.

с. Новый Быков

Церковь святых Петра и Павла

Церковь святых Петра и Павла

Невысокая каменная церковь находится на холме в центре села среди высоких деревьев. Композиционно-видовое влияние ее незначительно. Прямоугольная в плане, тридольный основной объем церкви возведен в 1838 г. В середине XIX в. пристроен западный притвор с двухъярусной колокольней, увенчанной «мавританским» куполом. В 1895 г. по проекту архитектора О.Ягна в притворе церкви были устроены хоры в виде балкона, опирающиеся на две колонны. В 1930-х гг. верхний ярус колокольни был разрушен. В 1950-х гг. надстроен второй ярус колокольни в виде низкого деревянного четверика с куполом.

Здание имеет планировочную структуру, традиционную для украинских приходских храма, однако решена она в архитектурных формах раннего историзма и стилистически является переходным звеном от позднего классицизма к романтизму. Все три участка имеют одинаковую ширину. Участки соединены широкими полуциркульными арками. Интерьеру в целом свойственна продольно-осевая ориентация пространства. Над навой возвышается аттик, увенчанный широким, округлым «мавританским» декоративным куполом. Окна вытянутых пропорций имеют стрельчатые абрисы. Они размещены в плоских стрельчатых нишах.

Памятка используется по первоначальному назначению.

с. Петровка